История винила. Неувядающий звук. История виниловых пластинок Виды пластинок

ВИНИЛОВЫЕ ПЛАСТИНКИ
краткая история
Всё, что вы хотели бы знать о грампластинках

Дисклаймер: Серия этих статей написана простым понятным языком для простых людей, впервые приобщающихся к миру аналогового звука, к миру виниловых грампластинок. Если Вы считаете себя продвинутым аудиофилом, и знаете гораздо больше, чем изложено в этих незатейливых заметках, просим не взыскивать со всей строгостью аудиофильского пуризма.

Часть третья. Какими были пластинки?

В течение всего 20 века грампластинки модернизировались, усовершенствовались, видоизменялись, делаясь всё более удобными, а в конце 60-х - начале 70х годов стали предметом коллекционирования и культа. Этому способстовало появление рок-музыки, собравшее массу поклонников по всему миру, и любовь к этой музыке (и к грампластинке, как её носителю) множество людей пронесли сквозь всю свою жизнь, а порой и подчинив эту жизнь только этой, одной страсти. Одним из важных элементов этого культа, помимо музыки, стало графическое оформление конвертов виниловых пластинок, об этом будет рассказано в следующих разделах.

Это ещё не грампластинка, но её предтеча - диск для музыкального аппарата, сквозь прорези диска открывались клапаны музыкальноо аппарата по дназванием "Херофон", и поток воздуха проходил сквозь медные язычки (как у аккордеона), рождая музыку.
На грампластинке натуральный звук записан в виде бороздок (фото в конце страницы).

Граммофонные пластинки:

Грампластинки: "Гигант (или Монарх)" (30см) фирмы His Master"s Voice "Гранд (или Концерт)" (25см) фирмы "Пишущий Амур" "Гигант" (30см) времён СССР

Патефонная пластинка из жёлтого винила, миньон 17см, США, 1940-1950е годы

Первые грампластинки были без бумажных лычек, название гравировалось прямо по шеллаку, самые ранние грампластинки были односторонние, затем догадались их делать двусторонними. Изготавливались их хрупкого и тяжёлого материала, полимеризованной смолы, называвшейся шеллаком. У ранних двусторонних пластинок между двумя блинами иногда находился слой пергамента. Запись и воспроизведение на граммофонных и патефонных пластинках производилась со скоростью 78 оборотов в минуту. Длительность звучания одной стороны была около 8 минут у "Гиганта", 4-5 минут у "Гранда" и до 3 минут у пластинок меньшего размера. Иногда особо длинные песни (например, т.н. "сельские страдания" записывались с продолжением, то есть начало на первой стороне, окончание на второй). Известно издание с речью И.В, Сталина в виде альбома из 13 пластинок, на первой пластинке которго целиком записаны приветственные аплодисменты.

В середине 20 века устоялось три стандартных размера пластинок: Гигант, или Монарх (12 дюймов/30см), Гранд или Концерт, (10 дюймов/25см), Миньон (7 дюймов/17см), однако периодически попадаются патефонные пластинки нестандартных размеров, но они никогда не превышают 30см. Самым распространённым размером был Гранд (25см). Очень редко попадаются пластинки менее 12 см, их назавние - "Гном"

Патефонные пластинки СССР:

Синглы, сорокопятки и прочие нестандартные пластинки:

Сорокапятки 17см: для музыкального аппарата сорокапятка без бумажного ярлыка две сорокапятки со сменными центрами
Своё название сорокапятки получили за счёт увеличенной скорости вращения - 45 оборотов.

© 2011, И.Лебедев, все права принадлежат автору, перепечатка без уведомления и любое другое несанкционированное использование текста и изображений
мониторится и преследуется. Если Вам нужны полноразмерные высококачественные изображения - обращайтесь письменно к администрации сайта.


VINYL, SACD, BLU RAY, LASER VIDEO, HD DVD, DVD, CD, ПРОИГРЫВАТЕЛИ

Много пластинок красивых и разных…

Виниловые пластинки могут отличаться по различным критериям: и по цвету, и по своей форме (бывает фигурный винил, а также диски геометрических форм), по формату и размеру…

О дюймах

Все вы, наверное, в курсе, что существуют диски таких форматов, как 7″ (дюймов), 10″ (дюймов) и 12″ (дюймов).

Так вот 10″-ти дюймовые пластинки являются своего рода «динозаврами» виниловой эпохи. К ним, как правило, причисляют все патефонные пластинки на 78 оборотов. Такие диски содержали всего лишь 2-3 минуты звука на каждой стороне, и не более того.

Вслед за этим форматом последовал 7″-ми и 12″-ти дюймовый винил. Каждый из этих вариантов был разработан конкретной звукозаписывающей компанией, преследующей свои конкретные цели.

Например, миссия 7″-ми дюймов заключалась в том, чтобы при самых минимальных размерах винила сохранить лучшее качество звучания. Поэтому, такие пластинки, созданные на 45 оборотах в минуту, содержали столько же композиций, сколько и их 78-оборотные собратья в 10″-ть дюймов.

Так и повелось, что 7″-ми дюймовые диски становились синглами с 3-х минутными композициями на каждой из сторон винила. Это стало общепринятым мировым стандартом.

7″-дюймовые диски стали стандартом качества и просто нормальным явлением в звукозаписывающей индустрии. Но ведь всегда найдется исключение даже из самого твердого правила, правда? И таким вот исключением стала фирма «Мелодия»…

Она каким-то образом смогла издавать 7″-дюймовые винилы в 33 оборота в минуту с 2-мя композициями на каждой стороне. О качестве звучания таких изданий лучше будет просто промолчать. Правда это было давно и об этом мало, кто помнит. Но факт - есть факт.

Любопытно, что с тех самых эпохальных времен битв виниловых форматов семидюймовые диски также производились и с более крупным отверстием по центру. Такой вид пластинок использовался в jukebox (музыкальных автоматах). Для такого винила применялся переходник круглой формы, который, как правило, производитель импортной «вертушки» бесплатно прилагал к комплекту вместе с проигрывателем.

На сегодняшний день семидюймовые пластинки тиражируются с отверстием обычного, стандартизированного диаметра, или в виниле имеется специальная вставка, которую можно легко вытащить и тем самым получить более крупное отверстие в диске.

Что касается 12″- ти дюймовых виниловых дисков, то они стали производиться в силу потребности издания релизов с итоговым временем звучания обеих сторон 40 минут (из расчета по 20 минут на каждую сторону). Так на свет появился главный конкурент магнитной ленты.

