Что такое микшер? Для чего он необходим и его настройки в Fl Studio. Aux – входы\выходы. Многоканальная запись с использованием инсертных выходов

В традиционном понимании микшер являет собой единый хаб, к которому подключено все студийное оборудование, именно поэтому микшерная консоль по праву считается сердцем студии. Не смотря на то, что многие музыканты отдают предпочтение работе с компьютером, преимущества микшерного пульта неоспоримы. Конечно, работа с ПО несколько бюджетнее и иногда удобнее, но все же недостаток тактильных ощущений работы с настоящим устройством заметно сказывается на мотивации саунд-продюсера или звукорежиссера.

Введение

Для создания полноценного сетапа микшер станет ключевым звеном, именно его рекомендуется приобретать в первую очередь, если у вас большое количество инструментов. На сегодняшний день рынок предлагает большой выбор микшерных пультов, различных между собой по функционалу и форм-фактору.

Изначально микшерная консоль разрабатывалась для использования в студийных условиях или во время живых выступлений. Однако с течением времени появились «универсальные» микшеры, которые можно использовать в самых разных ситуациях. И все же, для чего бы вы не подбирали микшер, важно постараться предусмотреть возможную дальнейшую эксплуатацию. Количество входов и выходов – одна из ключевых характеристик, на которые стоит обратить внимание. Маленькая подсказка – пусть лучше будет пара лишних, чем их нехватка.

Секция входов микшера обычно представлена микрофонными или линейными балансными XLR разъемами, небалансными линейными входами на джеках, или их кобминированными вариациями. На каждом входном канале имеют место следующие элементы: предусиление (гейн), эквализация и посылы на дополнительные шины (aux). В секции выходов формируется вся информация с каналов микшера, которую можно отправлять на главный стерео выход (Main Out). Существуют также «группы» или общие шины (buses), где можно объединить несколько каналов для создания sub -mix . Все каналы в группе будут управляться одним фейдером.

Виды микшеров

Аналоговые микшерные пульты


Многие саунд-продюсеры отдают предпочтение серьезным аналоговым микшерам, чему есть 2 объяснения: теплое звучание и простой, понятный интерфейс. Схожесть интерфейсов позволяет пользователю быстро разобраться с управлением новой модели микшера. Звучание аналогового эквалайзера сложно не оценить, именно поэтому инженеры проводят долгие часы в попытках сымитировать аналогичное звучание на цифровых системах.

Цифровые микшерные пульты

Цифровые микшеры предлагают схожие с аналоговым микшером функции, ключевая разница заключается в процессе работы. Работа с цифровым микшером может стать настоящим испытанием: функции, которые у аналогового микшера находятся буквально под рукой, у цифрового могут быть спрятаны далеко в меню управления. Но после этого станет видна вся мощь цифрового микшерного пульта: сигнальный процессинг на борту, хранение целых миксов и параметрическая автоматизация. Производительность цифровых микшеров позволяет им одновременно запускать эффекты и сигнальный процессинг, зачастую при этом предоставляя компрессоры, ревербераторы и другие эффекты на каждый канал, не требуя дополнительного внешнего оборудования. При этом настройки всех каналов для различных миксов могут храниться в памяти пульта и могут быть вызваны за секунду, не требуя постоянных манипуляций с регуляторами. По этим причинам цифровые консоли пользуются большой популярностью на концертных площадках.




USB/FireWire

Микшеры со встроенным интерфейсом могут работать как обычные аналоговые (и реже даже как цифровые) консоли. Если вам необходим аналоговый микшер для работы в связке с компьютерным софтом, тогда микшер с USB или FireWire интерфейсом станет отличным решением. Некоторые из них содержат в себе простой 2х канальный стерео аудиоинтерфейс, который подает в DAW только звук с Main Out. Более совершенные модели могут предлагать многодорожечную запись и микширование. Часто они поставляются с каким-либо софтом в комплекте.

Микшеры с усилением

Большой популярностью микшеры с усилением пользуются у выступающих вживую музыкантов и небольших площадок (баров, клубов). Это достаточно удобное и бюджетное решение для тех, кому нужна быстрая организация рабочего места – нужно всего лишь подключить микрофоны и инструменты ко входам, а АС – к выходам. Пожалуй, единственный недостаток микшера с усилением заключается в том, что, если в последствие вам понадобится дополнительное усиление, то подключение других АС и усилителей может оказаться в некоторых случаях непростым.



