Способ кодирования информации. Методы кодирования от алкоголизма. Возникает ли у Вас "острое" желание "выпить" после принятия небольшой дозы алкоголя

Кодирование как процедура избавления от развившейся алкогольной зависимости представляет собой блокирование тяги к спиртсодержащим напиткам, проводимое в основном двумя методами – воздействием психотерапевтическим и вмешательством медикаментозным.

Эффективное кодирование воздействует на пациента, избавляя его на определенное время от психологической тяги к выпивке, что часто становится первым шагом к полному избавлению от проблемы.

Подобное лечение также может предотвратить начало повторного злоупотребления алкоголем, так как формирует в человеке страх перед последствиями и пробуждает инстинкт самосохранения.
Способы кодирования бывают разными, кроме традиционных используются альтернативные – нейролингвистическое программирование, воздействием током или иглоукалыванием, а также малорезультативные методы заговоров и молитв.

Гипнотическое воздействие

Наиболее популярное кодирование алкогольной зависимости психотерапевтического направления – гипнотическая блокировка по методу А.Р. Довженко, разработанная в 80-х годах прошлого века. Суть метода – в мощном одновременном психологическом и гипнотическом воздействии, оказываемом на пациента. Специалист на уровне подсознания внушает человеку чувство безразличия к алкоголю, закрепляет в нем установку-требование трезвенности, благодаря чему влечение к спиртному неосознанно снижается до полного исчезновения. При этом лечение по методу Довженко не требует ни принимать таблетки, ни погружать больного в глубокий гипноз. Данный метод кодирования успешно используется на протяжении нескольких десятилетий, специалисты считают, что процедура гипнотической блокировки – самая гуманная и эффективная.

Наша постоянная читательница поделилась действенным методом, который избавил ее мужа от АЛКОГОЛИЗМА. Казалось, что уже ничего не поможет, было несколько кодирований, лечение в диспансере, ничего не помогало. Помог действенный метод, который порекомендовала Елена Малышева. ДЕЙСТВЕННЫЙ МЕТОД

Метод кодирования по Довженко наряду с другими методами кодирования успешно используется в клинике “Корсакова” .

Однако блокирование алкогольной зависимости по Довженко будет иметь положительные последствия только в том случае, если соблюдены два основных условия:

Пройдите экспресс-тест и получите бесплатно брошюру "Запойный алкоголизм и как с ним справиться".

Были ли у Вас в роду родственники, уходящие в длительные "запои"?

"Похмеляетесь" ли Вы на следующий день после принятия большой дозы алкоголя?

Становится ли Вам "легче" если вы "похмеляетесь" (выпиваете) сутра после бурного застолья?

Какого Ваше обычное давление?

Возникает ли у Вас "острое" желание "выпить" после принятия небольшой дозы алкоголя?

Появляется ли у Вас уверенность в себе, раскованность после выпитого алкоголя?

  • добровольное согласие пациента;
  • отказ от спиртного за неделю до процедуры.

Эффективное кодирование по методике А.Г. Довженко возможно только если алкоголик согласен на лечение, а еще лучше – если он сам хочет вылечиться. Только при этом условии гипнотические установки приведут к нужному результату, делая эффект максимальным. Желание пациента при таком методе терапии алкогольной зависимости имеет самое большое значение. Оно более важно, чем то, какой у пациента срок злоупотребления алкоголем, какая , какое количество запоев и их продолжительность.

Что касается требования соблюдать трезвость перед процедурой, то это определенная психологическая проверка, суть которой заключается в подтверждении твердости решения пациента лечиться, серьезности его намерений. Это также проверка силы воли больного и начало его подготовки к восприятию гипнотических установок. Важно: перед началом лечения по методу Довженко лучше всего отказаться от всей алкогольной продукции, включая пиво и энергетики.

Данный метод кодирования имеет определенные противопоказания:

  • возраст менее 22 и более 60 лет;
  • нарушения сознания;
  • нахождение в состояния опьянения или абстинентного синдрома;
  • диагностированный гипертонический криз;
  • неотложные состояния.

В списке достоинств, какие присущи терапии по разработке А.Г. Довженко, значатся:

  • простота в сочетании с надежностью;
  • эффективность в 87-90% случаев;
  • гуманность и этичность;
  • признание в сфере психотерапии и одобрение ВОЗ;
  • результат после первого же сеанса;
  • отсутствие неприятных симптомов, какие обычно сопровождают медикаментозное лечение зависимости;
  • возможность применения для любого человека, кроме людей, невосприимчивых к гипнозу;
  • совместимость с медикаментозной терапией для повышения эффективности.

Средний срок, на который кодируется пациент, составляет один год, по истечении которого алкоголик, как правило, находит в себе силы продолжать трезвый образ жизни.

Лекарственная терапия

В сравнении с гипнотическим внушением по методике Довженко, способы кодирования с применением лекарственных средств действуют сразу по двум направлениям. Лечение проводится для воздействия как на психическое, так и на физическое проявление алкогольной зависимости. После проведения процедуры таблетки начинают блокировать вырабатываемый печенью фермент, тем самым препятствуя обработке алкоголя, его нейтрализации и выведению. Продукты этанола накапливаются в крови, из-за чего начинается отравление со всеми его симптомами – если после этого алкоголик остается в живых, он уже не рискует пить спиртное до полного растворения имплантированного препарата. Это и есть психологическая составляющая лечения – реакция закодированного организма на алкоголь настолько сильна, что у бывшего пьяницы формируется инстинктивный страх.

Медикаментозные виды подразумевают использование различных препаратов:

  • для подкожной имплантации (таблетки Торпедо, Эспераль);
  • для внутривенного введения (средства Алгоминал, NIT, SIT);
  • для внутримышечной блокировки (гель Эспераль);
  • для перорального приема (капли Колме).

Так как лекарственные методы кодирования могут иметь отрицательные последствия, к их применению есть ряд противопоказаний, частично схожий со списком запретов к методу Довженко. Лучше не применять таблетки и иные препараты для медикаментозной борьбы против алкогольной зависимости, если у пациента:

  • состояние беременности;
  • опьянение или похмелье;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • острые проявления психических нарушений.