Позднее стали издаваться 12″-ти дюймовые синглы с 2-3 треками как на 45 оборотах, так и на 33. По большому счету, это были те же самые 7″-ми дюймовые виниловые диски, но с более качественным саундом. Причиной повышения уровня звучания являлся размер диска. Он позволял делать бороздки с записью максимально широкими и с большей продолжительности звучания.

Цвет и форма

Самый распространенный, классический оттенок большинства виниловых пластинок - это черный цвет.

На самом деле цвет может быть любым. Абсолютно. Но эксперты полагают, что выбор цвета может сказываться на качестве звучания, на износостойкости винила и его долговечности. Мы, кстати, как-то рассказывали об этом в одной из наших сентябрьских статей. Там данный вопрос разбирается подробно и тщательно.

Кроме того, в природе существуют и picture disc , которые подчас является истинным шедевром дизайнерской мысли и ее художественного воплощения.

Оказывается, что на этапе становления и начала развития «виниловой культуры» прослушивания музыки планировалось ввести цветовую маркировку пластинок по жанрам и направлениям. Но об этом вскоре забыли. Жаль. Это было бы, наверняка, интересно для коллекционеров и аудиофилов.

А теперь пару слова о форме винила… Да, на самом деле виниловых пластинок по-настоящему необычной формы в мире не так и много. От этого они еще более ценны и инвестиционно привлекательны . По этому поводу журнал Colors и издательство Tashen не так давно создали уникальное произведение - книгу о самых причудливых, сумасшедших и просто шедевральных по дизайну и оформлению виниловых дисков со всего мира. Называется она Extraordinary Records.

Обороты

Запись на 45 оборотах однозначно позволяет улучшить качество саунда, благодаря оптимизации соотношения шум-сигнал (а конкретно - в высокочастотном спектре).

Но при этом формат сокращает количество времени записи на каждой стороне. Именно по этой причине на 45 оборотах издаются лишь синглы, реже - EP.

33 оборота обуславливают более объемную по продолжительности запись. А вот звучание при этом сокращает свое качество, к сожалению. Но не сильно. Новичек-виниломан, например, точно не поймет разницы. А вот аудиофил поопытнее услышит ее сразу. К тому же, он знает, что из-за узких бороздок такой пластинки, винил больше подвержен деформации, чем диски других форматов.

На данный момент винил в 33 оборота используется обычно для издания «увесистых» альбомов, ведь на носителе иного формата всю музыку уже не уместишь.

Мудрые издатели, чтобы избежать сокращения качества звучания на виниле в 33 оборота, поступают следующим образом: они печатают альбом группы/исполнителя не на 1-ой пластинке, а на нескольких (2-х или 3-х). Так делают в ситуациях, к примеру, когда релиз имеет большую значимость и при этом очень большую продолжительность, а также огромное количество треков. Благодаря этому, удается сохранить и достойное качество саунда и уместить все необходимые треки в одном издании.

EP и синглы

Синглы выпускают чаще всего с различными вариациями композиций и ремиксами. При этом они далеко не всегда обладают уникальной обложкой. А вот EP - это скорее этакий мини-альбом, часто содержащий автономные композиции и всегда имеющий свою собственную обложку.

Время записи

Касательно количество минут, записанных на каждой стороне винила, можно сказать так: это зависит от длительности трека, от частотного диапазона, от громкости трека, от скорости записи (33 или 45), а также от наличия разных стереоэффектов и их технической сложности.

Чем шире бороздки пластинки и больше скорость ее записи, тем громче будет казаться звук, а диск будет более устойчив к разным внешнем воздействиям (к вибрациям, например).

На сегодня это все.

Винил - один из самых непростых носителей. Посудите сами: пластинки бывают разного качества и степени «убитости» и требуют ухода, а проигрыватель совмещает в себе механическую и электронную часть, и тоже требует присмотра и настройки. Поэтому я решил сделать большой цикл статей, в котором отвечу на 100 вопросов о виниле. Для первых двух частей по десять вопросов задал мне - новичок в этом деле, он живо интересуется винилом и порой подумывает обзавестись аналоговой системой. А дальше я буду смотреть на вопросы в комментариях к этим материалам. Итак, в путь!

1

- Я бы хотел начать наш разговор не с техники, а с философии. В чем смысл существования винила в современной реальности, действительно ли он дает что-то большее в сравнении с цифрой?

Однозначно на этот вопрос ответить сложно, каждый сам для себя выбирает те параметры, по которым винил ему интересен или не интересен.

Сам носитель несовершенен - это факт, и разобраться со всеми вопросами, от выбора пресса, пластинки, ее состояния, до постройки своего, подходящего под задачи винилового тракта объективно сложно (слишком уж много неизвестных и переменных).

Для начала расскажу о своих приоритетах. В первую очередь это возможность приблизиться к первоисточнику насколько это возможно. За счет чего? За счет того, что многие записи из прошлого выпущены изначально на виниле. Конечно, кто-то скажет, что мастер-лента ближе, и ее копия, например, в DSD - это очень здорово. Конечно. Но сколько мастер-лент и их копий нам доступно? Очень мало. На фоне общего массива музыки 20 века эта величина практически ничтожна.

Намного больше записей, которые или в цифре не выходили вовсе, или были изданы так, что качество звучания CD-версии не выдерживает никакой критики. И это далеко не обязательно редкие альбомы, вовсе нет - примеры можно найти во всех жанрах. И переизданий никогда не будет, потому что в этом нет необходимости, это же не The Beatles или Pink Floyd в очередной раз переиздавать.


Коллекционер винила Энди Карти, известный как мистер Шруфф

Следующий момент - возможное качество звучания винила как носителя. Если построить приличный тракт, выбрать качественную пластинку, то можно получить объективно очень хороший звук. Впрочем, я не люблю споры о форматах как таковых: в моей системе прекрасно уживается и винил, и CD, и файлы с хайрезом. Но винил, даже при всем имеющемся несовершенстве, может звучать очень качественно. По моим наблюдениям большую детальность способна дать или пленка на 38-й скорости, или цифра высокого разрешения. Но тут мы возвращаемся к тому, что огромному количеству записей прошлых лет в хайрезной цифре просто неоткуда взяться. В виде сохранных мастер-лент тоже, многое безвозвратно утеряно.