Особенности

Подавляющее количество микшеров обладает схожим функционалом, существенное отличие составляет количество каналов.

Входные каналы

Практически у каждого микшера на лицевой панели находятся канальные дорожки (линии) – они обеспечивают простое и удобное управление каждым каналом. Большинство каналов – моно, они используются для микрофонов и иногда инструментов - гитар, например, через DI-входы. Стерео каналы предназначены для подключения клавишных инструментов, CD/Flash проигрывателей и других устройств. Очень часто стерео каналы обладают меньшим количеством функций, чем моно.

Подгруппы

Подгруппы (Sub, Submix) позволяют группировать отдельные каналы до того, как сигнал с них будет отправлен в мастер секцию. Фейдер (или два) дает возможность пользователю полностью контролировать уровень группы, что актуально для бэк-вокала и ударных. Они могут иметь собственные выходы для многоканальной записи, а также инсерты и\или aux посылы. Микшеры с подгруппами обладают набором кнопок рядом с канальными фейдерами для определения маршрутизации сигнала.

Мастер секция

Именно в мастер секцию приходит сигнал со всех каналов, здесь с ним проводится дальнейшая работа до того, как он будет передан на выходы. Здесь также могут располагаться инсерты для внешней динамической обработки и элементы управления эквалайзером и эффектами.

Канальные дорожки

Предусиление

Управление предусилением (или «гейном») обычно находится над канальными дорожками рядом с входной секцией. Столь тщательная регулировка необходима для того, чтобы избежать перегрузки канала и связанных с перегрузкой проблем. Слабые сигналы в свою очередь требуют усиления, за что также отвечает гейн. Корректная настройка предусиления обычно достигается благодаря наличию визуальных подсказок - LED дисплеев или LED-индикаторов. Они могут быть расположены на каналах и в мастер секции. Индикация на мастер секции есть даже у бюджетных моделей.

EQ (эквализация)

Эквалайзер необходим для обрезки и регулирования специфических частот звука. Существуют различные типы эквалайзеров, но на микшеры чаще всего установлен параметрический эквалайзер, иногда – графический. Параметрический эквалайзер предлагает до 3 кнобов (ручек) на канал – усиление полосы, центральная частота и полоса пропускания. Такие эквалайзеры, которые предлагают все 3 вышеуказанных элемента, называются полностью параметрическими, а те, у которых доступно только управление гейном и частотой – полупараметрическими эквалайзерами. Графический эквалайзер функционирует на фиксированном количестве частот, каждая управляется слайдером.

Фильтр высоких частот

ВЧ фильтр (HPF) обычно расположен чуть ниже регулировки гейна, он обрезает ненужные низкие частоты. Большая часть подобных фильтров имеет фиксированную частоту, около 100Hz , но бывают и исключения.

Фантомное питание

Большинство конденсаторных микрофонов и ди-боксов требует электрического питания для работы. Для таких целей и существует фантомное питание. Обозначается как +48v или же Phantom . В зависимости от микшера, фантомное питание может включаться на каждом канале отдельно или же подаваться на группу каналов. Подается по тому же кабелю, что и аудиосигнал.

Direct outs (Прямые выходы)

Direct outs обычно находятся на каждом канале микшера. Они позволяют выводить сигнал с канала на специальный выход в необработанном виде, без прохождения сигнала через эквалайзер ячейки.

Инсертные входы

Инсерт предоставляет из себя и вход и выход, выполненные на одном TRS джеке. Обычно они размещены рядом с входной секцией и используются для подключения внешней обработки на канале, как правило для подключения компрессора, гейта, де-эссера и т.д.

Aux – входы\выходы

‘Aux ’ как правило используется для подключения внешних процессоров эффектов и посыла сигнала с одного или нескольких каналов на внешние устройства. Уровень сигнала с каждого канала управляется отдельной ручкой. Таким образом можно сделать, что, к примеру, на одном канале к вокалу подмешна сильная реверберация, а на втором канале ее нет совсем, или же она существенно меньше.

