Проц амд для игр. Выбор процессора для компьютера

Когда речь заходит о геймерской сборке, то основное внимание уделяется видеокарте. Логично, ведь именно графический адаптер отвечает за поддержку тех или иных технологий, а также за уровень производительности в играх. Однако только грамотно подобранный центральный процессор позволит ему полностью раскрыть свой потенциал. Часто возникает вопрос: «прокачает» ли такой-то чип такую-то видеокарту? Этот материал - попытка на практике определить основные характеристики центрального процессора, влияющие на производительность 3D-ускорителя в современных играх.

Первый четырехъядерный процессор вышел осенью 2006 года. Им стала модель Intel Core 2 Quad, основанная на ядре Kentsfield. В то время популярными играми считались такие бестселлеры, как The Elder Scrolls 4: Oblivion и Half-Life 2: Episode One. Еще не появился «убийца всех игровых компьютеров» Crysis. А в ходу был API DirectX 9 с шейдерной моделью 3.0.

Но на дворе конец 2015 года. На рынке, в настольном сегменте, присутствуют 6- и 8-ядерные центральный процессоры, однако популярными по-прежнему считаются 2- и 4-ядерные модели. Геймеры восхищаются ПК-версиями GTA V и «Ведьмак 3: Дикая охота», а в природе пока не существует игровой видеокарты, способной выдать комфортный уровень FPS в 4K-разрешении при максимальных настройках качества графики в Assassin’s Creed Unity. К тому же состоялся релиз операционной системы Windows 10, а это значит, что официально наступила эпоха DirectX 12. Как видите, за девять лет много воды утекло. Поэтому вопрос выбора центрального процессора для игрового компьютера актуален как никогда.

Суть проблемы

Существует такое понятие, как эффект процессорозависимости. Он может проявиться абсолютно в любой компьютерной игре. Если производительность видеокарты упирается в возможности центрального чипа, то говорят, что система процессорозависима. Надо понимать, что не существует единой схемы, по которой можно определить силу этого эффекта. Все зависит от особенностей конкретно взятого приложения, а также выбранных настроек качества графики. Тем не менее, в абсолютно любой игре на «плечи» центрального процессора ложатся такие задачи, как организация полигонов, расчеты освещения и физики, моделирование искусственного интеллекта и еще множество других действий. Согласитесь, работенки предостаточно.


В процессорозависимых играх количество кадров в секунду может зависеть от нескольких параметров «камня»: архитектуры, тактовой частоты, количества ядер и потоков, а также объема кэша. Основная цель этого материала - выявить основные критерии, влияющие на производительность графической подсистемы, а также сформировать понимание, какой центральный процессор подойдет той или иной дискретной видеокарте.

Частота

Как выявить процессорозависимость? Самый действенный способ - эмпирически. Так как параметров у центрального процессора несколько, то давайте разберем их по очереди. Первая характеристика, на которую чаще всего обращают самое пристальное внимание, - это тактовая частота.

Тактовая частота у центральных процессоров уже достаточно давно не растет. Сначала (в 80-е и 90-е) увеличение именно мегагерц приводило к бешенному росту общего уровня производительности. Сейчас же частота центральных процессоров AMD и Intel застыла в дельте 2,5-4 ГГц. Все, что ниже - слишком бюджетно и не совсем подходит для игрового компьютера; все, что выше - это уже оверклокинг. Так и формируются линейки процессоров. Например, есть модель Intel Core i5-6400, функционирующая со скоростью 2,7 ГГц (182 доллара США), а есть Core i5-6500 со скоростью работы 3,2 ГГц (192 доллара США). У этих процессоров одинаковы абсолютно все характеристики, кроме тактовой частоты и цены.


В продаже можно найти чипы с разблокированным множителем. Он позволяет самостоятельно разгонять процессор. У Intel такие «камни» имеют литеры «К» и «Х» в названии. Например, Core i7-4770K и Core i7-5690X. Плюс есть обособленные модели с разблокированным множителем: Pentium G3258, Core i5-5675C и Core i7-5775C. Процессоры AMD маркируются схожим образом. Так, гибридные чипы в названии имеют букву «K». Есть линейка процессоров FX (платформа AM3+). Все входящие в нее «камни» имеют свободный множитель.

Современные процессоры AMD и Intel поддерживают функцию автоматического разгона. В первом случае она называется Turbo Core, во втором - Turbo Boost. Суть ее работы проста: при должном охлаждении процессор во время работы увеличивает свой тактовую частоту на несколько сотен мегагерц. Например, Core i5-6400 функционирует со скоростью 2,7 ГГц, но при активной технологии Turbo Boost этот параметр может перманентно увеличиваться до 3,3 ГГц. То есть ровно на 600 МГц.


Возьму видеокарту NVIDIA GeForce GTX TITAN X - самое мощное одночиповое игровое решение современности. И процессор Intel Core i5-6600K - мейнстрим-модель, оснащенную разблокированным множителем. Затем запущу Metro: Last Light - одну из самых процессорозависимых игр наших дней. Настройки качества графики в приложении подобраны таким образом, чтобы количество кадров в секунду каждый раз упиралось в производительность процессора, но не видеокарты. В случае с GeForce GTX TITAN X и Metro: Last Light - максимальное качество графики, но без применения сглаживания. Далее замерю средний уровень FPS в диапазоне от 2 ГГц до 4,5 ГГц в разрешениях Full HD, WQHD и Ultra HD.


Наиболее заметно эффект процессорозависимости, что логично, проявляется в легких режимах. Так, в 1080p с ростом частоты стабильно увеличивается и средний FPS. Показатели получились весьма впечатляющими: при увеличении скорости работы Core i5-6600K с 2 ГГц до 3 ГГц число кадров в секунду в Full HD-разрешении увеличилось с 70 FPS до 92 FPS, то есть на 22 кадра в секунду. При увеличении частоты с 3 ГГц до 4 ГГц - еще на 13 FPS. Таким образом, получается, что используемый процессор при заданных настройках качества графики смог «прокачать» GeForce GTX TITAN X в Full HD только с 4 ГГц - именно с этой отметки количество кадров в секунду при увеличении частоты ЦП перестало расти.

При увеличении разрешения эффект процессорозависимости проявляется менее заметно. А именно количество кадров перестаёт расти, начиная с 3,7 ГГц. Наконец, в разрешении Ultra HD мы практически сразу же уперлись в потенциал графического адаптера.

Дискретных видеокарт много. На рынке принято каталогизировать эти устройства по трем сегментам: Low-end, Middle-end и High-end. Капитан Очевидность подсказывает, что разным по производительности графическим адаптерам подходят разные процессоры с разными частотами.


Теперь возьму видеокарту GeForce GTX 950 - представителя верхнего сегмента Low-end (или нижнего Middle-end), то есть абсолютную противоположность GeForce GTX TITAN X. Устройство относится к начальному уровню, тем не менее, оно способно обеспечить приличный уровень быстродействия в современных играх в разрешении Full HD. Как видно из графиков, расположенных ниже, процессор, функционирующий на частоте 3 ГГц, «прокачивает» GeForce GTX 950 и в Full HD, и в WQHD. Разница с GeForce GTX TITAN X видна невооруженным взглядом.

Важно понимать, что, чем меньше нагрузки ложится на «плечи» видеокарты, тем выше должна быть частота центрального процессора. Нерационально приобрести, например, адаптер уровня GeForce GTX TITAN X и использовать его в играх в разрешении 1600х900 точек.

Видеокартам уровня Low-end (GeForce GTX 950, Radeon R7 370) хватит центрального процессора, функционирующего на частоте от 3 ГГц. Адаптерам сегмента Middle-end (Radeon R9 280X, GeForce GTX 770) - 3,4-3,6 ГГц. Флагманским видеокартам High-end (Radeon R9 Fury, GeForce GTX 980 Ti) - 3,7-4 ГГц. Производительным связкам SLI/CrossFire - 4-4,5 ГГц

Архитектура

В обзорах, посвященных выходу того или иного поколения центральных процессоров, авторы то и дело констатируют, что разница в производительности в х86-вычислениях год от года составляет мизерные 5-10%. Это своеобразная традиция. Ни у AMD, ни у Intel уже давно не наблюдается серьезного прогресса, а фразы в стиле «продолжаю сидеть на своем Sandy Bridge, подожду следующего года » становятся крылатыми. Как я уже говорил, в играх процессору тоже приходится обрабатывать большое количество данных. В таком случае возникает резонный вопрос: в какой степени эффект процессорозависимости наблюдается в системах с различными архитектурами?

И для чипов AMD, и для Intel можно определить список современных архитектур, которые до сих пор пользуются популярностью. Они актуальны, в глобальном масштабе разница в быстродействии между ними не такая большая.

Возьмем пару чипов - Core i7-4790K и Core i7-6700K - и заставим их работать на одной частоте. Процессоры на базе архитектуры Haswell, как известно, появились летом 2013 года, а решения Skylake - летом 2015 года. То есть прошло ровно два года с момента обновления линейки «так»-процессоров (так Intel называет кристаллы, основанные на совершенно разных архитектурах).


Как видите, разницы между Core i7-4790K и Core i7-6700K, работающими на одинаковых частотах, не наблюдается. Skylake опережает Haswell лишь в трех играх из десяти: в Far Cry 4 (на 12%), в GTA V (на 6%) и в Metro: Last Light (на 6%) - то есть во все тех же процессорозависимых приложениях. Впрочем, 6% - это сущие пустяки.

Немного банальностей: очевидно, что игровой компьютер лучше собирать на базе максимально современной платформы. Ведь важна не только производительность самих чипов, но и функциональность платформы в целом.