Также некоторым нравится тактильно-визуальный процесс собирания и воспроизведения пластинок. Почему бы и нет? Интересное хобби! Кто-то выискивает редкие и ценные пластинки по своим направлениям и критериям - своего рода коллекционирование. Ничего дурного в этом не вижу. Что такое азарт поиска и те же аукционы, я и сам прекрасно знаю. И хотя не могу причислить себя к азартным людям, понимаю, найти интересную пластинку или купить что-то в несколько раз дешевле средней рыночной цены - очень даже приятно. Дальше можно найти еще множество причин интереса, но это уж личное дело каждого.

2

- Технику не покупают ради самой техники. Нередки случаи, когда человек сначала покупал себе пластинку, например, на концерте любимого музыканта, а потом уже решал приобрести и проигрыватель. Отсюда второй вопрос: исходя из твоего опыта и опыта твоих друзей, возможно ли вообще собрать фонотеку на пластинках, и какие трудности при этом возникают?

Собрать фонотеку вполне реально, будь то новодельный винил, или оригиналы прошлых лет, вопрос в первую очередь в понимании процесса. Даже не в деньгах, а именно в понимании. Обычно первое, что делает человек, пришедший к винилу, - накупает всякого хлама. Причем происходит это совершенно бессистемно. А это на 90% деньги, выброшенные на ветер.

Второе, что меня очень удручает - вечное нытье о трудностях покупки чего-либо в других странах. Хотите покупать в Москве? Готовьтесь или переплачивать (я встречал случаи, когда переплата требовалась и в 20-30 раз), или покупать мусор. Да, интересные предложения бывают и тут, но редко. Даже если речь идет о самых ординарных пластинках, то и они часто расходятся по своим. Я, например, не размещаю объявлений, когда прореживаю фонотеку. Просто рассылаю списки по почте некоторому количеству знакомых. Соответственно, я знаком с коллекционерами, у которых можно приобрести что-то дельное за адекватную цену. Но это все чаще непубличные процессы. Встретить на массовых площадках объявления о продаже хороших пластинок в достойном состоянии и по адекватной цене - большое везение. Найти хорошего продавца, у которого можно покупать регулярно, а не разово - тем более. Впрочем, такие продавцы есть, только одни из них продают немного и больше по своим, другие же предпочитают сдать весь ценный «улов» магазинам, а там будет совсем другая цена.


Бразилец Зеро Фреитас - владелец самой большой в мире частной коллекции, насчитывающей более пяти миллионов записей

То, что продают магазины - чаще всего или очень дорого, или хлам. Увы, так сложился наш рынок: много десятилетий пластинки издавались и ходили по миру, а у нас был железный занавес и мизерные поступления винила, которые к тому же запиливались паршивыми советскими проигрывателями. Эту специфику нужно учитывать. Вот что точно у нас стоит приобретать - издания классической музыки на «Мелодии». Пожалуй, это единственный пример, когда в нашей стране можно купить пластинку за 100 рублей, в то время как в мире за нее готовы отдать подчас в десятки раз больше.

Если же говорить о покупках - здесь перед вами открыт весь мир: поисковые, платежные системы, переводчики для тех, кто не дружен с другими языками, помогут решить массу проблем. Даже российская почта сейчас работает гораздо лучше.

Покупка на вторичном рынке - всегда лотерея, но выиграть в нее можно. Исследуйте рейтинги продавцов, обращайте внимание на качество описаний, насколько заявленное совпадает с увиденным. А главное - не бойтесь задавать вопросы. Рано или поздно вы обязательно найдете свой круг продавцов, с кем-то подружитесь, и уже станет значительно легче. Так же как поможет и круг коллег по увлечению - это и обмен информацией и например, то, что покупка в одном магазине пластинок на несколько человек позволит сократить расходы на пересылке, и снизить риски - стопку пластинок проще надежно упаковать чем одну-две, стоимость пересылки на каждую пластинку будет ниже, да и коробка покрупнее менее вероятно потеряется.

С новоделом и магазинами все проще: есть масса сайтов, на которых можно заказывать современные пластинки. Выбор действительно огромный, пакуют хорошо, отправляют быстро. Только в отношении новодельных пластинок надо понимать, что не все они одинаково полезны. Когда на виниле издается калька с цифры, я бы предпочел купить файлы для скачивания. Однако не стоит верить на все сто громким жалобам аудиофилов, все не так плохо: и сегодня выпускаются очень качественные, полностью аналоговые издания.

Мой интерес охватывает далеко не все жанры, но если раньше из новодела я заказывал пяток пластинок в месяц, то сейчас столько всего интересного, что купить и десятую часть нет никакой возможности. Случается и такое, что в 21-м веке музыканты выпускают альбомы исключительно на виниле. Да и коллекционную составляющую никто не отменял, но вот чего бы я точно делать не стал - так это гнаться за буклетами с красивыми коробками, а тем более дисками с картинками. А купить пластинку, пойти с ней на концерт, подписать у музыкантов - дело хорошее!

Практический совет. Где посмотреть и поискать пластинки и информацию о них:

При обращении с проблемными пластинками;

В котором кроме конкретики о нескольких моделях можно найти сведения о принципах и подходах, использовать которые можно даже для того, чтобы собрать свою машинку самостоятельно;

Который опять же, можно рассматривать не только применительно к конкретике, но и в более широком смысле.

6

- Раритеты и старые пластинки, имеет ли смысл гоняться за ними, или это чисто коллекционные вещи. Т.е. если я куплю оригинальный диск 50-х годов, будет ли он лучше его репринта 90-хх или вообще 2000-хх, если я его просто хочу послушать, а не перепродать в будущем.

Бывает по-разному. Вплоть до случаев, когда первый пресс - вообще бракованный. И звук здесь вторичен, важна коллекционная составляющая. Или тираж был крошечным, а пластинка считается интересной. Или пластинок было много, но это культовый диск. Вариантов очень много, лучше изучать историю предметно.

Что касается изданий и переизданий, обычно «водораздел» лежит между делением «до цифры» и «после цифры». Переиздания аналоговых времен играют очень прилично, а иногда даже лучше первопрессов. Например, если первый тираж выходил в моно, хотя записывался альбом изначально в стерео, то звук стерео переиздания вероятно будет лучше. Это частный случай, но вообще, если выбирать между ранним стерео и моно, я лично предпочту моно-издание. Или более позднее переиздание. Чего стоит избегать, так это всевозможных квадро-версий, они обычно звучат посредственно, мне ни один приличный вариант не попадался.