Медикаментозные виды кодирования тяги к спиртному при всех своих достоинствах, в числе которых уже описанное «двойное действие», бывают и опасны. И дело не только в том, что таблетки, гель и иные формы препаратов, могут вступить в опасную реакцию с этанолом, если закодированный человек «сорвется». Опасность такого лечения в двух факторах:

  • непереносимости введенного вещества с потенциальным развитием сильной аллергической реакции;
  • реакции пациента на резкий вынужденный отказ от спиртного.

Последнее наиболее опасно, так как человек, переживающий абстинентный синдром, который был спровоцирован терапией, может пострадать от развития следующих заболеваний:

  • поражений сердечно-сосудистой системы;
  • сбоев функционирования ЖКТ;
  • проблем с работой ЦНС;
  • изменения психического состояния.

Срок защиты от алкогольной зависимости, который предоставляют такие методы кодирования, составляет 1-3 года.

Альтернативные способы лечения

Одним из альтернативных вариантов кодирования от алкоголизма является методика, которую разработал доктор Д.В. Сайков, методика, предусматривающая борьбу с зависимостью с помощью эмоционально-стрессовой психотерапии. Принцип терапии следующий: нездоровое влечение к спиртному формирует в сознании человека доминанту, регулирующую и контролирующую всю его жизнь. Пьянство становится нормой поведения с выпивкой в качестве самой главной ценности.

Доктор Сайков решает проблему зависимости, помогая удалить спиртное из центра круга жизненных потребностей алкоголика. Процесс терапии формирует у пациента безразличное и даже отрицательное отношение к спиртному, он позволяет проводить периодическую профилактику потенциальных рецидивов, для чего используются специальные программы на дисках. Такое компьютерное лечение можно проходить даже в домашних условиях.

Методы кодирования, которые применяет доктор Сайков, во многом основаны на технологии Довженко, но отчасти она может представлять собой нейролингвистическое программирование-кодирование. Такая борьба против алкогольной зависимости, включающая помимо традиционных средств еще и компьютерное воздействие, считается современной и эффективной, она получила одобрение как от специалистов, так и от вылечившихся пациентов.

Также альтернативами традиционному блокированию тяги к спиртному являются:

  • кодирование нейролингвистическое;
  • иглоукалывание;
  • лазерная терапия;
  • электронейростимуляция.

Нейролингвистическое программирование позволяет кодировать человека от влечения к спиртным напиткам путем устранения из подсознания больного человека программы саморазрушения, запущенной алкоголем. Благодаря данной терапии человек настраивается на естественную программу нормальной жизни, привыкает искать для себя иные источники удовлетворения. Пациентам, выбравшим нейролингвистическое программирование, не придется принимать таблетки, их не погружают в глубокий гипноз – программа внедряет норму здорового образа жизни естественно, без напряжения или насилия над личностью.

Нет необходимости пить таблетки также у алкоголиков, решивших использовать для лечения тяги к спиртному не только гипноз, лекарства или нейролингвистическое программирование, но методы кодирования иглоукалыванием, лазерной терапией и электронейростимуляцией. Первые два способа терапии снижают зависимость путем воздействия на специальные участки тела человека, блокируя связь между выпитым спиртным и центрами удовольствия в мозгу. Также данные процедуры могут стимулировать самостоятельное очищение организма, избавление от повреждений, нанесенных этиловым спиртом, восстановление для новой здоровой жизни.

Применение метода электронейростимуляции позволяет лечить тягу к спиртным напиткам путем воздействия на определенные отделы мозга слабым электрическим током (электрическими импульсами). Терапия током эффективна потому, что с ее помощью в организме подавляется выработка эндорфинов, связанных с алкоголем, тело начинает отвыкать от нездоровой эйфории и привыкать искать удовольствие в других источниках.

И некоторые сомнительные методики

Все без исключения методы кодирования от алкоголизма для эффективности лечения требуют безоговорочного согласия и искреннего желания пациента. Кодирование нейролингвистическое, воздействие иглами, током, лазером или лекарственными препаратами, методики, которые разработали А.Г. Довженко и Д.В. Сайков, предусматривают борьбу с алкогольным влечением только при условии сотрудничества с пациентом.

Если же согласие больного на терапию не получено, отчаявшиеся родственники прибегают к совершенно экзотическим способам, например, к добавлению лекарств в спиртное без ведома пьяницы или к кодированию его тяги по фотографии. Последствия обращения к всевозможным гадалкам и знахарям, предлагающим последнее, в лучшем случае окажутся плацебо, в худшем – просто обманом. Важно запомнить: трудно

Одна и та же информация может быть представлена (закодирована) в нескольких формах. C появлением компьютеров возникла необходимость кодирования всех видов информации, с которыми имеет дело и отдельный человек, и человечество в целом. Но решать задачу кодирования информации человечество начало задолго до появления компьютеров. Грандиозные достижения человечества - письменность и арифметика - есть не что иное, как система кодирования речи и числовой информации. Информация никогда не появляется в чистом виде, она всегда как-то представлена, как-то закодирована.

Двоичное кодирование - один из распространенных способов представления информации. В вычислительных машинах, в роботах и станках с числовым программным управлением, как правило, вся информация, с которой имеет дело устройство, кодируется в виде слов двоичного алфавита.

ASCII - [сокр. англ. American Standard Code for Information Interchange - Американский стандартный код для обмена информацией] Набор из 128 кодов символов для букв, цифр, управляющих и других знаков, используемый во многих вычислительных системах.

Для кодирования текстовой информации принят международный стандарт ASCII (American Standard Code for Information Interchange), в кодовой таблице которого зарезервировано 128 7-ми разрядных кодов для кодирования:

  • - Символов латинского алфавита
  • - Цифр
  • - Знаков препинания
  • - Математических символов

Добавление 8-го разряда позволяет увеличить количество кодов таблицы ASCII до 255. Коды от 128 до 255 представляют собой расширение таблицы ASCII. Эти коды в таблице ASCII использованы для кодирования некоторых символов, отличающихся от латинского алфавита, и встречающихся в языках с письменностью, основанной на латинском алфавите, - немецком, французском, испанском и др. Кроме этого, часть кодов использована для кодирования символов псевдографики, которые можно использовать, например, для оформления в тексте различных рамок и текстовых таблиц.