Aux посыл также используется для обеспечения разделения миксов, например, когда нужно использовать несколько пар наушников в студии, с разной громкостью инструментов для музыкантов. В этом случае важно использовать прослушивание до фейдера громкости. О том, что это такое, будет рассказано дальше.

Pan

Pan кнобы (сокращенно от «панорама») управляют балансом каждого сигнала канала, который посылается на левый и правый выходы – центральная позиция ручки посылает одинаковое количество на оба. Если кратко, панорамные регуляторы позволяют плавно изменять соотношение уровня сигнала, поступающего на каждый из каналов шины.

PFL /AFL

PFL (прослушивание до фейдера громкости) и AFL (прослушивание после фейдера громкости) обозначают приоритетность маршрутизации сигнала или режима соло на одном или нескольких каналах для различных целей.

PFL посылает сигнал на мониторный выход независимо от позиции канального фейдера и одновременно может заглушать (мьютировать) остальные каналы. Другими словами, PFL позволяет устанавливать режим соло на канал, где бы ни был фейдер. AFL осуществляет аналогичную функцию, но при этом сохраняет эффект канального фейдера.

Важно то, что у большинства консолей эти процессы имеют воздействие только на мониторный выход. Кстати, PFL и AFL (но чаще AFL ) также известны как режим ‘соло’.

Mute

Кнопка «Mute » заглушает выбранный канал(ы) независимо от позиции фейдера. После ее нажатия пользователь может вернуть прежнее состояние канала без переустановки уровня.

Фейдер

Фейдеры расположены в верхней части каждой канальной дорожки, они управляют уровнем сигнала, который посылается на главный выход. Фейдер наглядно отображает выставленный уровень.

Балансный и небалансный

Эти термины необходимы для обозначения перехода сигнала от источника.

Балансное подключение подразумевает, что звуковой сигнал проходит по 2 разным проводникам в дополнение к земле. Эти проводники передают один и тот же сигнал, но на одном проводе этот сигнал инвертирован. Инверсия сигнала влечет за собой исключение шумов и наводок на конце приемного устройства, которые могли возникнуть на кабеле во время прохождения сигнала.

Балансное подключение - это стандарт, который используется при профессиональной записи звука, на концертах и других публичных мероприятиях. Неоспоримое преимущество этого подключения - околонулевые шумы и наводки, чистый сигнал, громкость на 10Дб больше, чем при небалансном подключении.

Для небалансной передачи сигнала нужен только один проводник и одна земля. Как раз потому, что лишь один провод передает сигнал, это подключение называется небалансным. Стоит отметить, что с увеличением длины кабеля уровень шума будет увеличиваться.

В сравнении с небалансным подключением, балансное обладает парой преимуществ:

  • Возможна передача аналогового сигнала без серьезных искажений на большие расстояния.
  • Лучшая помехоустойчивость.
  • Сигнал громче на 10дб

Заключение

Количество микшеров на сегодняшний день очень велико, и все они различаются между собой и качеством, и функционалом.

При выборе все зависит от того, в каких условиях и для насколько масштабных задач будет использоваться микшер.

Для небольших домашних записей в 1-4 канала правильнее будет использовать хороший аудиоинтерфейс с необходимым количеством каналов на вход, а недорогие пульты не использовать вообще.

Для коммутации инструментов в студии аранжировщика, репетиций, небольших выступлений - аналоговые пульты .

Для серьезной концертной деятельности, средних и больших площадок, проката, студий среднего бюджета - цифровые или аналоговые консоли.

Для серьезной студийной работы - аналоговые консоли с характерным звучанием (SSL, Neve, Trident, Avid, Toft Audio, API и подобные).

Микшерный пульт - это многофункциональный прибор, который который по праву считается сердцем концертного комплекса. Микшерные пульты предназначены для сбора большого количества электрических сигналов музыкальной техники (микрофонов, устройств звуковых эффектов и обработки звука), для смешивания их в общий выходной сигнал. У всех вышеописанных устройств разный уровень выходного сигнала. Так вот как раз задача микшерного пульта осуществить сведение их уровней и отрегулировать уровень выходного сигнала.