Относительно недавнее переиздание альбома Pink Floyd «The Division Bell» - издание интересно не только коллекционными бонусами и неплохим звуком, но и не вошедшими в первое издание треками

Могу и из личного опыта привести примеры. Например, я хотел купить первопресс альбома Sonny Rollins «Saxophone Colossus». В идеальном состоянии цена получается внушительной. Я купил более позднее переиздание в состоянии нового. Сравнивали звук с первопрессом - разница в нюансах, ее вообще можно счесть несущественной. А разница в цене получилась раз в пятнадцать.

То же самое с альбомами Pink Floyd - слушаю я их редко (и так наизусть знаю), но для тестов использую. В коллекции первые японские прессы, когда-то обошедшиеся мне в 20-30 долларов. А первые английские оцениваются совсем другими цифрами. Разница в звуке есть, но не стоит, на мой взгляд, за нее платить. Хотя тут каждый решает сам - я скорее предпочту купить полсотни новых пластинок, а не выслушивать дотошно, как же на записи кружится вертолет. К музыке все это имеет весьма опосредованное отношение.

С современными («после цифры») переизданиями все сложнее. Как и что конкретно готовили, следует изучать отдельно. Что-то качественно перенесли с оригинальных лент и оно звучит лучше первопресса, а возьмешь другой релиз - там звука вообще может не быть. Изучать приходится конкретно каждое издание, единого рецепта, увы, нет.

В первую очередь советую настороженно относиться к массовым переизданиям, которые можно чуть ли не на полках «Ашана» встретить. Чаще всего такие пластинки по качеству звука годятся разве что для украшения стен. Но и малотиражка бывает иногда провальной. Так что одного-единственного правильного ответа на вопрос нет и быть не может.

7

- Если покупать пластинки «на вторичке», как понять, насколько изношен диск? Какие обозначения (классификация) есть, насколько стоит верить продавцу и как проверить его?

Безоговорочно верить никому нельзя, мы же скорее о бизнесе говорим. Следует доверять проверенным продавцам, и то с оговоркой. И не только по рейтингу, я сталкивался с тем, что продавцы с крутым рейтингом присылали откровенный хлам. Особенно в этом засветились почему-то торговцы из Англии. В кулуарах слышал, что у некоторых вполне нормальным считается выставить на торги пластинку и если ее выиграл американец или европеец - выслать все, как положено. А если «русский Ваня» - то ему можно послать пластинку и в мусорном состоянии. Покупатель, мол, далеко, язык знает плохо, рад будет и этому. И мне потом такие «продавцы» возвращали деньги.

Впрочем, рынок глобализуется и профессиональные продавцы такие вещи себе не позволяют. И не следует бояться. Случаи надувательства скорее единичные, и они никак не перекрывают выгоды от дистанционных покупок. Сейчас более рискованными могут быть покупки пластинок у продавцов, которые распродают «коробки с дедушкиного чердака». Продавца тоже можно понять, если он пластинки разве что в руках держал, и проигрывателя у него нет, то и дать объективную оценку или описание издания он не может. Но при наличии риска можно иногда приобрести очень редкие вещи, и в том числе дорогие, за символическую цену. Иногда у продаваемой пластинки толком нет описания, одно название, да и то с ошибками, и только по фото можно угадать что это за издание.


Внешний вид пластинки может лишь отчасти указывать на ее хорошее состояние. Даже если не рассматривать случаи заводского брака, запилить пластинку не сделав видимых повреждений, например при неисправном проигрывателе, совсем не сложно

В сообществе профессиональных продавцов и коллекционеров больше распространена официальная классификация по Record Collector. При описании сначала дается состояние конверта, а потом диска.

SEALED. Запечатанный диск в заводском полиэтилене. В какой-то мере это лотерея, потому как диск может и приедет запечатанным, но за возможный брак пресса или покоробленную пластинку продавец ответственности никакой не несет.

MINT (MINT - 100%). Новая пластинка в идеальном состоянии, без поверхностных царапин и каких бы то ни было дефектов и искажений звука. Конверт и сопутствующие вложения (при наличии) также находятся в идеальном состоянии без дефектов.

NEAR MINT (NM 90%–100%). Практически идеальное состояние. Пластинка может иметь следы хранения, не искажающие звучание, возможны редкие поверхностные царапины, не влияющие на звук. Шумы в паузах практически отсутствуют. Конверт новый, может иметь незаметные потертости и помятости от хранения.

EXCELENT (EX 70%–90%). Пластинка в отличном состоянии, имеет следы проигрывания и легкие поверхностные царапины, не искажающие звук. В паузах может быть слышен незначительный песок. На конверте, как правило, есть трещинки, легкие потертости и помятости от длительного хранения.

VERY GOOD (VG 50-70%). Пластинка в хорошем состоянии, имеет следы многократного использования, без искажения звучания. Допускается наличие видимых царапин. Возможны редкие щелчки без заедания. На конверте допускаются потертости, незначительные надрывы, трещины без серьезных изъянов.

GOOD (GD 30%–50%). Пластинка в рабочем состоянии, многократно проигрывалась, допускаются незначительные звуковые искажения, в звуке присутствует песок и прослушиваемые царапины без заеданий и проскакиваний. Конверт имеет потертости, следы износа по краям, допускаются надрывы, срывы поверхности и выцветание красок.

FAIR (FR 20%–30%). Пластинка в плохом состоянии, многократно проигрывалась, допускаются незначительные звуковые искажения, в звуке присутствует песок и прослушиваемые царапины без заеданий и проскакиваний. Конверт имеет потертости, следы износа по краям, допускаются надрывы, срывы поверхности и выцветание красок.

POOR (10%–20%). Пластинка сильно изношена и не может воспроизводить запись из-за многочисленных царапин. Конверт сильно испорчен или отсутствует.

BAD (0%–10%). Пластинка не проигрывается, может иметь сколы. Данная позиция представляет интерес только для коллекционеров

Но эта классификация подразумевает, что продавец выставляет состояние пластинки по результатам ее полного прослушивания. Так делают далеко не все, многие используют обозначения, но выставляют их только по внешнему виду. И почти всегда пластинки не помыты. На практике же это означает, что вы можете получить и отслушанную, но немытую пластинку VG, которая после чистки окажется NM, так и то, что пластинка окажется хуже ожидаемого.