Современные архитектуры за небольшим исключением имеют одинаковую производительность в компьютерных играх. Обладатели процессоров семейств Sandy Bridge, Ivy Bridge и Haswell могут чувствовать себя вполне спокойно. С AMD аналогичная ситуация: всевозможные вариации модульной архитектуры (Bulldozer, Piledriver, Steamroller) в играх обладают примерно схожим уровнем производительности

Ядра и потоки

Третьий и, возможно, определяющий фактором, ограничивающий производительность видеокарты в играх, - количество ядер центрального процессора. Недаром у все большего числа игр в минимальных системных требованиях указывается необходимость установки четырехъядерного центрального процессора. К ярким примерам можно отнести такие хиты современности, как GTA V, Far Cry 4, «Ведьмак 3: Дикая охота», и Assassin’s Creed Unity.

Как я уже говорил в самом начале, первый четырехъядерный процессор появился девять лет назад. Сейчас в продаже есть 6- и 8-ядерные решения, но в ходу по-прежнему 2- и 4-ядерные модели. Приведу таблицу маркировок некоторых популярных линеек AMD и Intel, разделив их в зависимости от количества «голов».

2-ядерные

4-ядерные

6-ядерные

8-ядерные

FX-4000, A8, A10, Athlon X4

FX-8000, FX-9000

Pentium, Celeron, Core i3

Core i5, Core i7

Core i7-3900, Core i7-4900, Core i7-5800

Гибридные процессоры AMD (A4, A6, A8 и A10) иногда называют 8-, 10- и даже 12-ядерными. Просто маркетологи компании к вычислительным блокам еще и приплюсовывают элементы встроенного графического модуля. Действительно, существуют приложения, которые могут задействовать гетерогенные вычисления (когда х86-ядра и встроенное видео вместе обрабатывают одну и ту же информацию), но в компьютерных играх такой схемы не применяется. Вычислительная часть выполняет свою задачу, графическая - свою.

Некоторые процессоры Intel (Core i3 и Core i7) имеют определенное количество ядер, но удвоенное количество потоков. За это отвечает технология Hyper-Threading, впервые нашедшая свое применение еще в чипах Pentium 4. Потоки и ядра - немного разные вещи, но об этом мы погорим чуть позже. В 2016 году AMD выпустит процессоры, построенные на базе архитектуры Zen. Впервые чипы «красных» обзаведутся технологией, схожей с Hyper-Threading.


Проведем небольшой эксперимент. Я взял 10 популярных игр. Согласен, такого ничтожного количества приложений недостаточно, чтобы со 100-процентной уверенностью утверждать о полном изучении эффекта процессорозависимости. Однако в список попали только хиты, которые наглядно продемонстрируют тенденции в современном геймдеве. Настройки качества графики подбирались таким образом, чтобы итоговые результаты не уперлись в возможности видеокарты. Для GeForce GTX TITAN X - это максимальное качество (без сглаживания) и разрешение Full HD. Выбор подобного адаптера очевиден. Если процессор сможет «прокачать» GeForce GTX TITAN X, то он справится с любой другой видеокартой. В стенде использовался топовый Core i7-5960X для платформы LGA2011-v3. Тестирование проводилось в четырех режимах: при активации только 2 ядер, только 4 ядер, только 6 ядер и 8 ядер. Технология многопоточности Hyper-Threading не задействовалась. Плюс тестирование проводилось с двумя частотами: при номинальных 3,3 ГГц и в разгоне до 4,3 ГГц.


GTA V - одна из немногих игр современности, задействующих все восемь «корок» процессора. Следовательно, ее можно назвать самой процессорозависимой. С другой стороны, разница между шестью и восемью ядрами оказалась не такой внушительной. Судя по результатам, два ядра очень сильно отстают от других режимов работы. Игра тормозит, большое количество текстур элементарно не прорисовывается. Стенд с четырьмя ядрами демонстрирует заметно более высокие результаты. От шестиядерного он отстает всего на 6,9%, а от восьми ядер - на 11%. Стоит ли в таком случае овчинка выделки - решать вам. Однако GTA V наглядно демонстрирует, как количество ядер процессора влияет на производительность видеокарты в играх.

Похожим образом ведет себя абсолютное большинство игр. В cеми из десяти приложений система с двумя ядрами оказалась процессорозависимой. То есть уровень FPS был ограничен именно центральным процессором. В то же время в трех из десяти играх шестиядерный стенд продемонстрировал преимущество над четырехъядерным. Правда, разницу нельзя назвать существенной. Самой радикальной оказалась игра Far Cry 4 - она тупо не запустилась на системе с двумя ядрами.

Прирост от использования шести и восьми ядер в большинстве случаев оказался либо слишком маленьким, либо его вообще не было.


Тремя играми, лояльными к двухъядерной системе, оказались «Ведьмак 3», Assassin’s Creed Unity и Tomb Raider. Во всех режимах были продемонстрированы одинаковые результаты.

Для тех, кому интересно, приведу таблицу с полными результатами тестирования.


Четыре ядра - оптимальное количество на сегодняшний день. В то же время очевидно, что с двухъядерным процессором игровые компьютеры собирать не стоит. В 2015 году именно такой «камень» является бутылочным горлышком в системе

С ядрами разобрались. Результаты испытаний наглядно свидетельствуют о том, что в большинстве случаев четыре «головы» у процессора лучше, чем две. В то же время некоторые модели Intel (Core i3 и Core i7) могут похвастать поддержкой технологии Hyper-Threading. Не в вдаваясь в подробности, отмечу, что у таких чипов есть определенное число физических ядер и удвоенное количество - виртуальных. В обычных приложениях толк от Hyper-Threading, несомненно, имеется. Но как у этой технологии обстоят дела в играх? Особенно этот вопрос актуален для линейки процессоров Core i3 - номинально двухъядерных решений.

Для определения эффективности многопоточности в играх я собрал два тестовых стенда: с Core i3-4130 и Core i7-6700K. В обоих случаях использовалась видеокарта GeForce GTX TITAN X.


Практически во всех играх технология Hyper-Threading сказалась на производительности графической подсистемы. Естественно, в лучшую сторону. В некоторых случаях разница оказалась гигантской. Например, в «Ведьмаке» количество кадров в секунду увеличилось на 36,4%. Правда, в этой игре без Hyper-Threading то и дело наблюдались отвратительные фризы. Замечу, что за Core i7-5960X таких проблем не замечалось.

Что касается четырехъядерного процессора Core i7 с Hyper-Threading, поддержка этих технологий дала о себе знать только в GTA V и Metro: Last Light. То есть всего в двух играх из десяти. В них заметно увеличился и минимальный FPS. В целом Core i7-6700K с Hyper-Threading оказался на 6,6% быстрее в GTA V и на 9,7% - в Metro: Last Light.

Hyper-Threading в Core i3 реально тащит, особенно, если в системных требованиях указана четырехъядерная модель процессора. А вот в случае с Core i7 прирост производительности в играх не такой существенный

Кэш

С основными параметрами центрального процессора разобрались. У каждого процессора есть определенный объем кэша. На сегодняшний день в современных интегральных решениях применяется до четырех уровней этого типа памяти. Кэш первого и второго уровней, как правило, определяется архитектурными особенностями чипа. Кэш третьего уровня от модели к модели может меняться. Приведу небольшую таблицу для ознакомления.

Нет кэша L3

10 и больше Мбайт L3

A4, A6, A8, A10, Athlon X4

FX-6000, FX-8000, FX-9000

Core i3, Pentium

Core i3, Core i5 Broadwell

Core i5, Core i7 Broadwell

Core i7-3900, Core i7-4900, Core i7-5800, Core i7-5900

Итак, у более производительных процессоров Core i7 в наличии 8 Мбайт кэша третьего уровня, у менее быстрых Core i5 - 6 Мбайт. Скажутся ли эти 2 Мбайт на производительность в играх?


Проверить очень легко. Для этого необходимо взять два процессора из линеек Core i5 и Core i7, установить для них одинаковую частоту и отключить технологию Hyper-Threading. В итоге в девяти протестированных играх лишь в F1 2015 наблюдалась заметная разница в размере 7,4%. Остальные 3D-развлечения никак не откликнулись 2-мегабайтный дефицит кэша третьего уровня у Core i5-6600K.


Разница в кэше третьего уровня между процессорами Core i5 и Core i7 в большинстве случаев не влияет на производительность системы в современных играх

AMD или Intel?

Все испытания, рассмотренные выше, проводились с участием процессоров Intel. Однако это совершенно не означает, что мы не рассматриваем решения AMD в качестве основы для игрового компьютера. Ниже приведены результаты тестирования с использованием чипа FX-6350, используемого в самой производительной платформе AMD AM3+, с задействованием четырех и шести ядер. К сожалению, в моем распоряжении не оказалось 8-ядерного «камня» AMD.


GTA V уже зарекомендовала себя как самая процессорозависимая игра. С использованием четырех ядер в AMD-системе средний уровень FPS оказался выше, чем, например, у Core i3 (без Hyper-Threading). К тому же в самой игре изображение рендерилось плавно, без подтормаживаний. А вот во всех остальных случаях ядра Intel оказывались стабильно быстрее. Разница между процессорами существенная.

Ниже приведена таблица с полным тестированием процессора AMD FX.


Заметной разницы между AMD и Intel не наблюдается только в двух играх: в «Ведьмаке» и Assassin’s Creed Unity. В принципе, результаты отлично поддаются логике. Они отображают реальную расстановку сил на рынке центральных процессоров. Ядра Intel заметно мощнее. В том числе и в играх. Четыре ядра AMD соперничают с двумя Intel. При этом средний FPS зачастую оказывается выше у последних. Шесть ядер AMD конкурируют с четырьмя потоками Core i3. По логике вещей восемь «голов» FX-8000/9000 должны навязать борьбу Core i5. Да, ядра AMD абсолютно заслуженно называют «полуядрами». Таковы особенности модульной архитектуры.