Основным параметром, на базе которого строится качественное звучание - это грамотный подбор коэффициентов усиления все входных блоков микшерного пульта. Говоря техническим языком, эта характеристика называется уровнем входного сигнала или чувствительностью. И чем больше Вы будете обращать внимание подбору данной характеристики каждого канала, тем лучше будет звучать Ваша система в целом.

Давайте рассмотрим каждую из характеристик микшерных пультов в отдельности:

Чувствительность
Термин под названием чувствительность мы уже начали обсуждать в предыдущем абзаце. Чтобы было более понятно, можно представить как регулировку количества сигнала, которое подается на пульт. К примеру, если уровень выходного сигнала с микрофона высокий, а линейный сигнал с музыкальных инструментов недостаточен, то регулятором входной чувствительности сигнал с микрофона можно немного подавить, а с музыкальных инструментов добавить. Или другая типовая ситуация, когда бас барабанной установки заглушает все звуки. В этом случае таким же регулятором входного сигнала можно привести его к среднему уровню. Нужно помнить, что все вышеописанные операции обязательно должны производиться при номинальном положении основных регуляторов http://art-complex.ru/catalog/mikshernye-pulty/ , ведь некачественная настройка чувствительности приведет к неточной настройке все комплекса оборудования.

Канальный эквалайзер
Канальные эквалайзеры предназначаются для регулировки и настройки АЧХ каждого канала в отдельности, тем самым изменяя окраску звучания источников звука, подключенных к данному каналу. К его помощи стоит прибегать в следующих случаях – когда необходимо удалить помехи различных инструментов или изменить звук инструмента или вокального исполнителя.

Самый простой эквалайзер это регулятор тембра ВЧ и СЧ. Они очень широко применяются во многом активном звуковом оборудовании. Более сложные эквалайзеры четырехполосные с переменным значением частот. Такие эквалайзеры называются параметрическими.

Следующим типом эквалайзеров являются многополосные регуляторы тембра. От параметрических они отличаются тем, что они могут только ослабить или поднять компоненты спектра сигнала, но не позволяют изменить значение частоты.

Квазипараметрический эквалайзер является упрощенным типом параметрического. Их основным отличием является отсутствие у первого регулятора ширины полосы пропускания. Они часто входят в состав многополосных регуляторов тембра. Основным их преимуществом является то, что они позволяют выделить недостающие гармоники в вокале, которые обычно находятся в диапазоне 3 500Гц, при этом, не увеличивая его среднюю громкость. Помимо этого он позволяет активно бороться с самовозбуждением сценических мониторов.

Фантомное питание
Многие микрофоны требуют дополнительный внешний источник питания постоянного напряжения +48В. Так вот это питание можно подавать на микрофон по тому же кабелю, которым он подключен к микшерному пульту. Именно это питание и называют фантомным. Оно требует аккуратного обращения, ведь если подать фантомное питание на микрофон, который его не требует, то существует возможность его выхода из строя.

Входной делитель
Входной делитель микшерного пульта позволяет понизить чувствительность микрофонного входа на 20-30 дБ. Это необходимо в тех случаях, когда выходной сигнал микрофона подключенного к микшеру имеет недостаточный сигнал для линейного входа, и в это же время очень мощный для подключения к микрофонному, и вызывает его перегрузку. Как раз в таком случае вводится во входную цепь делителя, который устраняет перегрузку. Однако Вам стоит следить за использованием входных делителей. Нет, они не нарушают работу канала, однако требуют увеличения чувствительности входных блоков данного канала. И как Вы наверное догадались, излишняя чувствительность приводит к повышению уровня помех, шумов и искажений выходного сигнала.

Инверсия
Инверсия необходима для смены фаз источника входного сигнала при симметричном подключении. Эта функция очень полезна для фазировки микрофонов. При нажатии такого включателя происходит инверсия положительного и отрицательного вывода микрофона. К примеру, во время концерта, при сближении 2-х микрофонов, подключенных к разным входам одного микшера, появляются провалы частот. В этом случае существует 2 выхода. Первый- это перепаять фазы одного из микрофонов, а второй- просто нажать кнопочку инверсии. Последний выглядит намного предпочтительнее.