Но даже если учесть, что продавец ставит рейтинг по прослушиванию и моет пластинки, не факт, что у вас совпадет оценка - многое может еще зависеть и от технологии чистки и от используемого картриджа. Разные головки по-разному критичны к состоянию и различным типам дефекта пластинок.

А чтобы картина не была такой мрачной я могу привести собственную статистику. Плохими из моих приобретений оказываются только 2-3 процента пластинок, и то, половину из них можно отнести случаи, когда мне очень хочется добыть определенную пластинку, и я готов рискнуть, купить что-то наобум. Или речь идет об очень редких записях, которые появляются в продаже раз в несколько лет и ценны в любом состоянии, кроме непригодного для прослушивания.

8

- Существует ли какая-то зависимость между выбором проигрывателя и типом пластинок, которые я планирую покупать. Понятно, что есть скорость (например, 78 оборотов), отличается ли вертушка, которая играет шеллаковые диски или наоборот, подойдет ли старый проигрыватель новым пластинкам?

Если не брать шеллак и 78 оборотов, думаю, что особой зависимости нет. Можно слушать современный эмбиент на кастомной сборке с роликовым Commonwealth в качестве привода. Можно слушать джаз или классику 57 года издания на современнейшем проигрывателе за несколько сотен тысяч долларов.


Проигрыватель Acoustical-systems Apolyt весит немногим меньше 400 кг, примерная цена - около четверти миллиона Евро. О том, существует ли аппарат более, чем в единственном экземпляре мне ничего не известно. Впрочем, и ценность столь весомых и сложных решений для достижения качества звучания несомненно подлежит изучению

И если типы привода - это скорее философия, то подбор головок и тонарма под определенные записи - это практика. И здесь есть две составляющие. Первая - техническое согласование. Выбор профиля иглы, исходя из возраста и состояния пластинок. Выбор тонарма согласно таким параметрам головки, как податливость, или наоборот, подбор головок под эффективную массу тонарма. Выбор тонарма, наиболее сочетающегося с типом и конкретной реализацией привода. Но это только формальная логика - есть еще и сродство по звуку. Все с ним, так или иначе, бьются, но это наша странная реальность - далеко не всегда формально по параметрам. Компоненты согласуются еще и по звуку. Впрочем, с теми же акустикой и усилителями история ровным счетом такая же.

9

- И собственно, перейдем к проигрывателям. Вот смотри, я совсем новичок, бюджет у меня средний, то есть могу взять и недорогую, и довольно дорогую вертушку, если пойму что в этом есть смысл. Поэтому сначала мне нужно разобраться в том, какие виды их вообще существуют. Какая есть основная классификация проигрывателей винила?

Средним бюджетом распоряжаться сложнее всего. При маленьком толком ничего не купить, все равно решение почти всегда будет компромиссное, при большом - можно позволить себе ошибиться. Как и с любой другой техникой, цена проигрывателя далеко не всегда говорит о его свойствах. А от определенного уровня цена - это вообще не формальные свойства, а скорее черты характера. Во всем, начиная от функционала и звука, и заканчивая дизайном.

Поэтому прежде чем потратиться, нужно определиться, за какие же составляющие стоит платить в каждом конкретном случае, а за какие нет.

Надо понимать, что соотношение конструкции, функционала и стоимости у разных производителей очень разные. Но есть и характер. Например, если у проигрывателя в конструкции заложен привод при помощи не просто пассика, а при помощи слабо натянутого пассика, и к этому добавлены обычный подшипник, без магнитной разгрузки и подобных изысков, то динамики от этого проигрывателя ожидать не стоит. Все что угодно, только не нормальный скоростной звук. Если вам он и не нужен, а нужен звук ласковый, мягкий и убаюкивающий - все отлично. О вкусах не спорят. Но если звук нужен другой, как бы вы не переставляли тонармы и не меняли головки, характер динамики не изменится. Это я к тому, что свойства «стола» - конструкция, материалы, привод - некоторая константа для проигрывателя. Как хлеб для бутерброда - намазать и положить на него можно что угодно, но если хлеб белый, то он никогда не станет черным.

Попробовать классифицировать проигрыватели можно по многим критериям, но более всего распространена классификация по типу привода: пассик, прямой привод, ролик, ролик в сочетании с пассиком. Вариантов реализации множество, и если привод построен грамотно, то в слепом тесте вы скорее всего не отличите одно от другого. Да, каждый тип привода имеет свою характерную картину влияния на звук. Но это скорее стереотипы - при грамотной реализации разница будет в нюансах, и опознать конкретный привод будет очень сложно. Но учитывать тот же тип привода важно, подбирая все остальные компоненты, чтобы получить цельное звучание, а не разброд и шатание.

10

- Есть ли смысл гнаться за оригинальной конструкцией проигрывателя, или лучше предпочесть традиционный вариант?

А какую конструкцию считать оригинальной? Есть масса проигрывателей, которые при внешне консервативной конструкции, внутри себя содержат необычные решения, подчас уникальные и дорогие. Или уникальные и дорогие, но скорее бесполезные - так тоже бывает. Тут и варианты развязки стола, и материалы стола и реализация привода и подшипника и материал диска. Тонармы с головками вовсе отдельная тема - масса проигрывателей продается в варианте конструктора, когда можно заказать стол, выбрать под него тонарм, подобрать головку. И это только механическая часть, мы не затрагивали вопрос коррекции, а фонокорректор - это необходимая составляющая тракта. Ориентироваться лучше на функционал, на конструкцию, на звук, подбирая все это под свои задачи и предпочтения. Как? Вопрос сложный, попробуем и с ним разобраться. Но это уже в следующей части.

продолжение следует...

Вопросы приветствуются, все отзывы будут систематизированы и в той или иной мере войдут в качестве вопросов или суждений (подлежащих обсуждению) в последующие части.

В то время как многие пользователи уже выбросили свои грампластинки в мусорный ящик, а их проигрыватели запихнули в чулан, те пока живы и развиваются. Хотя число магазинов, торгующих грампластинками, заметно сократилось даже у нас в России (тогда как компакт-диски можно встретить чуть ли не в каждой торгующей промышленными товарами лавчонке), ведущие фирмы мира продолжают выпускать и совершенствовать проигрыватели виниловых дисков — грампластинок.