Итог банален. Для игр лучше подходят решения Intel. Однако среди бюджетных решений (Athlon X4, FX-4000, A8, Pentium, Celeron) предпочтительнее продукция AMD. Тестирование показало, что менее производительные четыре ядра в процессорозависимых играх ведут себя лучше, чем более быстрые два ядра Intel. В среднем и высоком ценовых диапазонах (Core i3, Core i5, Core i7, A10, FX-6000, FX-8000, FX-9000) уже предпочтительнее решения Intel

DirectX 12

Как уже было сказано в самом начале статьи, с выходом Windows 10 для разработчиков компьютерных игр стал доступен DirectX 12. Архитектура DirectX 12 окончательно определила направление развития современного геймдева: разработчикам стали необходимы низкоуровневые программные интерфейсы. Основная задача нового API заключается в рациональном использовании аппаратных возможностей системы. Это и задействование всех вычислительных потоков процессора, и вычисления общего назначения на GPU, и прямой доступ к ресурсам графического адаптера.

Windows 10 только-только появилась. Однако в природе уже существуют приложения, поддерживающие DirectX 12. Например, компания Futuremark интегрировала в бенчмарк подтест Overhead. Данный пресет способен определить производительность компьютерной системы, используя не только API DirectX 12, но и AMD Mantle. Принцип работы API Overhead прост. DirectX 11 накладывает ограничения на количество команд отрисовки процессора. DirectX 12 и Mantle решают эту проблему, обеспечивая возможность вызова большего числа команд отрисовки. Так, во время теста выводится все большее число объектов. До тех пор, пока графический адаптер не перестает справляться с их обработкой, а FPS не упадет ниже 30 кадров. Для тестирования я использовал стенд с процессором Core i7-5960X и видеокартой Radeon R9 NANO. Результаты получились весьма интересными.

Обращает на себя внимание тот факт, что в паттернах, задействующих DirectX 11, изменение количества ядер центрального процессора практически не влияет на общий результат. А вот с использованием DirectX 12 и Mantle картина меняется кардинальным образом. Во-первых, разница между DirectX 11 и низкоуровневыми API оказывается просто космической (где-то на порядок). Во-вторых, количество «голов» центрального процессора существенно влияет на итоговый результат. Особенно это заметно при переходе от двух ядер к четырем и от четырех к шести. В первом случае разница достигает практически двукратной отметки. В то же время особых отличий между шестью и восемью ядрами и шестнадцатью потоками нет.

Как видите, потенциал DirectX 12 и Mantle (в бенчмарке 3DMark) просто огромен. Одна не стоит забывать, что мы имеем дело с синтетикой, в нее не играют. Реально же профит от использования новейших низкоуровневых API есть смысл оценивать только в реальных компьютерных развлечениях.


Первые компьютерные игры, поддерживающие DirectX 12, уже маячат на горизонте. Это Ashes of the Singularity и Fable Legends. Они находятся в стадии активного бета-тестирования. На днях коллеги из Anandtech провели масштабное тестирование Fable Legends с DirectX 12. Результаты оказались не столь впечатляющими, как того, возможно, хотелось бы.

Тестирование проводилось с тремя процессорами Intel и двумя видеокартами: GeForce GTX 980 Ti и Radeon R9 Fury X. Процессорозависимость наблюдалась лишь в очень низком разрешении 1280х720 (720p), что неудивительно. В более высоких разрешениях стенды продемонстрировали практически одинаковые результаты.

В заключение

Давайте суммируем всю полученную информацию. Каким же должен быть идеальный центральный процессор для игрового компьютера? Во-первых, он должен иметь минимум четыре потока. Как показало тестирование, технология Hyper-Treading в Core i3 реально способствует увеличению количества кадров в секунду. Если мы говорим о процессорах Intel, то золотой серединой являются модели Core i5. При этом несколько игр продемонстрировали, что они неплохо оптимизированы под работу с 6- и 8-ядерными «камнями». Почему именно Core i5? К сожалению, разница в цене между четырехъядерным Core i5-6600K и шестиядерным Core i7-5820K составляет ни много ни мало 147 долларов США, а разница в быстродействии в играх - единицы процентов.

Если мы говорим о процессорах AMD, то для видеокарт верхнего уровня Middle-end, а также High-end потребуется только 8-ядерный чип FX-8000/9000. В то же время в бюджетном сегменте 4-ядерные модели AMD (A8, Athlon X4) выглядят предпочтительнее двухъядерных Intel Pentium/Celeron. В среднем и высоком диапазонах наблюдается обратная ситуация. Здесь заметно превосходство процессоров Intel.

Если попробовать составить рекомендацию по выбору процессора для игрового компьютера одной фразой, то получится как-то так: берите Core i5.

Во-вторых, важна тактовая частота процессора. Видеокартам верхнего уровня Low-end и низшего уровня Middle-end подойдут модели, функционирующие со скоростью 3 ГГц и выше. Адаптерам верхнего уровня Middle-end и начального High-end - 3,4-3,6 ГГц. Флагманским представителям AMD Radeon и NVIDIA GeForce потребуется центральный процессор, работающий со скоростью 3,7-4 ГГц. Наконец, тандемам топовых видеокарт CrossFire/SLI необходим чип, функционирующий на частотах 4-4,5 ГГц и выше. Не забываем и про такой момент, как рациональное использование графического адаптера.

Как показало тестирование, архитектурные особенности не слишком влияют на производительность в играх. Поэтому для сборки геймерского компьютера в одинаковой степени подойдут решения, построенные на базе современных архитектур: у Intel - Sandy Bridge, Ivy Bridge, Haswell, Broadwell и Skylake; у AMD - Bulldozer, Piledriver и Steamroller.

В заключение приведу таблицу, в которой, согласно своему мнению, постараюсь расставить процессоры и видеокарты по своим местам. Надеюсь, она вам пригодится.

Процессор, марка

Частота процессора

Примеры игровых видеокарт

AMD (4 ядра):

  • Athlon X4;
  • FX-4000.

Intel (2 ядра, 4 потока):

  • Core i3.

3000-3300 МГц

  • AMD Radeon R7 370;
  • AMD Radeon R7 265;
  • AMD Radeon HD 7850/7870;
  • NVIDIA GeForce GTX 950;
  • NVIDIA GeForce GTX 660 Ti;
  • NVIDIA GeForce GTX 750 Ti.

Начальный Middle-end:

  • AMD Radeon R9 270/270X.

AMD (6 ядер):

  • FX-6000.

Intel (2 ядра, 4 потока):

  • Core i3.

3400-3600 МГц

  • AMD Radeon R9 380;
  • AMD Radeon R9 280/285;
  • AMD Radeon R9 280X;
  • NVIDIA GeForce GTX 960;
  • NVIDIA GeForce GTX 760.

AMD (8 ядер):

  • FX-8000.

Intel (4 ядра):

  • Core i5.

3400-3600 МГц

Начальный High-end:

  • AMD Radeon R9 290/290X;
  • AMD Radeon R9 390;
  • NVIDIA GeForce GTX 970.

AMD (8 ядер):

  • FX-8000;
  • FX-9000.

Intel (4 ядра и больше):

  • Core i5;
  • Core i7.

3700-4000 МГц

  • AMD Radeon R9 Fury;
  • AMD Radeon R9 Fury X/NANO;
  • NVIDIA GeForce GTX 980;
  • NVIDIA GeForce GTX 980 Ti;
  • NVIDIA GeForce GTX TITAN X.

Важнейший аппаратный компонент ПК и многих других видов компьтерной техники - процессор. Чем он мощнее, тем выше производительность всей системы. Какие процессоры может предложить нам современный рынок? По каким критериям выбирать микросхему? Если брать лидеров рынка решений для ПК, то какой процессор лучше - AMD или Intel? А если речь идет о мобильных гаджетах? Какой лучше процессор для планшета или смартфона?

Отвечать на эти вопросы мы начнем с перечисления важнейших характеристик чипов. К таковым традиционно относят тактовую частоту, "разгоняемость", размер кэш, характеристики работы шины, количество ядер, а также величину TDP.

Тактовая частота

Частота работы процессора - важнейший, как считает большинство IT-экспертов, показатель его производительности. Данный показатель определяет число операций, которые микросхема выполняет за одну секунду времени. Выражается частота в герцах (на практике почти всегда в мега- и гига- единицах, сокращенно - МГЦ, ГГЦ). Чем выше этот показатель, тем, соответственно, лучше процессор (при прочих равных критериях).

Современные процессоры работают при частотах 1,8-3 ГГЦ. Диапазон достаточно большой, однако если на компьютере будет установлена микросхема, хотя бы на уровне нижней границы, то при качественном подборе дополнительных аппаратных компонентов система сможет работать в достаточной мере быстро, чтобы решать большинство пользовательских задач.

"Разгоняемость" частоты процессора

Многие эксперты считают уместным возвести в ранг важного критерия при выборе процессора такое свойство как "разгоняемость". Оно означает совместимость технологий, примененных в изготовлении микросхемы, с возможностью искусственного увеличения ее частоты (программным или аппаратным методом). То есть некоторые виды процессоров, работающих с производительностью в 1,5 ГГЦ, можно "разогнать", скажем, до 2 ГГЦ. Что это дает? Это приблизит пользователя к нахождению ответа на вопрос, какой лучше брать процессор чисто с экономической точки зрения: микросхема с большей "заводской" частотой (те самые 2 ГГЦ) стоила бы дороже. В свою очередь, чип, не подлежащий разгону, выходит менее "рентабельным".