Для кодирования символов национальных алфавитов используется расширение кодовой таблицы ASCII, то есть 8-ми разрядные коды от 128 до 255.

В языках использующих кириллический алфавит, в том числе русском, пришлось полностью менять вторую половину таблицы ASCII, приспосабливая ее под кириллический алфавит. Но отсутствие согласованных стандартов привело к появлению различных кодовых таблиц для кодирования русскоязычных текстов, среди которых

  • - Альтернативная кодовая таблица CP-866
  • - Международный стандарт ISO 8859
  • - Кодовая таблица фирмы Microsoft CP-1251 (кодировка Windows)
  • - Кодовая таблица, применяемая в ОС Unix KOI 8-r

КОИ-8 (код обмена информацией, 8 битов), KOI8 -- восьмибитовый стандарт кодирования символов в информатике. Разработан для кодирования букв кириллических алфавитов. Существует также семибитовая версия кодировки -- КОИ-7. КОИ-7 и КОИ-8 описаны в ГОСТ 19768-74 (сейчас недействителен).

Разработчики КОИ-8 поместили символы русского алфавита в верхней части расширенной таблицы ASCII таким образом, что позиции кириллических символов соответствуют их фонетическим аналогам в английском алфавите в нижней части таблицы. Это означает, что если в тексте, написанном в КОИ-8, убирать восьмой бит каждого символа, то получается «читабельный» текст, хотя он и написан латинскими символами. Например, слова «Русский Текст» превратились бы в «rUSSKIJ tEKST». Как побочное следствие, символы кириллицы оказались расположены не в алфавитном порядке.

ISO 8859-5. Проблема с дефицитом уникальных символов для других языков решилась достаточно быстро и относительно безболезненно - стандартная 7-битная кодовая таблица ASCII обрела еще один, 8-й полноправный бит - под эгидой Международной организации по стандартизации (ISO) появилось целое семейство стандартов ISO 8859-X. Дополнительный бит дал возможность использовать теперь уже 256 символов, причем младшая половина кодовой таблицы (символы с кодами 0-127) полностью повторяет ASCII, а старшая - содержит уникальные элементы национальных кодировок. Такая организация национальных кодовых таблиц позволяет правильно отображать и обрабатывать латинские буквы, цифры и знаки препинания на любом компьютере, независимо от его языковых настроек. В дружной семье кодировок ISO нашлось место и для нашей кириллицы, получившей кодовое обозначение ISO 8859-5. Характерной ее особенностью является строго алфавитное размещение в ней русских букв, очень удобное для корректной сортировки записей в базах данных. Как выяснилось чуть позже, дитя оказалось мертворожденным: ISO 8859-5 конфликтовала с псевдографикой в набравшей к тому времени силу DOS, а позже не нашла она понимания и у авторов Windows.

Windows-1251 -- набор символов и кодировка, являющаяся стандартной 8-битной кодировкой для всех русских версий Microsoft Windows. Пользуется довольно большой популярностью. Была создана на базе кодировок, использовавшихся в ранних «самопальных» русификаторах Windows в 1990-1991 гг. совместно представителями «Параграфа», «Диалога» и российского отделения Microsoft. Первоначальный вариант кодировки сильно отличался от представленного ниже в таблице (в частности, там было значительное число «белых пятен»).

Windows-1251 выгодно отличается от других 8_битных кириллических кодировок (таких как CP866, KOI8-R и ISO 8859-5) наличием практически всех символов, использующихся в русской типографике для обычного текста (отсутствует только значок ударения); она также содержит все символы для близких к русскому языку языков: украинского, белорусского, сербского и болгарского.

Имеет два недостатка:

  • - строчная буква «я» имеет код 0xFF (255 в десятичной системе). Она является «виновницей» ряда неожиданных проблем в программах без поддержки чистого 8-го бита, а также (гораздо более частый случай) использующих этот код как служебный (в CP437 он обозначает «неразрывный пробел», в Windows-1252 -- y, оба варианта практически не используются; число же -1, в дополнительном коде длиной 8 бит представляющееся числом 255, часто используется в программировании как специальное значение, например, индикатор конца файла EOF часто представляется значением -1).
  • - отсутствуют символы псевдографики, имеющиеся в CP866 и KOI8 (хотя для самих Windows, для которых она предназначена, в них не было нужды, это делало несовместимость двух использовавшихся в них кодировок заметнее).

Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Курганинский аграрно-технологический техникум.


Реферат

Тема: «Современные способы кодирования информации в вычислительной технике».

Подготовила : Аванесян Вероника
Аркадьевна
Учащаяся группы № 6 «А»
Проверил : Ткачев Сергей
Николаевич

Оценка ______________

г. Курганинск
2011-2012 учебный год

Содержание:

1. Введение
2. История кодирования информации
3. Способы кодирования информации
4.Кодирование текстовой информации
5. Кодирование графической информации
6. Кодирование звуковой информации
7. Заключение и выводы
8. Список используемой литературы

Введение:

Кодирование. Основные понятия и определения

Рассмотрим основные понятия, связанные с кодированием информации. Для передачи в канал связи сообщения преобразуются в сигналы. Символы, при помощи которых создаются сообщения, образуют первичный алфавит, при этом каждый символ характеризуется вероятностью его появления в сообщении. Каждому сообщению однозначно соответствует сигнал, представляющий определенную последовательность элементарных дискретных символов, называемых кодовыми комбинациями. Кодирование - это преобразование сообщений в сигнал, т.е. преобразование сообщений в кодовые комбинации. Код - система соответствия между элементами сообщений и кодовыми комбинациями. Кодер - устройство, осуществляющее кодирование. Декодер - устройство, осуществляющее обратную операцию, т.е. преобразование кодовой комбинации в сообщение. Алфавит - множество возможных элементов кода, т.е. элементарных символов (кодовых символов) X = {x i }, где i = 1, 2,..., m. Количество элементов кода - m называется его основанием . Для двоичного кода x i = {0, 1} и m = 2. Конечная последовательность символов данного алфавита называется кодовой комбинацией (кодовым словом). Число элементов в кодовой комбинации - n называется значностью (длиной комбинации). Число различных кодовых комбинаций (N = m n ) называется объемом или мощностью кода.
Если N 0 - число сообщений источника, то N ? N 0 . Множество состояний кода должно покрывать множество состояний объекта. Полный равномерный n - значный код с основанием m содержит N = m n кодовых комбинаций. Такой код называется примитивным.