Переключатель чувствительности
Данный переключатель предназначается для установки уровня сигнала этого канала с полном соответствии с уровнем выходного сигнала источника, который к нему подключен. Большинство современных пультов имеют раздельные линейные входы и микрофонные. Наличие 2-х отдельных входов на одном канале микшера дает возможность подключения к нему одновременно двух источников, что позволяет сократить количество используемых каналов.

Фильтр среза низких частот
Этот фильтр необходим для ослабления низких частот, в диапазоне ниже 80Гц, но только в том случае, когда спектр сигнала не несет в данном диапазоне никакой полезной информации или содержит помехи. Источниками такого сигнала не может являться ударная установка или бас-гитара. К ним скорей всего можно отнести все высокочастотные источники звука.

Обход эквалайзера
Данная функция предназначается для отключения эквалайзера из входной цепи. Обход эквалайзера необходим при его настройке. Очень удобная функция, потому что, выключая и затем, включая обход эквалайзера можно сравнить исходное и скорректированное звучание.

Дополнительные выходы
Как Вы поняли из названия, система дополнительных выходов позволяет вывести из пульта сигнал, минуя общий выход микшера. Они позволяют получить на выходе скорректированный сигнал любого из входных сигналов. Эта функция незаменима, в случае если сигнал после обработки на микшерном пульте необходимо снова подать на вход микшера, через дополнительный вход реверберации или подать сигнал на сценический монитор.

Микшерный пульт

Микшерный пульт Yamaha 2403

Микшерный пульт («микшер», или «микшерная консоль», от англ. «mixing console» ) - электронное устройство, предназначенное для сведения звуковых сигналов: суммирования нескольких источников в один или более выходов. Также при помощи микшерного пульта осуществляется маршрутизация сигналов. Микшерный пульт используют при звукозаписи , сведении и концертном звукоусилении. Существуют аналоговые и цифровые микшерные пульты, и у каждого из этих видов существуют свои сторонники и противники, так как оба вида имеют свои очевидные преимущества и недостатки. Также микшерные пульты различаются по количеству входов и выходов. Профессиональные концертные и студийные микшерные консоли, как правило, имеют не менее 32 входов, более 6 Aux-шин, мощный эквалайзер на входах, 4 или более подгрупп, а также оснащаются высокоточными и длинноходными фейдерами . В свою очередь компактные и бюджетные микшеры имеют малое количество каналов, более скудные эквалайзеры , и нередко лишены фейдеров (которые заменяются обычными потенциометрами).

Существует отдельный класс микшерных пультов, предназначенных для работы (англ.) русск. диджея . Основное отличие DJ-пульта состоит в меньшем количестве входных каналов (например, один микрофонный и два стерео канала), наличию кроссфейдера, с помощью которого диджей плавно сводит сигналы входных каналов, а также наличию блока специальных звуковых эффектов.

Структура микшерного пульта

Каждый входной канал состоит из нескольких блоков обработки и маршрутизации сигнала. Основные из них:

  • Предварительный усилитель с регулировкой чувствительности (Gain или Trim), позволяющий оптимально задать рабочий уровень входного сигнала.
  • Подавляющее большинство микшерных пультов имеют на входе источник «фантомного» питания , которое необходимо при использовании конденсаторных микрофонов или некоторых ди-боксов.
  • Многополосный эквалайзер , позволяющий откорректировать частотную характеристику сигнала. Профессиональные микшерные пульты оснащаются полупараметрической регулировкой полос, количество которых может достигать шести.
  • Блок маршрутизации входного сигнала на дополнительные шины (Aux), которые можно использовать для обработки сигнала внешним (или встроенным) процессором эффектов, либо для отправки его на отдельную мониторную линию. В зависимости от конфигурации микшерной консоли, Aux-шин может быть от двух до двенадцати. Любая Aux-шина может работать в двух режимах: Pre и Post - они определяют зависимость уровня сигнала в шине от положения фэйдера громкости. Таким образом, в Aux-шине можно создать индивидуальный микс (баланс) входных источников.
  • Регулятор панорамирования, с помощью которого определяется положение сигнала в звуковой стерео картине.
  • Фэйдер громкости входного сигнала, определяющий его уровень в общем балансе всех каналов.