Правда, здесь есть один нюанс. "Разгон" процессора почти всегда сопровождается повышением температуры его работы. А чрезмерный разогрев микросхемы может привести к выводу ее из строя. Поэтому пользователю, скорее всего, придется покупать дополнительную систему охлаждения. Какими должны быть ее характеристики? Какой кулер лучше для процессора? По признанию многих экспертов, производительность систем охлаждения компьютерных микросхем практически всегда коррелируют с их ценой. Поэтому кулер, который стоит 3 тыс. рублей, с высочайшей долей вероятности более технологичен, чем тот, цена которого - 2 тысячи. Что это значит? Вполне может получиться так, что "разгоняемый" процессор в сочетании с качественным кулером в сумме выйдет ощутимо дороже, чем его более мощный аналог с высокой "заводской" частотой.

Величина кэш

Еще один важнейший параметр процессора - его кэш-память. Она представляет собой ресурс, очень близкий по назначению модулям ОЗУ. Функционально эти аппаратные компоненты практически идентичны - и тот и другой являются видами памяти, призванными хранить и обрабатывать данные (в виде сигналов). Однако кэш-микросхемы работают во много раз быстрее, чем те, что установлены в ОЗУ. Чем больше операций с данными они могут "брать" на себя от основных модулей памяти, тем быстрее будет работать компьютер. Решая вопрос о том, какой хороший процессор купить, пользователь должен обращать внимание на величину кэш в чипе, а что особенно важно - на ее значения в зависимости от уровня памяти такого типа. О чем здесь идет речь?

Кэш-память процессора функционирует на трех уровнях. Отличаются они как раз таки скоростью работы. Конечно, чем выше показатель для каждого уровня, тем лучше. Но технологическая архитектура даже самых современных процессоров предполагает существенные ограничения для величины кэш-памяти. Даже на первом уровне ее величина редко превышает 512 килобайт (для сравнения: стандартный показатель для современных модулей ОЗУ - 4-8 гигабайт, в тысячи раз объемнее). Но, как и в случае с обычной памятью, здесь работает принцип - чем больше, тем лучше. Надо сказать, 512 КБ кэша - отличный, по признанию многих экспертов, показатель. В свою очередь, рекомендуемые объемы для кэш-памяти второго уровня - 1-2 МБ, а для третьего - 6 - 12.

Частота работы шины

Процессорная шина - область чипа, которая обеспечивает обмен сигналами с микросхемами материнской платы ПК, а также при их посредничестве с другими аппаратными компонентами компьютера. И здесь принцип "чем быстрее, тем лучше" актуален. Оптимальный показатель для частоты шины современного процессора - 1,6 - 1,8 ГГЦ. Хотя, как отмечают некоторые эксперты, для решения большинства задач достаточно значений в пределах 1 ГГЦ.

Количество ядер

Вышеописанные критерии убедили нас в том, что принцип "чем больше, тем лучше" должен быть ключевым. Мы узнали, насколько важна частота процессора. Какая лучше всего память обеспечивает производительность процессора, мы также определили - это "кэш" первого уровня. Следующий важнейший параметр - количество ядер, которыми оснащена микросхема. Что это за элементы?

Ядра процессора - это области микросхемы, ответственные за операции с числами. Своего рода "мозг" процессора. Соответственно, чем больше ядер, тем больше вычислений может производить процессор. Еще несколько лет тому назад большинство чипов было оснащено только одним "мозговым" элементом. Сегодня ситуация изменилась. Стали популярны процессоры с двумя, четырьмя и большим количеством ядер. Но насколько этот показатель важен?

Несмотря на неоспоримую закономерность, о которой мы сказали выше, а именно, чем больше ядер, тем производительнее процессор, есть эксперты, которые считают, что все не столь однозначно. Дело в том, что различного рода тесты микросхем показали, что практической значимости большое количество "мозговых" элементов может и не давать. Все зависит от типов программного обеспечения, запускаемого на компьютере. Есть ПО, которое попросту не может в полной мере задействовать оба ядра процессора, используя только одно. Получается, чип работает "вполсилы". И во многих случаях проигрывает одноядерному аналогу (так как в силу технологических особенностей, один большой процессорный "мозг" работает быстрее, чем отдельно взятый маленький из двух).

Больше ядер?

Вместе с тем, эксперты особо подчеркивают тот факт, что сейчас к архитектуре процессоров с двумя и более ядрами адаптируется все большее количество программ. Как же быть пользователю? Специалисты рекомендуют: нужно ориентироваться на типовой для рынка параметр. Сегодня это именно два ядра. Большая часть современного ПО может в полной мере задействовать этот ресурс. Но четыре ядра, признают эксперты, для сегодняшних программ - многовато. Хотя, полагают они, в самом ближайшем будущем создатели ПО адаптируют свои продукты и к такому количеству "мозговых" элементов процессора.

TDP

Еще один интереснейший критерий, который позволит нам определиться с тем, какой хороший процессор купить - TDP. Данный показатель выражается в ваттах, он позволяет определить, насколько технические характеристики системы охлаждения микросхемы соответствуют ее температурному режиму. Например, если TDP процессора равен 80 Вт, то устанавливаемый на него кулер должен иметь соответствующую мощность отвода тепла.

Практическая значимость этого параметра имеет, как отмечают эксперты, экономическую природу. Дело в том, что хороший кулер - продукт недешевый. Как правило, чем больше выдаваемая этим агрегатом мощность, тем он дороже. Поэтому во многих случаях можно обойтись процессором с небольшим TDP (хотя он, как правило, менее производителен), но при этом существенно сэкономить на кулере. А если речь идет о микросхемах с одинаковой частотой, количеством ядер и размером "кэш" - то приоритет, безусловно, следует отдавать тем, у которых меньшая величина TDP.

Таким образом, мы убеждаемся, что экономичность, наряду с техническими характеристиками чипов, также важна. Поэтому, определяясь с тем, какой процессор лучше для компьютера, мы будем знать - тот, пользование которым сопровождается меньшим количеством косвенных затрат.

Intel или AMD?

На мировом рынке процессоров уже много лет лидирует две компании - Intel и AMD. Поэтому, выбирая микросхему, в большинстве случаев пользователь будет определяться между этими двумя брендами, равно как и между сокетами - типами разъема на материнской плате, предназначенными для подключения той или иной микросхемы. Если на компьютере стоит процессорный слот, скажем, для AMD, то подсоединить к нему чип другой марки практически невозможно. Какой процессор лучше - AMD или Intel?

Объективно на этот вопрос ответить сложно. И у тех и других процессоров есть свои преимущества. Сказать о том, какой сокет процессора лучше, также очень сложно. Объективно, разъемы мало чем отличаются, они лишь предназначены для микросхем определенной архитектуры. Технологии, используемые в них, в целом очень схожи.

Вместе с тем, как отмечают эксперты, гораздо более важный аспект - не марка микросхемы, а особенность конкретной модели. Гораздо чаще, полагают специалисты, приходится выбирать не между Intel и AMD, а между решениями одного бренда, представленными на рынке в широчайшем многообразии.

Поэтому мы сейчас не будем выяснять, какой процессор "Интел" лучше, или же его конкурент. Мы постараемся научиться выбирать оптимальное решение в рамках одной модели. Пусть это будет "Интел". Хотя бы потому, что эта компания - безусловный лидер сегодняшнего рынка микропроцессоров, притом что AMD, по оценке экспертов, все еще составляет активную конкуренцию американсому бренду).

Собратья-конкуренты

Самые популярные на сегодня решения от Intel - процессоры линейки Core, а именно микросхемы i3, i5, а также i7. Чем они отличаются друг от друга? Как выбрать подходящий чип? Какой процессор лучше - i5 или какой-либо из его "собратьев"?

Самые "младшие" в рассматриваемой линейке и доступные по цене - микросхемы Intel Core i3. На них установлено два ядра - типовой, как мы уже сказали выше, для современного рынка показатель. Процессор i5, в свою очередь, чуть подороже, но также и технологичнее. Он выпускается и в четырехъядерном формате (правда, как отмечают специалисты, в таких моделях нет некоторых полезных дополнительных модулей - например тех, что позволяют микросхеме самостоятельно обрабатывать графику).

Чип i7 - самый мощный из линейки. Если мы все же рассматриваем процессоры Intel - какой лучше из них, мы теперь знаем. Он устанавливается в моделях с четырьмя и шестью ядрами. Компьютеры с таким процессором, как отмечают специалисты, еще не набрали популярность, но это вопрос ближайшего будущего. Поэтому имеет смысл, полагают эксперты, покупать ПК с микросхемой i7 c прицелом на новые технологические тренды. Чтобы затем с удовольствием констатировать, какой хороший процессор удалось купить пару лет назад.

К слову, если в индексе чипа линейки Core есть буква X, то, как отмечают специалисты, это значит, что у микросхемы очень хорошая "разгоняемость". О том, насколько может быть значим этот критерий, мы узнали выше.

Как выбрать мобильный процессор?

Выше мы рассмотрели параметры, которые могут помочь определиться с выбором чипа для персональных компьютеров. Мы изучили процессоры Intel - какой лучше из них с точки зрения технологичност. Но, как известно, не меньшую популярность сегодня имеют мобильные устройства - смартфоны, планшеты. Какой хороший процессор для такого класса девайсов нам может предложить рынок? Если для iOS-гаджетов от Apple проблема выбора нехарактерна (один бренд - одни микросхемы), то в Android-сегменте есть очень много конкурирующих меж собой решений. Какой процессор лучше на Андроид?