Классификация кодов

Коды можно классифицировать по различным признакам:
1. По основанию (количеству символов в алфавите):
бинарные (двоичные m=2) и не бинарные (m ? 2).
2. По длине кодовых комбинаций (слов):
равномерные - если все кодовые комбинации имеют одинаковую длину;
неравномерные - если длина кодовой комбинации не постоянна.
3. По способу передачи:
последовательные и параллельные;
блочные - данные сначала помещаются в буфер, а потом передаются в канал и бинарные непрерывные .

4. По помехоустойчивости:
простые (примитивные, полные) - для передачи информации используют все возможные кодовые комбинации (без избыточности);
корректирующие (помехозащищенные) - для передачи сообщений используют не все, а только часть (разрешенных) кодовых комбинаций.
5. В зависимости от назначения и применения условно можно выделить следующие типы кодов:
Внутренние коды - это коды, используемые внутри устройств. Это машинные коды, а также коды, базирующиеся на использовании позиционных систем счисления (двоичный, десятичный, двоично-десятичный, восьмеричный, шестнадцатеричный и др.). Наиболее распространенным кодом в ЭВМ является двоичный код, который позволяет просто реализовать аппаратно устройства для хранения, обработки и передачи данных в двоичном коде. Он обеспечивает высокую надежность устройств и простоту выполнения операций над данными в двоичном коде. Двоичные данные, объединенные в группы по 4, образуют шестнадцатеричный код, который хорошо согласуется с архитектурой ЭВМ, работающей с данными кратными байту (8 бит).
Коды для обмена данными и их передачи по каналам связи . Широкое распространение в ПК получил код ASCII (American Standard Code for Information Interchange). ASCII - это 7-битный код буквенно-цифровых и других символов. Поскольку ЭВМ работают с байтами, то 8-й разряд используется для синхронизации или проверки на четность, или расширения кода. В ЭВМ фирмы IBM используется расширенный двоично-десятичный код для обмена информацией EBCDIC (Extended Binary Coded Decimal Interchange Code).
В каналах связи широко используется телетайпный код МККТТ (международный консультативный комитет по телефонии и телеграфии) и его модификации (МТК и др.).
При кодировании информации для передачи по каналам связи, в том числе внутри аппаратным трактам, используются коды, обеспечивающие максимальную скорость передачи информации, за счет ее сжатия и устранения избыточности (например: коды Хаффмана и Шеннона-Фано), и коды обеспечивающие достоверность передачи данных, за счет введения избыточности в передаваемые сообщения (например: групповые коды, Хэмминга, циклические и их разновидности).
Коды для специальных применений - это коды, предназначенные для решения специальных задач передачи и обработки данных. Примерами таких кодов является циклический код Грея, который широко используется в АЦП угловых и линейных перемещений. Коды Фибоначчи используются для построения быстродействующих и помехоустойчивых АЦП.
Основное внимание в курсе уделено кодам для обмена данными и их передачи по каналам связи.
ЦЕЛИ КОДИРОВАНИЯ:
1) Повышение эффективности передачи данных, за счет достижения максимальной скорости передачи данных.
2) Повышение помехоустойчивости при передаче данных.
В соответствии с этими целями теория кодирования развивается в двух основных направлениях:
1. Теория экономичного (эффективного, оптимального) кодирования занимается поиском кодов, позволяющих в каналах без помех повысить эффективность передачи информации за счет устранения избыточности источника и наилучшего согласования скорости передачи данных с пропускной способностью канала связи.
2. Теория помехоустойчивого кодирования занимается поиском кодов, повышающих достоверность передачи информации в каналах с помехами.

3. Способы представления кодов

В зависимости от применяемых методов кодирования, используют различные математические модели кодов, при этом наиболее часто применяется представление кодов в виде: кодовых матриц; кодовых деревьев; многочленов; геометрических фигур и т.д.

История кодирования информации:

Код - набор условных обозначений для представления информации.

Кодирование - процесс представления информации в виде кода (представление символов одного алфавита символами другого; переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).

Обратное преобразование называется декодированием.

Для общения друг с другом мы используем код - русский язык.

При разговоре этот код передается звуками, при письме - буквами.

Водитель передает сигнал с помощью гудка или миганием фар.

Вы встречаетесь с кодированием информации при переходе дороги в виде сигналов светофора.

Таким образом, кодирование сводиться к использованию совокупности символов по строго определенным правилам.

Способ кодирования зависит от цели, ради которой оно осуществляется:

    сокращение записи;
    засекречивание (шифровка) информации;
    удобство обработки;
    и т. п.

Существуют три основных способа кодирования текста:
    графический – с помощью специальных рисунков или значков;
    числовой – с помощью чисел;
    символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

Наиболее значимым для развития техники оказался способ представления информации с помощью кода, состоящего всего из двух символов: 0 и 1.

Для удобства использования такого алфавита договорились называть любой из его знаков «бит» (от английского « bi nary digi t » -двоичный знак ).

Одним битом могут быть выражены два понятия: 0 или 1 (да или нет, черное или белое, истина или ложь и т.п.).

Двоичные числа очень удобно хранить и передавать с помощью электронных устройств.

Например, 1 и 0 могут соответствовать намагниченным и ненамагниченным участкам диска; нулевому и ненулевому напряжению; наличию и отсутствию тока в цепи и т.п.

Поэтому данные в компьютере на физическом уровне хранятся, обрабатываются и передаются именно в двоичном коде.

Последовательностью битов можно закодировать текст, изображение, звук или какую-либо другую информацию. Такой метод представления информации называется двоичным кодированием .

Таким образом, двоичный код является универсальным средством кодирования информации.

Кодирование текстовой информации


Если каждому символу алфавита сопоставить определенное целое число (например, порядковый номер), то с помощью двоичного кода можно кодировать и текстовую информацию. Для хранения двоичного кода одного символа выделен 1 байт = 8 бит.