Для получения пластинок со стереофонической информацией два канала ее записываются на две стороны V-образной канавки. Высшим шиком считается прямая запись в начале созда-ния оригинала, без применения вспомогательных студий-ных магнитофонов. Увы, такие пластинки — большая редкость.

Для воспроизведения пластинок используется сдво-енный звукосниматель с одной иглой — составляющие ее колебаний от двух наклонных стенок канавки механичес-ки передаются на две системы преобразования механи-ческих колебаний в электрические. Игла имеет U-образный конец с малым радиусом закругления и располагается внутри V-образной канавки пластинки, не касаясь ее дна. Поэтому на иглу передаются лишь изменения профиля канавки. Игла выполняется из твердого малоизнашивающегося материала — обычно из корунда или алмаза. В мало-мальски качественных проигрывателях применяются только алмазные иглы со сроком службы до 500-1000 часов.

Причины долгой жизни грампластинок не только в том, что у многих меломанов и просто любителей музыки накоплены целые коллекции этих изделий, — многие находят, что звук проигрываемой пластинки мягче, есте-ственнее и теплее, чем у цифровых систем. И с этим нельзя не согласиться. Даже собственные шумы пластинок стали настолько привычными, что разработчики проигрывателей компакт-дисков вынуждены создавать в паузах слабый шум.