Один из ведущих мировых брендов-производителей мобильных процессоров для Android-платформы - американская компания Qualcomm. В числе самых популярных марок микросхем - Snapdragon. Он ставится на такие устройства как Samsung Galaxy, HTC One. Процессор Snapdragon в самых свежих модификациях, как считают многие эксперты, особенно хорош в обработке 3D-графики. Разумеется, стандартные вычислительные операции он также выполняет на отлично. Различного рода тесты, проводимые специалистами, всякий раз показывают, что Snapdragon - в числе самых производительных решений своего класса.

Некоторые "мобильные" бренды выпускают собственные чипы. В частности, к таковым относится Samsung, который использует в своих девайсах не только микросхемы от Qualcomm, но также и процессор собственного производства - Exynos. Он, в частности, также ставится в устройства линейки Galaxy. Его эксперты называют одним из самых производительных в своем классе (хотя говорят о повышенном энергопотреблении микросхемы).

На рынке мобильных процессоров присутствует также и компания Intel. Многие эксперты считают, что решения от этой фирмы пока не могут составить достойной конкуренции лидерам сегмента. Но "Интел", как признают специалисты, все же делает успехи. Вполне возможно, полагают они, что такие процессоры, как Clover Trail и Baytrail вполне могут потеснить мобильные чипы, о которых мы рассказали выше, и во многом благодаря как раз таки большей технологичности в части энергопотребления, полагают эксперты, поскольку длительность автономной работы - важнейший критерий функциональности мобильных устройств. Есть также сведения о том, что Intel хочет выпускать отдельные процессоры и для смартфонов, и для планшетов с тем, чтобы последовательно теснить конкурентов в обоих сегментах рынка.

Какой лучше процессор для планшета или смартфона? Американский от Qualcomm, его соотечественник от Intel или же "кореец" от Samsung? Эксперты не советуют однозначно доверять результатам тестирования, по которым уверенно лидирует процессор Exynos. Производительность мобильных девайсов, как и ПК, во многом зависит от большого количества других аппаратных компонентов. Для смартфонов и планшетов это прежде всего объем ОЗУ, тип графического ускорителя. Значимую роль играет функциональность гаджетов конкретных марок. Смартфон или планшет может быть очень производительным, но не наделенным нужными конкретному пользователю технологическими возможностями. Но при прочих равных характеристиках вполне допустимо ориентироваться на марку процессора. Тем более что на рынке есть признанные лидеры.

Если у вас нет времени для изучения тестов, или если нужна помощь в выборе правильного процессора для игровой машины, Вам пригодится простой список лучших процессоров для игр.

В первом квартале 2017 года было два важных обновления для настольных ПК. Сначала, компания Intel выпустила седьмое поколение процессоров Core, известных под названием Kaby Lake, при производстве которых используется усовершенствованный 14-нанометровый техпроцесс. Оптимизация техпроцесса позволила добиться небольшого прироста частоты по сравнению с микроархитектурой предыдущего шестого поколения Skylake.

Затем AMD сделала свой самый большой релиз процессора за пять лет, представив семейство Ryzen 7. Проведя столько лет, боровшись с 32 нанометровым и 28 нанометровым техпроцессами на базе микроархитектур Bulldozer, AMD представила не только новый дизайн ядра, но и новый техпроцесс (14 нанометровый GlobalFoundries) с технологиями на основе FinFET.

В нашем руководстве по процессорам мы рассматриваем определённые сегменты и бюджеты и представляем вам лучший выбор доступных процессоров.

Не забывайте экономить дополнительные средства с помощью кэшбэк сервиса , который возвращает от 5% до 10% стоимости покупки.

Рекомендованные процессоры для игр в 2017
AMD Сегмент INTEL

Премиальный игровой / VR

Быстрый игровой / VR

Хороший игровой

Дешёвый игровой


Гибридный / eSport

Премиальный игровой процессор / VR

Лидером является . Он может похвастаться высочайшей производительностью и высокой частотой. Kaby Lake сам по себе не предложит что-то большее, чего не было в Skylake. Но четыре ядра процессора Core i7-7700K с базовой частотой 4,2 ГГц и максимальная частота в режиме Turbo Boost 4,5 ГГц отлично подходят для игр. Кроме того, дополнительный операционный запас архитектуры и разблокированный множитель обеспечивают разгон до 5 ГГц. А это, на сегодняшний день, лучшие характеристики для VR . Плюс еще хороший кулер и приличная материнская плата, процессор i7-7700K должен обеспечить премиальную игровую систему на несколько лет вперёд.

Если вы хотите испытать AMD, то последний является хорошим вариантом. Он не совсем соответствует производительности одного потока процессора Intel, но предлагает вдвое больше потоков, что может будет важнее, поскольку игры становятся более сложными. Хороший 1700 процессор может также разогнаться до 4,0 ГГц, экономя деньги на более дорогом . В качестве дополнительного преимущества, цена 1700 также включает в себя кулер AMD Wraith Spire, подходящий для работы при высокой температуре окружающей среды и с RGB-освещением.

Быстрый игровой процессор / VR

Для пользователей, которые ищут более выгодную цену, переместимся в другой сегмент рынка процессоров, в которых может сохраниться весомая часть ожидаемой производительности, и сэкономится значительная сумма денег. Эти процессоры не обеспечат Вам максимальную скорость кадров, но сэкономленные деньги можно использовать для покупки более мощной видеокарты.

Для этого сегмента от Intel выбор сделан в пользу . Он предоставляет четыре полных ядра с частотой 3,4 ГГц, в турборежиме до 3,8 ГГц, а также имеет 6 МБ включенного кэша L3. При отсутствии технологии Hyper-Threading каждый поток получает полное использование всех основных ресурсов, обеспечивая уменьшение потенциально узких мест.

Мог бы быть ещё одним вариантом, но разница в частоте (400 МГц в базовой, 300 МГц в турборежиме) в пользу i5-7500. Core i5 легко будет работать с самыми мощными видеокартами на рынке, только самые требовательные игры при максимальных настройках могут работать немного в напряг.

Что касается AMD, то Ryzen 5 1600X является лучшим выбором. – это шестиядерный процессор с технологией Hyper-Threading, дающий полные двенадцать потоков, и работает на тех же частотах, что и его старший брат 1800X, а именно 3,6 ГГц/4,0 ГГц. По прогнозам производительность/цена этот процессор идёт впереди любых других предложений AMD и должен выдержать высокую конкуренцию с младшими моделями Intel Core i5 по производительности одного потока.

Хороший игровой процессор

Для пользователей, которые хотят собрать компьютер до 1000$ или что-то более консервативное около 700$, вот наши рекомендации. В этом сегменте центральные процессоры будут выжимать почти максимум производительности с одной графической картой в высоких разрешениях и средних настройках. Тем не менее, киберспортивные игры с этими процессорами будут работать так же хорошо.

Снова начинаю с Intel и предлагаю . Это двухъядерный процессор с технологией Hyper-Threading, работающий на частоте 3,9 ГГц. С такой частотой он поднимается вверх по рейтингам производительности на один поток, значительно приближаясь к более дорогим разгоняемым процессорам Core i7 и Core i5. Для игр с Direct X9, Direct X10 и Direct X11, где производительность одного потока помогает управлять хорошим GPU, процессор i3-7100 обеспечивает лучшие в своём классе результаты.

В этом сегменте у компании AMD есть с чем поиграть. При таком уровне производительности сила AMD – это цена, так как процессоры FX продаются по низким ценам, например, и дешевую материнскую плату AM3 можно приобрести за очень маленькую цену. FX не может конкурировать по производительности одного потока с Intel, но имея три модуля и шесть потоков, он хорошо справляется с многозадачностью во время игр, например, просмотр видео на втором мониторе или стримы в киберспорте.

Дешёвый игровой процессор

Для тех, у кого ограниченный бюджет, т.е. попытка получить нормальную игровую систему по цене от 300 до 500$ является обязательным условием, нам придётся рассмотреть процессоры начального уровня. Такие процессоры часто используются в паре с такими картами, как RX 460 или подержанная карта серии GTX 700, стандартный жёсткий диск, небольшой объем памяти и корпус с встроенным блоком питания. Базовый уровень производительности в таких системах маленький, поэтому играть можно будет в либо в инди-игры, либо в игры, которым стукнуло уже несколько лет.

Начнем с Intel снова, и, честно говоря, недавно они запустили для этого сегмента рынка нечто неожиданное. по сути является Core i3, только с другим именем, учитывая, что он имеет два ядра и четыре потока, но немного уменьшенный кеш L3. G4560 имеет приблизительную цену 55$ и работает на частоте 3,5 ГГц – это двухъядерный процессор Kaby Lake, имеющий частоту всего лишь на 900 МГц ниже, чем у топового Core i7, и менее чем за одну пятую от его цены. У предыдущих процессоров Pentium не было технологии Hyper-Threading, а у этого есть.

Intel Pentium по многим параметрам трудно превзойти, у AMD нет особого ответа. Ближайшим конкурентом, которого мы можем предложить, пока не увидим, с какой ценой выйдет Ryzen 3, является , с тактовой частотой 3,7 ГГц. Это один из APU от AMD с отключенной графической подсистемой и фирменным бесшумным кулером для процессоров до 100 Вт. Хотя последняя версия, называемая Excavator, неплохо работает в контексте линейки AMD APU, но по-прежнему наблюдаются значительные скачки производительности до 40%, которые Intel может использовать в свою пользу. Потенциальная выгода в этом случае – возможность купить материнскую плату подешевле.