Учитывая, что каждый бит принимает значение 0 или 1, количество их возможных сочетаний в байте равно

Значит, с помощью 1 байта можно получить 256 разных двоичных кодовых комбинаций и отобразить с их помощью 256 различных символов .

Такое количество символов вполне достаточно для представления текстовой информации, включая прописные и заглавные буквы русского и латинского алфавита, цифры, знаки, графические символы и т.д.

Кодирование заключается в том, что каждому символу ставится в соответствие уникальный десятичный код от 0 до 255 или соответствующий ему двоичный код от 00000000 до 11111111.

Таким образом, человек различает символы по их начертанию, а компьютер - по их коду.

Важно, что присвоение символу конкретного кода - это вопрос соглашения, которое фиксируется в кодовой таблице .

В системе ASCII закреплены две таблицы кодирования - базовая и расширенная .

Базовая таблица закрепляет значения кодов от 0 до 127, а расширенная относится к символам с номерами от 128 до 255.

Первые 33 кода (с 0 до 32) соответствуют не символам, а операциям (перевод строки, ввод пробела и т. д.).

Коды с 33 по 127 являются интернациональными и соответствуют символам латинского алфавита, цифрам, знакам арифметических операций и знакам препинания.

Коды с 128 по 255 являются национальными, т.е. в национальных кодировках одному и тому же коду соответствуют различные символы.



Тогда слово COMPUTER с помощью ASCII таблицы кодируется следующим образом:


C

O

M

P

U

T

E

R

67

79

77

80

85

84

69

82

01000011

01001111

01001101

01010000

01010101

01010100

01000101

01010010

С распространением современных информационных технологий в мире возникла необходимость кодировать символы алфавитов других языков: японского, корейского, арабского, хинди, а также других специальных символов.

На смену старой системе пришла новая универсальная – UNICODE , в которой один символ кодируется не одним, а двумя байтами.

В настоящее время существует много различных кодовых таблиц (DOS, ISO, WINDOWS, KOI8-R, KOI8-U, UNICODE и др.), поэтому тексты, созданные в одной кодировке, могут не правильно отображаться в другой.

Кодирование графической информации


Графическая информация на экране монитора представляется в виде растрового изображения, которое формируется из определенного количества строк, которые, в свою очередь, содержат определенное количество точек.

Давайте посмотрим на экран компьютера через увелечительное стекло.

В зависимости от марки и модели техники мы увидим либо множество разноцветных прямоугольничков, либо множество разноцветных кружочков.

И те, и другие группируются по три штуки, причем одного цвета, но разных оттенков.

Они называются ПИКСЕЛЯМИ (от английского PICture"s ELement ).

Пиксели бывают только трех цветов - зеленого, синего и красного.

Другие цвета образовываются при помощи смешения цветов.

Рассмотрим самый простой случай - каждый кусочек пикселя может либо гореть (1), либо не гореть (0).

Тогда мы получаем следующий набор цветов:
Из трех цветов можно получить восемь комбинаций.

Для получения богатой палитры цветов базовым цветам могут быть заданы различные интенсивности, тогда количество различных вариантов их сочетаний, дающих разные краски и оттенки, увеличивается.

Шестнадцатицветная палитра получается при использовании 4-разрядной кодировки пикселя: к трем битам базовых цветов добавляется один бит интенсивности. Этот бит управляет яркостью всех трех цветов одновременно.

Число цветов, воспроизводимых на экране монитора (N ), и число бит, отводимых в видеопамяти на каждый пиксель (I ), связаны формулой:

Величину I называют битовой глубиной или глубиной цвета.

Чем больше битов используется, тем больше оттенков цветов можно получить.

Итак, любое графическое изображение на экране можно закодировать c помощью чисел, сообщив, сколько в каждом пикселе долей красного, сколько - зеленого, а сколько - синего цветов.

Также графическая информация может быть представлена в виде векторного изображения.

Векторное изображение представляет собой графический объект, состоящий из элементарных отрезков и дуг.

Положение этих элементарных объектов определяется координатами точек и длиной радиуса.

Для каждой линии указывается ее тип (сплошная, пунктирная, штрих-пунктирная), толщина и цвет.

Информация о векторном изображении кодируется как обычная буквенно-цифровая и обрабатывается специальными программами.

Качество изображения определяется разрешающей способностью монитора, т.е. количеством точек, из которых оно складывается.

Чем больше разрешающая способность, т.е. чем больше количество строк растра и точек в строке, тем выше качество изображение.

Кодирование звуковой информации


С начала 90-х годов персональные компьютеры получили возможность работать со звуков
и т.д.................

Векторное и фрактальное изображения.

Векторное изображение - это графический объект, состоящий из элементарных отрезков и дуг. Базовым элементом изоражения является линия. Как и любой объект, она обладает свойствами: формой (прямая, кривая), толщиной., цветом, начертанием (пунктирная, сплошная). Замкнутые линии имеют свойство заполнения (или другими объектами, или выбранным цветом). Все прочие объекты векторной графики составляются из линий. Так как линия описывается математически как единый объект, то и объем данных для отображения объекта средствами векторной графики значительно меньше, чем в растровой графике. Информация о векторном изображении кодируется как обычная буквенно-цифровая и обрабатывается специальными программами.

К программным средствам создания и обработки векторной графики относятся следующие ГР: CorelDraw, Adobe Illustrator, а также векторизаторы (трассировщики) - специализированные пакеты преобразования растровых изображений в векторные.

Фрактальная графика основывается на математических вычислениях, как и векторная. Но в отличии от векторной ее базовым элементом является сама математическая формула. Это приводит к тому, что в памяти компьютера не хранится никаких объектов и изображение строится только по уравнениям. При помощи этого способа можно строить простейшие регулярные структуры, а также сложные иллюстрации, которые иммитируют ландшафты.

Задачи.

Известно, что видеопамять компьютера имеет объем 512 Кбайт. Разрешающая способность экрана 640 на 200. Сколько страниц экрана одновременно разместится в видеопамяти при палитре
а) из 8 цветов;
б) 16 цветов;
в) 256 цветов?