Входы некоторых микшерных пультов оснащаются «точкой разрыва» (Insert), которая находится до предусилителя. Данное гнездо представляет собой одновременно вход и выход данного канала, который можно использовать для индивидуального подключения какого-либо устройства обработки сигнала, например, компрессор .

Секция выходов микшерного пульта представляет собой систему управления и маршрутизации всех присутствующих на пульте выходов. Данная секция может состоять из:

  • Фэйдеров уровня общего (главного) выхода.
  • Ячеек подгрупп, которые представляют собой универсальные шины, позволяющие объединять входные сигналы для определенной цели и управлять такой группой одним фэйдером, или даже отправить группу на отдельный выход. Например, можно объединить все сигналы ударной установки в одну подгруппу.
  • Регуляторов уровня выхода Aux-шин. Помимо выходов для Aux-шин, многие микшерные пульты имеют Aux-входы (т. н. «возврат»), которые, по сути, являются дополнительными входами. Обычно система «посыл-возврат» используется для обработки сигнала Aux-шины внешним процессором эффектов.
  • Дополнительных функций, таких как: общий эквалайзер , сумматор общего стерео-выхода в моно-сигнал, матрица (дополнительный набор универсальных шин), блоки прослушивания отдельных каналов в наушниках без вмешательства в основной баланс и многое другое.

Применение и разнообразие микшерных пультов

На сегодняшний день микшеры применяются во всех сферах звукового усиления - студии звукозаписи, концертное оборудование, трансляционное оборудование, радиостанции и т. д. Существуют микшерные пульты со встроенными усилителями мощности (т. н. «активные микшеры»), которые идеально подходят для компактных и мобильных звуковых комплектов. Некоторые профессиональные студийные и концертные микшерные консоли оснащаются электронной моторикой всех регуляторов, что позволяет управлять ими с компьютера, при этом сама консоль остается аналоговой, однако их применение ограничивается довольно высокой стоимостью.


Цифровой микшерная консоль Digidesign с монитором и компьютерной клавиатурой.

Отдельного внимания заслуживают цифровые микшерные пульты, основные преимущества которых заключаются в более функциональных блоках обработки и маршрутизации, возможностью сохранения всех настроек в пресеты , а также в гораздо более компактных размерах. Однако оцифровка входных сигналов и обратное преобразование цифрового сигнала в аналоговый привело к появлению большого количества противников этой технологии. Кроме того, в отличие от традиционных микшерных консолей, где все функции и органы управления понятны любому звукорежиссеру, цифровые микшеры требуют определенного времени на их изучение.

Другой класс микшерных пультов составляют консоли для вещательных студий радиостанций. Данные микшеры, как правило, оснащаются высококачественными и сверхнадежными компонентами и фейдерами, а также так называемыми «телефонными гибридами», которые представляют собой ячейку, преобразующую телефонный сигнал в обычный звуковой.

Ссылки

См. также

Микшерные пульты могут быть довольно комплексными и сложными устройствами, работать с которыми может оказаться довольно не просто, особенно начинающим и людям не обладающим солидной практической или хотя бы теоретической базой. Эта статья начинает серию, в рамках которoй мы детально рассмотрим основопологающие принципы работы и путь следования сигнала в микшерных пультах, ответим на самые главные вопросы и осветим многочисленные аспекты, связанные с различными функциональными процессами в работе этих устройств, тем самым устранив недостаток знаний в этой области.

и получи эксклюзивную возможность прочесть краткое руководство на тему "Основы акустики, психоакустики и акустической оптимизации помещений"

Я никогда и никому не передам и не продам адрес вашей электронной почты. Вы можете отписаться в любое время.

Будьте в курсе событий и не пропустите ничего интересного

Ниже вы можете ознакомитъся с примерным содержанием статей в данной серии, которое в процессе работы возожно будет немного изменяться, в результате отзывов и вопросов читателей, но грубая структура вероятней всего останется не тронутой.