Гибридные процессоры / eSport

Не многие пользователи любят встроенную графику, потому что видеокарты, такие как RX460, относительно дешевые и обычно превосходят то, что предлагается. Тем не менее, почти все основные процессоры поставляются с встроенной графической подсистемой для тех, кто хочет: вложиться сейчас в хороший процессор, а позже докупить видеокарту, или имеет ограниченное пространство в маленьком корпусе, или для работы с такими функциями, как QuickSync или OpenCL.

Чемпионом среди встроенных GPU является . Технически, Intel имеет более производительные устройства в процессорах eDRAM на базе Broadwell, но они в 3 раза дороже и их трудно найти из-за ограниченного выпуска. Таким образом, AMD A10-7890K находится на вершине этого сегмента, предлагая близкий к RX460 уровень производительности, который вполне подходит для киберспортивных игр, таких как League of Legends, DOTA2, CS: GO или Rocket League при очень достойных настройках.

Пользователи, которым нужно ещё сэкономить несколько долларов от A10-7890K, могут вместо него посмотреть . Этот APU делает небольшой шаг назад по производительности, но он стал одним из последних выпущенных устройств A10, полностью нацеленных на сборщиков ПК, пытающихся получить хороший вариант по критерию производительность/цена.

К аникулы и отпуска в самом разгаре, но погода за окном не очень. Чем бы таким заняться? Предлагаю провести время с удовольствием: поиграть в компьютерные игры. Ваш «старичок» не тянет современные игрушки? Возможно, . Но какой?

Сегодняшняя статья призвана помочь вам определиться с выбором «камушка» для игрового ПК. В рейтинг лучших процессоров на середину лета 2017 года вошли модели, показавшие оптимальное равновесие в плане производительности и цены. Для вашего удобства мы разделили их на 3 группы: стоимостью примерно $100, примерно $200 и примерно $300. Дабы никто не почувствовал себя обделенным, в каждую группу составляет пара процессоров – один Intel и один AMD.

Около $100: Intel Core i3-7100 и AMD FX-8320

Intel Core i3-7100

Д есктопный процессор Intel Core i3-7100 наиболее сбалансирован по стоимости и производительности в ценовом сегменте $100-120. В комбинации с топовой видеокартой выпуска 2016-2017 годов и материнской платой на базе чипсетов H270 или Z270 позволяет комфортно играть в абсолютное большинство современных игр. Кроме, пожалуй, самых требовательных.

Да, в нем всего лишь 2 ядра, но этот недостаток компенсирует высокая тактовая частота (3900 Mhz), поддержка памяти DDR4-2400 и в какой-то мере технология Hyper Threading, которая позволяет операционной системе использовать каждое физическое ядро как 2 логических. Кроме того, «камушек» имеет неплохую встроенную графику с поддержкой разрешения 4k на частоте 60 Hz. За счет нее вы сможете обходиться без дискретной видеокарты, если по каким-то причинам откладываете ее покупку.

Технические характеристики

  • Микроархитектура: Kaby Lake (7 поколение).
  • Количество ядер: 2.
  • Тактовая частота: 3900 Mhz.
  • Сокет: LGA1151.
  • Техпроцесс: 14 nm.
  • Множитель: 34, неразблокированный.
  • Кэш L1: 64 Kb (инструкций + данных).
  • Кэш L2: 512 Kb.
  • Кэш L3: 3072 Kb.
  • Контроллер PCI Express: есть.
  • Технологии: Hyper Threading (гиперпоточность), EM64T (поддержка x64), Virtualization Technology (виртуализация), Enhanced SpeedStep (энергосбережение), аппаратное шифрование, XD Bit, SSE, SSE2, SSE3, SSE4, SSE4.1, SSE4.2, SSSE3, VT-x,MMX.
  • Тепловая мощность (TDP): 51 W.
  • : 100 °C

Самые привлекательные качества Core i3-7100: высокое быстродействие, умеренная цена, наличие интегрированной графики и низкий TDP – для охлаждения процессора даже при максимальной нагрузке достаточно входящего в комплект небольшого кулера.

Недостаток – работает только в Windows 10 (а также в Linux и Mac OS). Тем, кто никак не может расстаться с «семеркой» и «восьмеркой» придется выбирать – или система, или новый процессор. Кстати, этот недостаток касается не только Intel Core i3-7100, а всей линейки Kaby Lake и AMD Ryzen.

AMD FX-8320

A MD FX-8320 хоть и старенькая, но на редкость удачная модель игрового «камня». В середине 2017 года баланс его производительности и цены достиг оптимальных показателей, что и дало нам повод включить его в сегодняшний рейтинг и поставить на одну ступень с Intel Core i3-7100.

8 ядер, 4000 Mhz частоты с возможностью увеличения до 4600 Mhz и больше за счет разгона по множителю (здесь он, в отличие от конкурента Intel, свободный), а также поддержка памяти DDR3-1866 отлично проявляют себя в многопоточных играх, вроде Battlefield.

Технические характеристики

  • Микроархитектура: Vishera.
  • Количество ядер: 8.
  • Тактовая частота: 3500-4000
  • Сокет: AM3+.
  • Техпроцесс: 32 nm.
  • Множитель: 17,5, свободный.
  • Встроенная графика: нет.
  • Кэш L1: 96 Kb.
  • Кэш L2: 2048 Kb.
  • Кэш L3: 8192 Kb.
  • Контроллер PCI Express: нет.
  • Максимально поддерживаемый объем памяти: 128 Gb.
  • Стандарты поддерживаемой памяти: DDR3-800/1066/1333/1600/1866. Есть поддержка ECC.
  • Технологии: AMD64 (поддержка x64), Virtualization Technology, AMD PowerNow (уменьшение шума), Turbo Core 3.0 (повышение частоты при пиковых нагрузках), NX Bit, SSE, SSE2, SSE3, SSE4, SSE1, SSE4.2, SSSE3, MMX, VT, XOP, TBM.
  • Тепловая мощность (TDP): 125 W.

Достоинства AMD FX-8320: высокая производительность, приятная цена ($115-120), по множителю дают возможность собрать недорогой игровой компьютер, который останется актуальным 3-4 последующих года.

Недостатки: очень горячий – требует мощной системы охлаждения, потребляет много энергии, не имеет графического ядра.

Около $200: Intel Core i5-7500 и AMD Ryzen 5 1600

Intel Core i5-7500

I ntel Core i5-7500 продается в розничных магазинах по цене $200-210, то есть примерно на сотню дороже i3-7100. Однако за эти деньги вы получите 4 полноценных физических ядра, что в игровых системах гораздо предпочтительнее виртуальных, а также целых 6 Mb L3-кэша.

Тактовая частота этого процессора достигает при динамическом разгоне 3800 Mhz (или чуть больше), есть встроенное видео – такое же, как у i3-7100, и поддержка памяти DDR4-2400.

Технические характеристики

  • Микроархитектура: Kaby Lake.
  • Количество ядер: 4.
  • Тактовая частота: 3400-3800
  • Сокет: LGA1151.
  • Техпроцесс: 14 nm.
  • Множитель: 39, неразблокированный.
  • Встроенная графика: HD Graphics 630.
  • Частота графического ядра: 1100 Mhz.
  • Кэш L2: 1024 Kb.
  • Кэш L3: 6144 Kb.
  • Контроллер PCI Express: есть.
  • Число линий PCI Express 3.0: 16.
  • Максимально поддерживаемый объем памяти: 64 Gb.
  • Стандарты поддерживаемой памяти: DDR3L-1333/1600, DDR4-2133/2400.
  • Технологии: Turbo Boost0 (повышение частоты при пиковых нагрузках), EM64T, Virtualization Technology, Enhanced SpeedStep, Intel vPro (удаленное управление компьютером вне ОС), аппаратное шифрование, SSE, SSE2, SSE3, SSE4, SSE4.1, SSE4.2, SSE4a, SSSE3, MMX, TBT 2.0, VT-x , XD Bit.
  • Максимальная температура: 80 °C

Достоинства Intel Core i5-7500: быстрый, холодный (TDP 65 W), поддерживает динамический разгон (Turbo Boost 2.0), есть встроенная графика, реализована функция Intel vPro. Последняя позволяет удаленно редактировать BIOS и запускать диагностические тесты вне операционной системы, подключившись к компьютеру по сети.

Недостатки – нет поддержки всенародно любимой Windows 7, нет гиперпоточности, заблокированный множитель (за эту цену, как считают многие, могли бы реализовать Hyper Threading и сделать умножение свободным).

AMD Ryzen 5 1600

R yzen 5 1600 – еще один представитель AMD, на этот раз современный и тоже весьма удачный. На борту 6 физических и 12 виртуальных ядер (поддерживает многопоточность), свободный множитель и 16 Mb кэша L3. Бонусом – поддержка памяти DDR4-2666 (у конкурента Intel предельная частота DDR4 – 2400 MHz). Стандартные такты ядер – 3200 MHz, при динамическом разгоне – 3600 MHz, после разгона по множителю – до 4200 MHz.

Процессоры на основе микроархитектуры Zen, одним из которых и является Ryzen 5 1600, отличаются низким энергопотреблением и TDP (что несвойственно основной массе продукции AMD). Кроме того, в комплект боксовой поставки модели входит компактный, эффективный и тихий кулер, мощности которого достаточно даже при некотором разгоне.