Сколько бит требуется, чтобы закодировать информацию о 130 оттенках? Нетрудно подсчитать, что 8 (то есть 1 байт), поскольку при помощи 7 бит можно сохранить номер оттенка о 0 до 127, а 8 бит хранят от 0 до 255. Легко видеть, что такой способ кодирования неоптимален: 130 заметно меньше 255. Подумайте, как уплотнить информацию о рисунке при его записи в файл, если известно, что
а) в рисунке одновременно содержится только 16 цветовых оттенков из 138 возможных;
б) в рисунке присутствуют все 130 оттенков одновременно, но количество точек, закрашенных разными оттенками, сильно различаются.

А) очевидно, что для хранения информации о 16 оттенках достаточно 4 бита (половина байта). Однако так как эти 16 оттенков выбраны из 130, то они могут иметь номера, не умещающиеся в 4 битах. Поэтому воспользуемся методом палитр. Назначим 16 используемым в нашем рисунке оттенкам свои “локальные” номера от 1 до 15 и закодируем весь рисунок из расчета 2 точки на байт. А затем допишем к этой информации (в конец содержащего ее файла) таблицу соответствия, состоящую из 16 пар байтов с номерами оттенков: 1 байт - наш “локальный” номер в данном рисунке, второй - реальный номер данного оттенка. (когда вместо последнего используется закодированная информация о самом оттенке, например, сведения об яркости свечения “электроннык пушек” Red, Green, Blue электронно-лучевой трубки, то такая таблица и будет представлять собой палитру цветов). Если рисунок достаточно велик, выигрыш в объеме полученного файла будет значительным;
б) попытаемся реализовать простейший алгоритм архивации информации о рисунке. Назначим трем оттенкам, которыми закрашено минимальное количество точек, коды 128 - 130, а остальным оттенкам - коды 1 -127. Будем записывать в файл (котрый в этом случае представлыет собой не последовательность байтов, а сплошной битовый поток) семибитные коды для оттенков с номерами от 1 до 127. Для оставшихся же трех оттенков в битовом потоке будем записывать число-признак - семибитный 0 - и сразу за ним двухбитный “локальный” номер, а в конце файла добавим таблицу соответствия “локальных”и реальных номеров. Так как оттенки с кодами 128 - 130 встречаются редко, то семибитных нулей будет немного.

Заметим, что постановка вопросов в данной задаче не исключает и другие варианты решения, без привязки к цветовому составу изображения - архивацию:
а) на основе выделения последовательности точек, закрашенных одинаковыми оттенками и замены каждой из этих последовательностей на пару чисел (цвет),(количество) (этот принцип лежит в основе графического формата РСХ);
б) путем сравнения пиксельных строк (запись номеров оттенков точек первой страницы целиком, а для последующих строк запись номеров оттенков только тех точек, оттенки которых отличаются от отенков точек, стоящих в той же позиции в предыдущей строке, - это основа формата GIF);
в) с помощью фрактального алгоритма упаковки изображений (формат YPEG). (ИО 6,1999)

Мир наполнен самыми разнообразными звуками: тиканье часов и гул моторов, завывание ветра и шелест листьев, пение птиц и голоса людей. О том, как рождаются звуки и что они собой представляют люди начали догадываться очень давно. Еще древнегреческий философ и ученый - энциклопедист Аристотель, исходя из наблюдений, объяснял природу звука, полагая, что звучащее тело создает попеременное сжатие и разрежение воздуха. Так, колеблющаяся струна то разряжает, то уплотняет воздух, а из-за упругости воздуха эти чередующиеся воздействия передаются дальше в пространство - от слоя к слою, возникают упругие волны. Достигая нашего уха, они воздействуют на барабанные перепонки и вызывают ощущение звука.

На слух человек воспринимает упругие волны, имеющие частоту где-то в пределах от 16 Гц до 20 кГц (1 Гц - 1 колебание в секунду). В соответствии с этим упругие волны в любой среде, частоты которых лежат в указанных пределах, называют звуковыми волнами или просто звуком. В учении о звуке важны такие понятия как тон и тембр звука. Всякий реальный звук, будь то игра музыкальных инструментов или голос человека, - это своеобразная смесь многих гармонических колебаний с определенным набором частот.

Колебание, которое имеет наиболее низкую частоту, называют основным тоном, другие - обертонами.

Тембр - разное количество обертонов, присущих тому или иному звуку, которое придает ему особую окраску. Отличие одного тембра от другого обусловлено не только числом, но и интенсивностью обертонов, сопровождающих звучание основного тона. Именно по тембру мы легко можем отличить звуки рояля и скрипки, гитары и флейты, узнать голос знакомого человека.

Музыкальный звук можно характеризовать тремя качествами: тембром, т. е. окраской звука, которая зависит от формы колебаний, высотой, определяющейся числом колебаний в секунду (частотой), и громкостью, зависящей от интенсивности колебаний.

Компьютер широко применяют в настоящее время в различных сферах. Не стала исключением и обработка звуковой информации, музыка. До 1983 года все записи музыки выходили на виниловых пластинках и компакт-кассетах. В настоящее время широкое распространение получили компакт-диски. Если имеется компьютер, на котором установлена студийная звуковая плата, с подключенными к ней MIDI-клавиатурой и микрофоном, то можно работать со специализированным музыкальным программным обеспечением.

Условно его можно разбить на несколько видов:

1) всевозможные служебные программы и драйверы, предназначенные для работы с конкретными звуковыми платами и внешними устройствами;
2) аудиоредакторы, которые предназначены для работы со звуковыми файлами, позволяют производить с ними любые операции - от разбиения на части до обработки эффектами;
3) программные синтезаторы, которые появились сравнительно недавно и корректно работают только на мощных компьютерах. Они позволяют экспериментировать с созданием различных звуков;
и другие.