  • Микшерные пульты и их задачи
  • Типы и сферы применения
  • Принципиальное устройство
  • Дополнительные приборы обработки
  • Маршрутизация
  • Дополнительные функции

В первой части речь пойдет о четком определении и задачах микшерных пультов, их классификации, а также о вытекающих из этого преимуществах и недостатках различных моделей.

Введение

С течением времени, а также благодаря стремительному развитию аудио индустрии, стало появляться все больше и больше приборов, применяемых для работы со звуком. От и , до кроссоверов и процессоров. От „железа“ до програмного обеспечения. От реального до виртуального. Однако одним из первых приборов, пришедших на службу звукоинженеру, можно смело назвать микшерный пульт или просто микшер. С его помощью стало возможным преодолеть технологические ограничения, накладываемые записывающим оборудованием того времени и записать, к примеру, сразу несколъко источников на магнитную ленту, которая имела только два или даже один канал. Это подводит нас к определению задач микшеного пульта.

Микшерные пульты и их задачи

Прежде всего пожалуй следует начать с четкого определения. Что же такое микшерный пульт?

Микшерный пульт (англ. – Mixer / Console / Desк) это устройство, позволяющее пользователю принимать различного рода аудио сигналы (разного напряжения – микрофонные и линейные, разного сопротивления – микрофонные и инструментальные ), производить над ними некоторые манипуляции (усиление, частотная обработка - эквализация, динамическая обработка – компрессоры, гейты и так далее ), перенаправлять их (маршрутизация – для объединения в группы, для мониторинга, для обработки внешними эффектами ) и смешивать их в определенной пропорции с той или иной целью (запись, сведение, усиление ).

Как можно заключить из определения, смешивание сигналов является первопредназначением микшеров. Однако со временем задачи были расширены и современные экземпляры могут включать в себя массу дополнительных устройств, направленных на обработку смешиваемых сигналов, а также комплексную систему маршрутизации (routing) и мониторинга сигналов. К таким дополнительным приборам можно отнести параметрический эквалайзер, присутствующий на каждом канале даже полупрофессионального современного микшера, а также приборы динамической обработки, эффекты и другое экстра оборудование, имеющееся далеко не на всех даже профессиональных моделях. Техническое оснащение микшерных пультов может сильно вариировать в зависимости от предназначения, поставленных задач и конечно же ценовой категории.

Ассортимет представленных на сегодняшний день на рынке моделей очень велик. От именитых производителей, предлагающих технологии будущего на уровне последнего слова инженерной мысли и стоящих, соответсвенно, целое состояние, таких как SSL, Neave, API, Harrison, Digidesign, Studer, DiGiCO, Stagetec, Lawo и другие, до гораздо более доступных моделей, которые конечно не могут похвастаться передовым оснащением и блестящими техническими характеристиками, но вполне могут справиться с выполнением определенного рода задачи. Среди них можно отметить Allen&Heath, Yamaha, Roland, Mackie, Soundcraft, Midas и другие.

Как же разобраться в этих джунглях?

Прежде всего было бы целесообразно поделить микшерные пульты на подгруппы.

Типы и сферы применения

Как уже было сказанно выше, микшерные пульты могут быть как простыми, включающими в себя только базовые функции, так и очень комплексными устройствами с расширенными возможностями обработки, автоматизации и маршрутизации сигналов. В большей степени это зависит от предназначения и сферы использования. В принципе, микшеры можно классифицировать по многим параметрам. Но мы остановимся на основных из них.

По принципу работы

По принципу работы все микшеры можно разделить на аналоговые и цифровые модели. При этом принцип действия и задачи микшера остаются неизменными. Здесь можно провести паралель с современым авомобилестроением – автомобили с двигателем внутреннего сгорания (будь-то бензин или дизель) и электрические автомобили. И те и другие являются средствами передвижения и должны помогать нам попасть из точки А в точку Б.

Аналоговые микшеры появились конечно гораздо раньше своих цифровых потомков. На них выросло не одно поколение профессионалов, которые и сейчас еще активно занимаются аудио деятельностью и, как правило, предпочитают аналоговые модели. Это и понятно. Привычка – сильная штука. Разумеется, есть и более объективные причины для таких предпочтений. Например, более „прозрачная“ логика работы и более быстрый доступ ко всем возможным функциям, которые находятся прямо перед пользователем и нет необходимости искать их в многочисленных страницах меню, как это иногда бывает в цифровых моделях, особенно на ранних этапах их развития, когда в первую очередь производители пытались обеспечить функциональность и стабильность работы, а эргономия уходила на второй план. Однако со временем ситуация в корне изменилась и удобство работы стало одной из главных задач разработчиков.