Технические характеристики

  • Количество ядер: 6.
  • Тактовая частота: 3200-3600 Mhz.
  • Сокет: AM4.
  • Техпроцесс: 14 nm.
  • Множитель: 32, свободный.
  • Встроенная графика: нет.
  • Кэш L1: 96 Kb.
  • Кэш L2: 3072 Kb.
  • Кэш L3: 16384 Kb.
  • Контроллер PCI Express: есть.
  • Число линий PCI Express 3.0: 16.
  • Максимально поддерживаемый объем памяти: 64 Gb.
  • Стандарты поддерживаемой памяти: DDR4-1866/2666.
  • Поддержка технологий: многопоточность, AMD64, виртуализция, аппаратное шифрование, Precision Boost (увеличение тактов при пиковых нагрузках), Pure Power (энергосбережение), инструкции SSE, SSE2, SSE3, SSE4, SSE4.1, SSE4.2, SSE4a, SSSE3, MMX.
  • Тепловая мощность (TDP): 65 W.

Плюсы AMD Ryzen 5 1600: великолепная производительность при умеренной цене ($200-210), незначительный нагрев, малое потребление энергии, разгон по множителю, возможность раскрыть потенциал любой современной видеокарты.

Минусы: нет встроенной графики, нет поддержки Windows 7.

Около $300: Intel Core i7-7700K и AMD Ryzen 7 1700

Intel Core i7-7700K

I ntel Core i7-7700K – лучший на сегодняшний день в соотношении цена/производительность среди топовых процессоров. Вот, что в нем есть: 4 физических и 8 виртуальных ядер, свободный множитель, 8 Mb L3, частота каждого ядра – 4500 MHz в режиме Turbo Boost и 5000 MHz в разгоне. По-моему, прекрасные возможности для самых ресурсоемких игрушек. Также в наличии прочий джентльменский набор – поддержка DDR4-2400 и встроенное графическое ядро HD Graphics 630 с более высокими тактами, чем у младших братьев семейства Kaby Lake.

Технические характеристики

  • Микроархитектура: Kaby Lake.
  • Количество ядер: 4.
  • Тактовая частота: 4200-4500
  • Сокет: LGA1151.
  • Техпроцесс: 14 nm.
  • Множитель: 42, свободный.
  • Встроенная графика: HD Graphics 630.
  • Частота графического ядра: 1150 Mhz.
  • Кэш L1: 128 Kb (инструкций + данных).
  • Кэш L2: 1024 Kb.
  • Кэш L3: 8192 Kb.
  • Контроллер PCI Express: есть.
  • Число линий PCI Express 3.0: 16.
  • Максимально поддерживаемый объем памяти: 64 Gb.
  • Стандарты поддерживаемой памяти: DDR3L-1333-1600, DDR4-2133-2400.
  • Поддержка технологий: Hyper-Threading,Turbo Boost0, EM64T, Virtualization Technology, Enhanced SpeedStep, аппаратное шифрование, SSE, SSE2, SSE3, SSE4, SSE4.1, SSE4.2, SSSE3, MMX, XD Bit.
  • Тепловая мощность (TDP): 91 W.
  • Максимальная температура: 100 °C

Сильные стороны Intel Core i7-7700K: наилучшее соотношение быстродействия в играх и затрат на покупку ($300-315), разблокированный множитель, производительное видеоядро. Словом, хороший задел на будущее.

Слабые стороны: в случае разгона требует мощной дорогостоящей системы охлаждения, не поддерживает Windows 7.

AMD Ryzen 7 1700

A MD Ryzen 7 1700 – лучший из лучших для многопоточных игр и массы разнообразных ресурсоемких неигровых задач, в частности, рендеринга 3D-графики, монтажа видео и т. д. Отличное вложение на перспективу.

«Под капотом» этого процессора: 8 физических и 16 виртуальных ядер, свободный множитель, 16 Mb L3, поддержка DDR4-2933, 24 линии PCI Express (у конкурентов 16), частота каждого ядра в динамическом разгоне – 3700 MHz, в разгоне по множителю – примерно до 4100 MHz. Встроенной видеокарты нет, но системам, для которых предназначен Ryzen 7 1700, она не нужна. А кроме того, он холодный. Даже при интенсивной нагрузке (кстати, его крайне трудно загрузить на 100%) не нагревается выше 50 °C.

Стоимость модели сопоставима с Core i7-7700K.

Технические характеристики

  • Микроархитектура: Summit Ridge (Zen).
  • Количество ядер: 8.
  • Тактовая частота: 3000-3700 MHz.
  • Сокет: AM4.
  • Техпроцесс: 14 nm.
  • Множитель: 30, свободный.
  • Встроенная графика: нет.
  • Кэш L1: 256 Kb (инструкций + данных).
  • Кэш L2: 4096 Kb.
  • Кэш L3: 16384 Kb.
  • Контроллер PCI Express: есть.
  • Число линий PCI Express 3.0: 24.
  • Максимально поддерживаемый объем памяти: 64 Gb.
  • Стандарты поддерживаемой памяти: DDR4-1866/2933.
  • Поддержка технологий: многопоточность, AMD64, виртуализция, аппаратное шифрование, Precision Boost, Pure Power, инструкции SSE, SSE2, SSE3, SSE4, SSE4.1, SSE4.2, SSE4a, SSSE3, MMX.
  • Тепловая мощность (TDP): 65 W.
  • Максимальная температура: 90 °C

Достоинства AMD Ryzen 7 1700: потрясающая мощь, многозадачность, универсальность, энергоэффективность. Недостаток – нет поддержки старых версий Windows.

По мнению многих владельцев и экспертов, Ryzen 7 1700 – это громадный рывок AMD вперед. Выпуск этого процессора показал, что «красные» далеко не так безнадежно отсталы, как о них думают, и еще способны задать жару «синим». Как говорится, долго запрягают, но быстро едут.

Процессор для компьютера , или как его еще называют CPU, — это его «мозг», то есть самое главное и дорогое устройство, которое выполняет все основные вычисления. В настоящее время на рынке компьютерных процессоров присутствуют два основных игрока — Intel и AMD. Поэтому если вы собираете свой ПК с нуля, то сразу нужно определиться, какой именно фирмы и какую модель вы будете использовать и уже с учетом этого подбирать к нему остальные комплектующие. Если же вы подбираете его на замену старому, то необходимо внимательно ознакомиться с характеристиками материнской платы и с учетом ее особенностей выбрать именно ту модель процессора для компьютера, которая ею поддерживается. Как узнать, какой именно? Об этом читайте далее.

На что обратить внимание при выборе процессора для компьютера?

Итак, первое, что надо сделать при подборе нового процессора для уже собранного системного блока — задать себе несколько основных вопросов:

  • Какой сокет материнской платы для установки на нее процессора?
  • Какую частоту процессора поддерживает матерь?
  • То же самое, относительно оперативной памяти
  • Поддерживается ли системной платой встроенное видеоядро?

Надежнее всего ответить на них, почитав самостоятельно характеристики соответствующих компонентов в их инструкциях, но можно упростить это дело и зайти на один из сайтов интернет-магазинов, где найти свою плату и память и посмотреть список поддерживаемых процессоров, который часто автоматически формируется для каждой модели.

Например, я пользуюсь сайтом nix.ru . Здесь можно не только посмотреть основные поддерживаемые характеристики для CPU, но и подобрать сами устройства из имеющихся в продаже.

Характеристики процессора для компьютера

Давайте же теперь подробнее разберемся, какие отличительные особенности характеризуют современные процессоры для компьютера и чем они отличаются. Для начала перечислю основные:

  • Количество ядер
  • Тактовая частота
  • Коэффициэнт умножения
  • Системная шина
  • Контроллер памяти
  • Видеоядро
  • Сокет
  • Мощность тепловыделения

Количество ядер

Одним из основных показателей является количество ядер процессора. Время одноядерных компьютерный процессоров безвозвратно ушло, поэтому при выборе процессора для современного компьютера отталкивайтесь от тех, которые имеют не менее двух ядер — то есть независимых друг от друга блоков для обработки данных.

По идее, чем больше ядер, тем больше одновременных процессов может быть обработано, а следовательно выше производительность. Однако есть нюанс — максимальная отдача от работы с таким количеством ядер будет достигаться только если ПО, установленное на компьютере, будет рассчитано на работу с подобным количество ядер. А как вы понимаете, ни одно современное пользовательское ПО на это не рассчитано — производитель всегда ориентируется на массовый спрос, а на сегодняшний день — это 2 ядра. То есть остальные 6 просто не нужны.


Покупать навороченный многоядерный процессор с «заделом на будущее» также нет никакого смысла, так как все остальное железо (в том числе и сокет на материнской плате) к тому времени, как такое количество ядер станет нормой, просто морально устареет и вы его также не сможете использовать…

Тактовая частота

Тактовая частота работы измеряется в герцах (Гц) и характеризует количество операций, которое может одновременно выполнять CPU за определенный промежуток времени. Чем больше тактовая частота, тем более мощный процессор, однако эта величина отличает друг от друга процессоры внутри одной серии. Например, процессор Intel Core i5 с частотой 3.5 GHz быстрее, чем Intel Core i5 3.0 GHz, но не производительнее Intel Core i7.

Для увеличения производительности современные процессоры также умеют при необходимости повышать или понижать частоту. У Intel данная технология называется Turbo Boost, а у AMD — Turbo Core. Здесь также следует сказать о таком понятии, как коэффициэнт умножения. Если он разблокирован, то у пользователя есть возможность самостоятельно изменить тактовую частоту, то есть разогнать процессор.

Разблокированный коэффициент присутствует на процессорах дорогого сегмента, предназначенных для высокопроизводительных игровых компьютеров, которых собираются пользователями и тонко затачиваются под их нужды.

Однако при разгоне часто пользователи не учитываются одного нюанса. При повышении коэффициэнта множителя (Ratio) увеличивается лишь частота самого ядра процессора (Core), а частота шины данных (QPI) остается на том же уровне, а поскольку производительность зависит от самого медленного компонента, то она по сути не увеличится.