Грампластинка (чаще просто пластинка) — аналоговый носитель звуковой информации — диск, на одной или на обеих сторонах которого тем или иным методом нанесена непрерывная спиральная канавка (дорожка), форма которой модулирована звуковой волной.
Для «проигрывания» (воспроизведения звука) грампластинок используются специально предназначенные для этой цели аппараты: граммофоны, патефоны, в дальнейшем — электропроигрыватели и электрофоны.
При движении по дорожке грампластинки игла проигрывателя начинает вибрировать (поскольку форма дорожки неравномерна в плоскости пластинки вдоль её радиуса и перпендикулярно направлению движения иглы, и зависит от записанного сигнала). При вибрации пьезоэлектрический материал либо электромагнитная катушка звукоснимателя вырабатывает электрический сигнал, который усиливается усилителем и далее воспроизводится динамиком/динамиками, воспроизводя звук, записанный в студии звукозаписи.
Слова «грампластинка» и «грамзапись» являются сокращениями от «граммофонная пластинка» и «граммофонная запись», хотя сами граммофоны уже давно широко не используются. В конце XIX и на протяжении XX века грампластинка являлась (до вытеснения её в середине 1990-х годов компакт-диском) популярнейшим средством распространения аудиозаписей, недорогим и доступным.
Главным достоинством грампластинки являлось удобство массового тиражирования путём горячей прессовки, кроме того, грампластинки не подвержены действию электрических и магнитных полей. Недостатками грампластинки являются подверженность температурным изменениям и влажности, механическим повреждениям (появление царапин), а также неизбежный износ при постоянном использовании (снижение и потеря аудиохарактеристик). Кроме того, грампластинки обеспечивают меньший динамический диапазон, чем более современные форматы хранения звукозаписей.
Жёсткие пластинки Различные типоразмеры грампластинок: 30 см (45 об/мин), 25 см (78 об/мин) и 17,5 см (45 об/мин). У последней можно выломать центральное «яблоко», чтобы получить отверстие диаметром 38,24 мм для проигрывателей-автоматов Сам по себе термин «жёсткие» применительно к грампластинкам используется редко, потому что обычно под грампластинками, если нет уточнений, подразумеваются именно такие. Ранние грампластинки чаще всего называют «шеллачными» (по материалу изготовления), или «патефонными» (по распространённому устройству для их проигрывания). Шеллачные пластинки — толстые (до 3 мм), тяжёлые (до 220 г) и хрупкие. Прежде чем проигрывать такие пластинки на относительно современных электрофонах, необходимо убедиться, что их тонарм снабжён сменной головкой или поворотной иглой с маркировкой «78», а диск проигрывателя может вращаться на соответствующей скорости. Патефонные пластинки необязательно сделаны именно из шеллака — по мере развития технологий их стали изготавливать из синтетических смол и пластмасс. В СССР в 1950 году появились пластинки на 78 об/мин из полихлорвинила, на них делали пометки «ПХВ» и «Бесшеллачная». Последняя «бьющаяся» шеллачная грампластинка была выпущена на Апрелевском заводе в 1971 г.
Но обычно под виниловыми пластинками подразумеваются более поздние, рассчитанные на воспроизведение на электропроигрывателях, а не механических граммофонах, и на скорость вращения не выше 45 об/мин.
Гибкие пластинки Имеются редкие пластинки-приложения, которые вкладывались в компьютерные журналы в конце 1970-х годов и на которых были записаны компьютерные программы (в дальнейшем, до массового распространения дискет, для этих целей использовались компакт-кассеты). Этот стандарт пластинок назывался Floppy-ROM, на такую гибкую пластинку при скорости вращения 33⅓ об/мин вмещалось до 4 КБ данных. Гибкими пластинками также являются записи на старых рентгеновских снимках.
Также ранее выпускались гибкие пластинки-открытки. Такие сувениры отправлялись по почте и содержали помимо записи рукописные поздравления. Они встречались двух разных видов:
Состоявшие из гибкой пластинки прямоугольной или круглой формы с односторонней записью, скреплённой с полиграфической карточкой-основой с отверстием в центре. Как и гибкие пластинки, они имели ограниченный рабочий диапазон частот и время звучания;
Дорожки пластинки пропечатывались на лаковом слое, покрывающем фотографию или открытку. Качество звука было ещё ниже, чем на гибких грампластинках (и основанных на них открытках), долго такие пластинки не хранились из-за коробления и пересыхания лака. Зато такие пластинки могли быть записаны самим отправителем: существовали рекордеры, увидеть один из которых в работе можно в фильме «Карнавальная ночь».
Сувенирные и декоративные пластинки «Звуковой сувенир» — фотокарточка с грамзаписью. Их изготавливали в присутствии заказчика маленькие полукустарные студии звукозаписи в курортных городах СССР. Привычный цвет грампластинок — чёрный, но выпускаются и разноцветные. Существуют также грампластинки, где под прозрачным слоем с дорожками находится красочный слой, повторяющий рисунок конверта или заменяющий информацию на нём (как правило, это дорогостоящие коллекционные издания). Декоративные пластинки могут быть квадратными, шестиугольными, в виде диска для циркулярной пилы, в форме животных, птиц и т. п.
Кустарные пластинки. «Музыка на рёбрах» Грамзапись на рентгеновской плёнке
В 1950-х и 1960-х годах в СССР подпольные студии звукозаписи записывали музыкальные произведения, которые по идеологическим соображениям запрещалось распространять фирме «Мелодия», на крупноформатных рентгеновских плёнках. Отсюда пошло выражение «Джаз на костях» (также такие «самодельные» грамзаписи в обиходе назывались «рёбрами» или «записями на рёбрах»). В те годы записи многих западных певцов и музыкальных коллективов (например, группы «The Beatles)» можно было послушать только на таких подпольных пластинках. Из-за высыхания эмульсии плёнки подобные пластинки со временем скручивались, да и вообще были недолговечными.
Такой оригинальный способ звукозаписи нашёл своё отражение в искусстве, например, в песне Виктора Цоя «Когда-то ты был битником» есть слова: «Ты готов был отдать душу за рок-н-ролл, извлечённый из снимка чужой диафрагмы». Также в песне «Мой старый блюз» лидера московской акустической группы «Бедлам» (конец 1990-х — 2002 гг.) Виктора Клюева есть слова: «Пластинка „на костях“ ещё цела, но не понять уже отдельных фраз». Сам процесс записи «на костях» продемонстрирован в фильме «Стиляги» (первоначальное название — «Буги на костях») 2008 года. Как только в продаже появились доступные по цене магнитофоны, кустарная грамзапись практически исчезла.
Форматы записи
Монофонические пластинки
Исторически первыми появились пластинки с монофонической записью (один звуковой канал). Подавляющее большинство таких пластинок имело поперечную, или берлинеровскую запись, при которой игла звукоснимателя колеблется влево-вправо. Однако на заре эры грамзаписи выпускались и пластинки с глубинной («эдисоновской») записью, где игла ходила вверх-вниз. Некоторые граммофоны имели возможность поворота головки с мембраной на 90°, что позволяло им воспроизводить оба типа пластинок. Первые монофонические пластинки серийного выпуска имели скорость вращения 78 об/мин, затем появились пластинки, рассчитанные на скорости 45 и 33⅓ об/мин (для музыки) и 16⅔ и 8½ об/мин (для речи). Монофонические пластинки производства СССР маркировались знаком треугольника или квадрата. На ранних пластинках и проигрывателях величина скорости вращения писалась внутри геометрической фигуры. Иногда указывалась только скорость вращения, без маркировки.
Стереофонические пластинки В монофонических грампластинках профили левой и правой стенок V-образной звуковой дорожки не отличаются, а в стереофонических (два звуковых канала, для правого и левого уха) правая стенка дорожки промодулирована сигналом первого канала, а левая — сигналом второго канала. Стереофоническая головка звукоснимателя имеет два чувствительных элемента (пьезокристалла или электромагнитных катушки), расположенных под углом 45° к поверхности пластинки (и под 90° друг к другу) и соединённых с иглой так называемыми толкателями. Механические колебания, которые игла воспринимает от левой или правой стенки звуковой дорожки, возбуждают электрический сигнал в соответствующем ей звуковом канале проигрывателя. Такая схема была теоретически обоснована английским инженером Аланом Блюмлейном ещё в 1931 г., но практическую реализацию получила только в 1958 году. Именно тогда первые стереопластинки современного образца были впервые продемонстрированы на Лондонской выставке звукозаписы-вающей аппаратуры.
Стереопроигрыватели могут воспроизводить и монофонические записи, в этом случае они воспринимают их как два одинаковых канала.
В ранних экспериментах по записи стереосигнала на одну дорожку пробовали совместить более традиционную поперечную и глубинную записи: один канал формировался на основе горизонтальных колебаний иглы, а другой — на основе вертикальных. Но при таком формате записи качество одного канала существенно уступало качеству другого, и от него быстро отказались.