К первой группе относятся все служебные программы операционной системы. Так, например, win 95 и 98 имеют свои собственные программы микшеры и утилиты для воспроизведения/записи звука, проигрывания компакт-дисков и стандартных MIDI - файлов. Установив звуковую плату можно при помощи этих программ проверить ее работоспособность. Например, программа Фонограф предназначена для работы с wave-файлами (файлы звукозаписи в формате Windows). Эти файлы имеют расширение.WAV . Эта программа предоставляет возможность воспроизводить, записывать и редактировать звукозапись приемами, аналогичными приемам работы с магнитофоном. Желательно для работы с Фонографом подключить микрофон к компьютеру. Если необходимо сделать звукозапись, то нужно определиться с качеством звука, так как именно от нее зависит продолжительность звукозаписи. Возможная продолжительность звучания тем меньше, чем выше качество записи. При среднем качестве записи можно удовлетворительно записывать речь, создавая файлы продолжительностью звучания до 60 секунд. Примерно 6 секунд будет продолжительность записи, имеющая качество музыкального компакт - диска.

А как же происходит кодирование звука? С самого детства мы сталкиваемся с записями музыки на разных носителях: грампластинках, кассетах, компакт-дисках и т.д. В настоящее время существует два основных способах записи звука: аналоговый и цифровой. Но для того чтобы записать звук на какой-нибудь носитель его нужно преобразовать в электрический сигнал.

Это делается с помощью микрофона. Самые простые микрофоны имеют мембрану, которая колеблется под воздействием звуковых волн. К мембране присоединена катушка, перемещающаяся синхронно с мембраной в магнитном поле. В катушке возникает переменный электрический ток. Изменения напряжения тока точно отражают звуковые волны.

Переменный электрический ток, который появляется на выходе микрофона, называется аналоговым сигналом. Применительно к электрическому сигналу «аналоговый» обозначает, что этот сигнал непрерывен по времени и амплитуде. Он точно отражает форму звуковой волны, которая распространяется в воздухе.

Звуковую информацию можно представить в дискретной или аналоговой форме. Их отличие в том, что при дискретном представлении информации физическая величина изменяется скачкообразно («лесенкой»), принимая конечное множество значений. Если же информацию представить в аналоговой форме, то физическая величина может принимать бесконечное количество значений, непрерывно изменяющихся.

Виниловая пластинка является примером аналогового хранения звуковой информации, так как звуковая дорожка свою форму изменяет непрерывно. Но у аналоговых записей на магнитную ленту есть большой недостаток - старение носителя. За год фонограмма, которая имела нормальный уровень высоких частот, может их потерять. Виниловые пластинки при проигрывании их несколько раз теряют качество. Поэтому преимущество отдают цифровой записи.

В начале 80-х годов появились компакт-диски. Они являются примером дискретного хранения звуковой информации, так как звуковая дорожка компакт - диска содержит участки с различной отражающей способностью. Теоретически эти цифровые диски могут служить вечно, если их не царапать, т.е. их преимуществами являются долговечность и неподверженность механическому старению. Другое преимущество заключается в том, что при цифровой перезаписи нет потери качества звука.

На мультимедийных звуковых картах можно найти аналоговые микрофонный предусилитель и микшер.

Цифро-аналоговое и аналого-цифровое преобразование звуковой информации.

Кратко рассмотрим процессы преобразования звука из аналоговой формы в цифровую и наоборот. Примерное представление о том, что происходит в звуковой карте, может помочь избежать некоторых ошибок при работе со звуком

Звуковые волны при помощи микрофона превращаются в аналоговый переменный электрический сигнал. Он проходит через звуковой тракт (см. приложения рисунок 1.11, схема 1) и попадает в аналого-цифровой преобразователь (АЦП) - устройство, которое переводит сигнал в цифровую форму.

В упрощенном виде принцип работы АЦП заключается в следующем: он измеряет через определенные промежутки времени амплитуду сигнала и передает дальше, уже по цифровому тракту, последовательность чисел, несущих информацию об изменениях амплитуды (.см. приложения рисунок 1.11, схема 2).

Во время аналого-цифрового преобразования никакого физического преобразования не происходит. С электрического сигнала как бы снимается отпечаток или образец, являющийся цифровой моделью колебаний напряжения в аудиотракте. Если это изобразить в виде схемы, то эта модель представлена в виде последовательности столбиков, каждый из которых соответствует определенному числовому значению. Цифровой сигнал по своей природе дискретен - то есть прерывист, поэтому цифровая модель не совсем точно соответствует форме аналогового сигнала.

Семпл - это промежуток времени между двумя измерениями амплитуды аналогового сигнала.

Дословно Sample переводится с английского как «образец». В мультимедийной и профессиональной звуковой терминологии это слово имеет несколько значений. Кроме промежутка времени семплом называют также любую последовательность цифровых данных, которые получили путем аналого-цифрового преобразования. Сам процесс преобразования называют семплированием. В русском техническом языке называют его дискретизацией.

Вывод цифрового звука происходит при помощи цифро-аналогового преобразователя (ЦАП), который на основании поступающих цифровых данных в соответствующие моменты времени генерирует электрический сигнал необходимой амплитуды (см. приложения рисунок 1.11, схема 3).

Параметры семплирования

Важными параметрами семплирования являются частота и разрядность.
Частота - количество измерений амплитуды аналогового сигнала в секунду.

Если частота семплирования не будет более чем в два раза превышать частоту верхней границы звукового диапазона, то на высоких частотах будут происходить потери. Это объясняет то, что стандартная частота для звукового компакт-диска - это частота 44.1 кГц. Так как диапазон колебаний звуковых волн находится в пределах от 20 Гц до 20 кГц, то количество измерений сигнала в секунду должно быть больше, чем количество колебаний за тот же промежуток времени. Если же частота дискретизации значительно ниже частоты звуковой волны, то амплитуда сигнала успевает несколько раз измениться за время между измерениями, а это приводит к тому, что цифровой отпечаток несет хаотичный набор данных. При цифро-аналоговом преобразовании такой семпл не передает основной сигнал, а только выдает шум.

В новом формате компакт-дисков Audio DVD за одну секунду сигнал измеряется 96 000 раз, т.е. применяют частоту семплирования 96 кГц. Для экономии места на жестком диске в мультимедийных приложениях довольно часто применяют меньшие частоты: 11, 22, 32 кГц. Это приводит к уменьшению слышимого диапазона частот, а, значит, происходит сильное искажение того, что слышно.