Формула расчета такая: Core = QPI X Ratio.

Если QPI=100, а Ratio=34, то частота ядра будет равна 3400 МГц.


Для эффективного разгона необходимо повышать не только коэффициэнт умножения, но и тактовую частоту системной шины QPI.

Системная шина

Так мы подошли к еще одной характеристики CPU, как частота шины данных, или системная шина. Она отвечает за обмен информацией между ядрами и между процессором и другими компонентами компьютера. Измеряется в мегагерцах (МГц) или гигатрансферах в секунду (ГТ/с).

Сокет

Кроме того, огромное количество моделей отличается друг от друга по — разъему, при помощи которого они стыкуются с материнской платой. Процессоры из одной и той же серии могут быть предназначены для установки на разные сокеты.

Память

Встроенный контроллер памяти отвечает за то, какой тип оперативной памяти, на какой частоте и сколько каналов поддерживается при работе. Чем больше каналов, тем выше производительность, однако для офисного или домашнего использования вполне достаточно двух каналов.

Про тип и частоту мы подробно говорили в — модули памяти, а также слоты памяти на материнской плате нужно подбирать именно с тем учетом, чтобы тип и частота поддерживались выбранным процессором.

В наши дни процессоры также имеют встроенную высокоскоростную память, которая является неким буфером обмена между ним и ОЗУ и хранит наиболее часто используемые в текущей работе данные. Называется он кэшем процессора и делится на три уровня. В подробных характеристиках на сайте магазинов мы часто можем увидеть такую информацию:

  • Кэш L1 — 64 Кб x4
  • Кэш L2 — 256 Кб x4
  • Кэш L3 — 6 Мб

Первые два нас мало интересуют, так как они характеризуют общую архитектуру процессоров одной линейки, а вот последний как раз может характеризовать ту или иную модель и отличать ее от других. По сути это самый главный параметр, который показывает быстроту работы CPU.

Схема такая — процессор компьютера в первую очередь обращается за данными для обработки именно к своей скоростной кеш-памяти. Если у нее небольшой объем и необходимой информации там нет, то идет обращение к оперативке, которая по-любому намного медленнее, а следовательно обработка происходит дольше.

Если же объем кеша большой, то там может храниться больше данных и выше вероятность того, что необходимая информация для обработки будет храниться именно там, а не в оперативной памяти.

Чем большего объема кеш 3го уровня, тем лучше!

Видеоядро

Встроенное видео ядро (GPU) процессора для компьютера также присутствует в большинстве современных моделях и позволяет работать с монитором без дополнительной установки отдельной видеокарты, то есть по сути является аналогом интегрированной в системную плату видеокарты. Для использования данной возможности процессора должна поддерживаться .

У встроенного видео ядра имеется своя частота работы, определяющая его производительность, и которая называется у каждой фирмы по-своему: Intel HD Graphics и AMD Radeon HD. Для просмотра фильмов и простой работы с графикой его вполне достаточно, для ресурсоемких же игр все равно придется покупать и устанавливать отдельную видеокарту.

По характеристикам видеоядра процессоров Intel разделяются на следующие категории:

  • Intel HD Graphics 1000 — слабая производительность
  • Intel HD Graphics 2000 — средняя
  • Intel HD Graphics 3000 — высокая

По сравнению с отдельными видеокартами видеоядро трехтысячной серии сравнимо с картой нижнего уровня.

Тепловыделение

Мощность тепловыделения (TPD) — показатель, на который надо ориентироваться при подборе блока питания для компьютера и системы охлаждения самого процессора. Измеряется в Ваттах (W). Для нормальной работы при максимальной нагрузке необходимо отводить для процессора в блоке питания величину, в два раза превышающую показатель TPD.

Комплектация

Наконец, процессор может продаваться как отдельно, так и в комплекте с системой охлаждения (кулером). При подобной комплектации в характеристиках процессора отмечено, что он поставляется в виде «BOX «, т.е. в коробке с вентилятором. Если вы собираете домашний компьютер средней производительности, то его должно хватить.

Для мощных игровых ПК лучше приобрести отдельно процессор и отдельно к нему более качественный и мощный вентилятор. Также скорее всего в данном кулере будет невозможно отрегулировать скорость вращения и он будет более шумно работать по сравнению с более дорогим, приобретаемым отдельно.

Какой процессор лучше выбрать для дома или игр?

При выборе процессора необходимо сначала определиться, какого типа компьютер вы собираете — самый простой для офиса, средней производительности для универсального использования или мощный игровой. В соответствии с этим выбираете сначала серию процессоров одного из производителей, а потом уже конкретную модель. Внутри одной линейки они отличаются чаще всего по частоте, количеству ядер и кэшу. Также учитывайте, для какого сокета он сделан — лучше брать для новейших стандартов разъемов с прицелом на дальнейший апгрейд или ремонтопригодность.

Процессоры Intel для компьютера

  • Atom — для компактных ПК формфактора mini ATX.
  • Celeron Dual Core — самые простые и дешевые для работы с офисными документами или в качестве медиа-сервера. Имеют 1 или 2 ядра.
  • Pentium Dual Core — также двухядерные процессоры бюджетной категории для домашних компьютеров среднего сегмента, чуть мощнее, чем Celeron.
  • Core i3 — двухядерные процессоры среднего уровня. Оптимальный вариант для простого домашнего компьютера, на котором планируется не только работать с документами и смотреть видео, но и работать в графических редакторах и играть в несложные игры.
  • Core i5 — 2х и 4х ядерные процессоры высокой производительности, которые уже подходят для ресурсоемких игр. Самый универсальный и подходящий вариант для дома по сочетанию цены и производительности.
  • Core i7 — мощные высокопроизводительные процессоры для выполнения любых задач. Имеют 4 или 6 ядер. Эту серию имеет смысл брать только заядлым игроманам для современных игрушек с максимальными графическими настройками, так как с большинством задач попроще все-таки справится i5.
  • Extreme Edition — самые мощные и дорогие процессоры премиум сегмента.
  • Xeon — линейка для серверов.

Кроме этого в названии процессора Intel могут встречаться некоторые буквы, указывающие на их дополнительные характеристики:

  • S — процессор с оптимизированной производительностью
  • T — оптимизированное потребление мощности
  • К — с разблокированном множителем для повышения частоты работы
  • М — для ноутбука
  • X — самый производительный процессор в серии

Дополнительные технологии

  • Hyper Threading — позволяет выполнять на одном ядре параллельно два потока вычислений. То есть, при проверке специальным софтом работы двухъядерного процессора (при активации в BIOS функции Hyper/Multi Threading) у вас будут видны два реальных ядра и еще два виртуальных. При небольшом увеличении стоимости процессора, снабженного данным режимом, он дает значительный прирост производительности.
  • Turbo Boost — автоматическое увеличение тактовой частоты процессора по мере необходимости выполнения сложных операций. Данный режим абсолютно безопасный и о перегреве процессора, который может случиться при ручном разгоне, можно не беспокоиться — при повышении температуры процессор автоматически понизит частоту до приемлемого значения.

Процессоры AMD для компьютера

  • Sempron — начальный уровень для низкопроизводительных офисных ПК, имеет 1 ядро.
  • A-Series бюджетные процессоры уровня выше начального. Линейка имеет много моделей с разным количеством ядер. Также имеют встроенное видео ядро Radeon XD 6xxx — за счет всего этого можно подобрать оптимальную комплектацию для простого офисного или домашнего компьютера.
  • Athlon II — 2, 3 или 4х ядерные процессоры достаточно большой мощности, которые в зависимости от количества ядер можно приспособить для выполнения разных задач.
  • Phenom II — также достаточно широкая линейка с количеством ядер до 6, что позволяет собрать комп с производительностью от средней до высокой.
  • FX — самые мощные процессоры для игровых ПК, от 4 до 8 ядер. Имеют незаблокированный множитель и режим Turbo Core для самостоятельного ручного или автоматического разгона процессора.

Сравнение процессоров

Подведем небольшой итог. Итак, если вы задались целью самостоятельно собрать компьютер, то выбор процессора зависит от того, что вы планируете делать на компьютере.

  • Недорогой офисный или домашний ПК: подойдут процессоры Intel серий Celeron Dual Core, Pentium Dual Core с сокетом LGA 1155 или AMD серий A с сокетом FM1
  • Универсальный компьютер: Intel Core i3 с сокетом LGA 1155, AMD Athlon II или Phenom II с 2-4 ядрами с сокетом AM3
  • Игровой компьютер: Intel Core i5 с сокетом LGA 1155, AMD Phenom II с 4-6 ядрами с сокетом AM3
  • Максимально производительный ПК: Intel Core i7 с сокетом LGA 1155 или AMD FX с сокетом AM3+

А теперь вечный вопрос — Intel или AMD?

Обратим внимание на то, как сделаны сами процессоры у данных производителей, а именно на расстояние между транзисторами внутри CPU. Чем меньше это расстояние, то есть чем ближе они расположены, тем быстрее скорость обмена данными между ними, а следовательно и работы процессора. А также и меньше температура нагрева.

У современных процессоров Intel это расстояние равно 22 нанометрам, у AMD — 32. Вот почему процессоры AMD так сильно греются и требуют хорошей системы охлаждения (в результате чего постоянно шумят стоковые вентиляторы), а у Intel даже самый навороченный Core i7 не привлекает к себе абсолютно никакого внимания, как будто комп вообще выключен — выводы делайте сами…

Для закрепления знаний посмотрите три видео — по теме выбора процессора для компьютера, про историю их развития и про то, как установить на материнской плате. А встретимся мы в следующей статье! Пока!