Большинство стереофонических пластинок записано при частоте вращения 33⅓ об/мин при ширине звуковой дорожки 55 мкм. Ранее (особенно в ряде стран за пределами СССР) широко выпускались пластинки с частотой вращения 45 об/мин. В США были особенно популярны их компактные варианты, предназначенные для использования в музыкальных автоматах с автоматической сменой или выбором пластинки. Они были пригодны и для воспроизведения на бытовых проигрывателях. Для записи речевых программ выпускались грампластинки с частотой вращения 8⅓ об/мин и длительностью звучания одной стороны до полутора часов. Стереопластинки существуют трёх диаметров: 175, 250 и 300 мм, что обеспечивает среднюю продолжительность звучания одной стороны (при 33⅓ об/мин) 7−8, 13−15 и 20−24 минуты. Длительность звучания зависит от плотности нарезки. На одну сторону плотно нарезанной пластинки можно уместить до 30 минут музыки, но игла на таких пластинках может прыгать и вообще будет неустойчива. Также грампластинки с уплотнённой записью быстрее изнашиваются по причине более узких стенок канавок.
Квадрофонические пластинки На квадрофонических пластинках записана информация о четырёх (двух фронтальных и двух тыловых) аудиоканалах, что позволяет передать объём музыкального произведения. Данный формат получил некоторое, довольно ограниченное, распространение в 1970-х годах. Количество альбомов, выпущенных в таком формате, было весьма невелико (к примеру, была выпущена квадроверсия знаменитого альбома рок-группы Pink Floyd «Dark Side of the Moon» 1973 года), а их тиражи ограничены — это было связано с необходимостью применения для их воспроизведения малораспространённых и дорогостоящих специальных проигрывателей и усилителей на 4 канала. К 1980-м годам данное направление было свёрнуто. В СССР первый и единственный эксперимент по освоению четырёхканального звучания состоялся в 1980 году, когда был записан и выпущен альбом группы «Яблоко» под названием «Кантри-фолк-рок-группа „Яблоко“» (КА90—14435-6). Пластинка стоила дороже, чем обычная — 6 рублей (стереопластинка-гигант с эстрадной музыкой стоила тогда 2 руб. 15 коп., выпущенная по зарубежной лицензии — несколько дороже), а общий тираж составил 18 000 копий.
Изготовление Звук с помощью специальной аппаратуры преобразуется в механические колебания резца (чаще всего сапфирового), который нарезает на слое материала концентрические звуковые дорожки. На заре грамзаписи дорожки нарезались на воске, впоследствии — на фонографической фольге, покрытой нитроцеллюлозой, в дальнейшем фонографическая фольга была заменена медной фольгой. В конце 70-х годов фирмой Teldec была разработана технология DMM (Direct Metal Mastering), согласно которой дорожки формируются на тончайшем слое аморфной меди, покрывающем идеально ровную стальную подложку. Это позволило значительно повысить точность воспроизведения записанного сигнала, что привело к заметному улучшению качества звучания фонографических записей. Данная технология применяется и по сей день. С полученного таким образом диска при помощи гальванопластики в несколько последовательных этапов получают необходимое количество никелевых копий как с позитивным, так и с негативным отображением механической фонограммы. Изготовленные на последнем этапе негативные копии, которые служат основой в процессе прессования виниловых пластинок, называют матрицами; все промежуточные никелевые копии принято называть оригиналами.
Изготовление оригиналов и матриц осуществляется в гальваническом цехе. Электрохимические процессы ведутся в многокамерных гальванических установках с автоматическим ступенчатым регулированием электрического тока и времени наращивания никеля.
Детали пресс-форм изготавливаются на станках с ЧПУ и проходят высокотемпературную пайку в вакуум-печах по специальной технологии. Сами пресс-формы обеспечивают высокую равномерность температурного поля на формующих поверхностях, малую инерционность температурного режима, а значит, и высокую производительность. С помощью одной пресс-формы можно изготовить десятки тысяч грампластинок. Материал для изготовления современной грампластинки — это особая смесь на основе сополимера винил-хлорида и винилацетата (поливинилхлорида) с различными добавками, необходимыми для придания пластмассе необходимых механико-температурных свойств. Высокое качество смешения порошкообразных компонентов достигается использованием двухстадийных смесителей с горячим и холодным смешением.
В пресс-цехе в пресс подаётся разогретая порция винила с уже приклеенными сверху и снизу этикетками, которая под давлением до 100 атм растекается между двумя половинками пресс-формы и после остывания образует готовую грампластинку. Далее производится обрезка кромок диска, контроль и упаковка. Первая грампластинка, изготовленная после установки на пресс никелевых матриц, а затем каждая специально отобранная из тиража, тщательно проверяются по размерным характеристикам и прослушиваются в специально оборудованных звуковых кабинах. Во избежание коробления все отпрессованные грампластинки проходят необходимую температурную выдержку, а перед упаковкой в конверт внешний вид каждой грампластинки проверяется дополнительно.
Воспроизведение Воспроизведение виниловых пластинок имеет ряд особенностей, связанных как с физической природой этого носителя, так и с техническими особенностями воспроизведения винилового звука и его усилением. Так, например, обязательным элементом для электрофонов с магнитной головкой звукоснимателя является фонокорректор.
История Самым примитивным прообразом грампластинки можно считать музыкальную шкатулку, в которой для предварительной записи мелодии используется металлический диск, на который нанесена глубокая спиральная канавка. В определённых местах канавки делаются точечные углубления — ямки, расположение которых соответствует мелодии. При вращении диска, приводимого в движение часовым пружинным механизмом, специальная металлическая игла скользит по канавке и «считывает» последовательность нанесённых точек. Игла скреплена с мембраной, которая при каждом попадании иглы в канавку издаёт звук.
Старейшей грампластинкой в мире теперь считается звукозапись, которая была сделана в 1860 году. Исследователи из группы изучения истории звукозаписи First Sounds обнаружили её 1 марта 2008 года в парижском архиве и смогли проиграть звуковую запись народной песни, сделанную французским изобретателем Эдуаром Леоном Скоттом де Мартенвилем с помощью устройства, в 1860 году называвшегося им «фоноавтограф». Её протяжённость составляет 10 секунд и представляет собой отрывок из французской народной песни. Фоноавтограф процарапывал звуковые дорожки на листе бумаги, вычерненном дымом от масляной лампы
В 1877 году французский учёный Шарль Кро впервые научно обосновал принципы записи звука на барабан (или диск) и его последующего воспроизведения. В этом же году, а именно — в середине 1877 года, молодой американский изобретатель Томас Эдисон изобрёл и запатентовал прибор фонограф, в котором звук записывается на цилиндрическом валике, обёрнутом оловянной фольгой (или бумажной лентой, покрытой слоем воска) при помощи иглы (резца), связанной с мембраной; игла вычерчивает на поверхности фольги винтовую канавку переменной глубины. Его фонограф с восковым валиком не получил широкого распространения ввиду сложности копирования записи, быстрого изнашивания валиков и плохого качества воспроизведения.
В 1887 году американский инженер еврейского происхождения Эмиль Берлинер предложил использовать для записи носитель в форме диска. Работая над своей идеей, Берлинер сначала построил и опробовал прибор Шарля Кро, предложенный 20 лет назад, применив пластинку из цинка вместо хромовой. Эмиль Берлинер заменил валики дисками — металлическими матрицами, с которых можно было тиражировать копии. С их помощью и прессовались граммофонные пластинки. Одна матрица давала возможность напечатать целый тираж — не менее 500 пластинок, что значительно снижало расходы на изготовление, и, соответственно, на стоимость продукции. В этом состояло главное преимущество грампластинок Эмиля Берлинера по сравнению с восковыми валиками Эдисона, которые нельзя было массово тиражировать. В отличие от фонографа Эдисона, Берлинер для записи звука разработал специальный аппарат — рекордер, а для воспроизведения звука создал другой — граммофон, на который и был получен патент 26 сентября 1887 года. Вместо глубинной записи Эдисона Берлинер применил поперечную, при которой игла оставляла извилистый след постоянной глубины. В XX веке мембрана была заменена микрофонами, преобразующими звуковые колебания в электрические, и электронными усилителями.
В 1892 году был разработан способ гальванического тиражирования с позитива цинкового диска, а также технология прессования грампластинок из эбонита при помощи стальной печатной матрицы. Но эбонит стоил довольно дорого и в скором времени был заменен композиционной массой на основе шеллака — воскоподобного вещества, вырабатываемого тропическими насекомыми из семейства лаковых червецов, обитающих в юго-восточной Азии. Пластинки стали качественней и дешевле, а значит, доступнее, но их главным недостатком была малая механическая прочность — по хрупкости они напоминали стекло. Шеллачные пластинки выпускались до середины XX века, пока не были вытеснены ещё более дешёвыми — из поливинилхлорида («винил») Одной из первых настоящих грампластинок была пластинка, выпущенная в 1897 году фирмой Victor в США.