Если в виде графика представить один и тот же звук высотой 1 кГц (нота до седьмой октавы фортепиано примерно соответствует этой частоте), но семплированный с разной частотой (нижняя часть синусоиды не показана на всех графиках), то будут видны различия. Одно деление на горизонтальной оси, которая показывает время, соответствует 10 семплам. Масштаб взят одинаковый см. приложения рисунок 1.13). Можно видеть, что на частоте 11 кГц примерно пять колебаний звуковой волны приходится на каждые 50 семплов, то есть один период синусоиды отображается всего при помощи 10 значений. Это довольно неточная передача. В то же время, если рассматривать частоту оцифровки 44 кГц, то на каждый период синусоиды приходится уже почти 50 семплов. Это позволяет получить сигнал хорошего качества.

Разрядность указывает с какой точностью происходят изменения амплитуды аналогового сигнала. Точность, с которой при оцифровке передается значение амплитуды сигнала в каждый из моментов времени, определяет качество сигнала после цифро-аналогового преобразования. Именно от разрядности зависит достоверность восстановления формы волны.

Для кодирования значения амплитуды используют принцип двоичного кодирования. Звуковой сигнал должен быть представленным в виде последовательности электрических импульсов (двоичных нулей и единиц). Обычно используют 8, 16-битное или 20-битное представление значений амплитуды. При двоичном кодировании непрерывного звукового сигнала его заменяют последовательностью дискретных уровней сигнала. От частоты дискретизации (количества измерений уровня сигнала в единицу времени) зависит качество кодирования. С увеличением частоты дискретизации увеличивается точность двоичного представления информации. При частоте 8 кГц (количество измерений в секунду 8000) качество семплированного звукового сигнала соответствует качеству радиотрансляции, а при частоте 48 кГц (количество измерений в секунду 48000) - качеству звучания аудио- CD.

Если использовать 8-битное кодирование, то можно достичь точность изменения амплитуды аналогового сигнала до 1/256 от динамического диапазона цифрового устройства (2 8 = 256).

Если использовать 16-битное кодирование для представления значений амплитуды звукового сигнала, то точность измерения возрастет в 256 раз.

В современных преобразователях принято использовать 20-битное кодирование сигнала, что позволяет получать высококачественную оцифровку звука.

Вспомним формулу К = 2 a . Здесь К - количество всевозможных звуков (количество различных уровней сигнала или состояний), которые можно получить при помощи кодирования звука а битами

Код - система условных знаков (символов) для передачи, обработки и хранения информации (сообщения).

Кодирование - процесс представления информации (сообщения) в виде кода.

Все множество символов, используемых для кодирования, называется алфавитом кодирования . Например, в памяти компьютера любая информация кодируется с помощью двоичного алфавита, содержащего всего два символа: 0 и 1.

Научные основы кодирования были описаны К.Шенноном, который исследовал процессы передачи информации по техническим каналам связи (теория связи , теория кодирования ). При таком подходе кодирование понимается в более узком смысле: как переход от представления информации в одной символьной системе к представлению в другой символьной системе . Например, преобразование письменного русского текста в код азбуки Морзе для передачи его по телеграфной связи или радиосвязи. Такое кодирование связано с потребностью приспособить код к используемым техническим средствам работы с информацией.

Декодирование - процесс обратного преобразования кода к форме исходной символьной системы , т.е. получение исходного сообщения. Например: перевод с азбуки Морзе в письменный текст на русском языке.

В более широком смысле декодирование - это процесс восстановления содержания закодированного сообщения. При таком подходе процесс записи текста с помощью русского алфавита можно рассматривать в качестве кодирования, а его чтение - это декодирование.

Цели кодирования и способы кодирования

Способ кодирования одного и того же сообщения может быть разным. Например, русский текст мы привыкли записывать с помощью русского алфавита. Но то же самое можно сделать, используя английский алфавит. Иногда так приходится поступать, посылая SMS по мобильному телефону, на котором нет русских букв, или отправляя электронное письмо на русском языке из-за границы, если на компьютере нет русифицированного программного обеспечения. Например, фразу: “Здравствуй, дорогой Саша!” приходится писать так: “Zdravstvui, dorogoi Sasha!”.

Существуют и другие способы кодирования речи. Например, стенография - быстрый способ записи устной речи . Ею владеют лишь немногие специально обученные люди - стенографисты. Стенографист успевает записывать текст синхронно с речью говорящего человека. В стенограмме один значок обозначал целое слово или словосочетание. Расшифровать (декодировать) стенограмму может только стенографист.

Приведенные примеры иллюстрируют следующее важное правило: для кодирования одной и той же информации могут быть использованы разные способы; их выбор зависит от ряда обстоятельств: цели кодирования, условий, имеющихся средств. Если надо записать текст в темпе речи - используем стенографию; если надо передать текст за границу - используем английский алфавит; если надо представить текст в виде, понятном для грамотного русского человека, - записываем его по правилам грамматики русского языка.

Еще одно важное обстоятельство: выбор способа кодирования информации может быть связан с предполагаемым способом ее обработки . Покажем это на примере представления чисел - количественной информации. Используя русский алфавит, можно записать число “тридцать пять”. Используя же алфавит арабской десятичной системы счисления, пишем: “35”. Второй способ не только короче первого, но и удобнее для выполнения вычислений. Какая запись удобнее для выполнения расчетов: “тридцать пять умножить на сто двадцать семь” или “35 х 127”? Очевидно - вторая.

Однако если важно сохранить число без искажения, то его лучше записать в текстовой форме. Например, в денежных документах часто сумму записывают в текстовой форме: “триста семьдесят пять руб.” вместо “375 руб.”. Во втором случае искажение одной цифры изменит все значение. При использовании текстовой формы даже грамматические ошибки могут не изменить смысла. Например, малограмотный человек написал: “Тристо семдесять пят руб.”. Однако смысл сохранился.

В некоторых случаях возникает потребность засекречивания текста сообщения или документа, для того чтобы его не смогли прочитать те, кому не положено. Это называется защитой от несанкционированного доступа . В таком случае секретный текст шифруется. В давние времена шифрование называлось тайнописью. Шифрование представляет собой процесс превращения открытого текста в зашифрованный, а дешифрование - процесс обратного преобразования, при котором восстанавливается исходный текст. Шифрование - это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату. Методами шифрования занимается наука под названием криптография .