Цифровые технологиии твердо вошли в нашу повседневую жизнь и это конечно же не обошло стороной аудио сферу и на сегодняшний день многие производители имеют целый ряд моделей, работающих с цифровыми сигналами. И если взглянуть на тенденцию развития в перспективе будущего, то уже сегодня становится понятно на какое направление производители делают основную ставку. Цифровые технологии предлагают множество функций, которые невозможно реализовать посредстом аналоговой технологии.


Среди основных преимуществ можно перечислить возможность использования плагинов, как при работе в студии в среде DAW (Digital Audio Workstation), гибкие возможности автоматизации, относительно малые габариты при большом количестве каналов, а также сохранение настроек с возможностью предварительной конфигурации даже очень комплексных проектов, что несомненно ускоряет и упрощает работу, а также позволяет сэкономить драгоценное время в студии или на живой площадке. Кроме того, некоторые производители позволяют расширять возможности микшера в зависимости от нужд проекта посредством приобретения дополнительных модулей, полностью интегрируемых в данную систему и таким образом, например, расширить количество каналов ввода/вывода (что может, к примеру, послужить аргументом в пользу отказа от дополнительного мониторного микшерного пульта) или увеличить вычислительную мощность, что сказывается на количестве, а иногда и качестве плагинов, которые можно использовать при работе.


Еще одним преиуществом можно назвать возможноть не использовать внешнее оборудование по обработке сигналов, так как все необходимые инструменты, как правило, уже интегрированы в микшер. Это позволяет в свою очередь отказаться от массивных и обьемных рэков, напичканных внешними приборами, как это часто бывает при использовании аналоговых пультов. Это не только облегчает транспортировку и монтаж, но и помогает избежать ошибки, которые могут возникнуть при коммутации системы и на поиски причины которых может иногда уйти довольно много дрогоценного времени. Если уж речь зашла о коммутации, то и тут цифровые технологии позволяют извлечь максимум выгоды из всем, кто работает с аналоговой техникой на живых площадках, хорошо знакомой проблемы коммутации и длинных многожильных кабелей, ведущих сигнал от источника на сцене непосредственно до пульта.


Многие производители профессиональных цифровых концертных пультов элегантно решают эту проблему посредством интеграции в систему специальных модулей, распологаемых непосредственно на сцене вблизи источников звука и еще на сцене, который в последствии передается на пульт при помощи различных цифрового аудио. Такие протоколы могут обеспечивать передачу большого количества каналов сырого, т.е. не сжатого, аудио всего по одному кабелю. Для примера назовем протокол MADI (Multichannel Audio Digital Interface) способным перeдавать 64 каналa аудио (48 KHz/24 Bit) всего по одному оптическому или коаксиальному кабелю. Это не только существенно облегчает коммутацию, но и упрощает процесс поиска, обнаружения и устранения ошибок и дефектов. Ведь заменить в случае необходимости всего однин кабель гораздо проще, чем найти ошибку в многожильном, массивном и весьма тяжелом аналоговом кабеле и в худшем случае даже заменить его, предварительно отключив его от источников сигнала и входов микшера и проделать в последствии обратную операцию, что может занять много времени, усилий и нервов.

Более того, некоторые производители пошли еще дальше и даже не транспортируют оцифрованный сигнал к микшерному пульту. Все аудио манипуляции, такие как обработка сигнала, его маршрутизация и так далее, производятся непосредтсвенно в модуле, расположенном на сцене, который в свою очередь соединен с микшером сетевым кабелем и получает от него четкие команды и указания, в соответствии с которыми и произвводится вся работа.


Дальнейшее развитие цифровых и IT технологий привело к разработке , позволяющих использоватъ стандартное IT оборудование, такое как рутеры и сетевые кабели, для транспрортировки многоканального цифрового аудио. Среди наиболее распространенных можно назвать Ravena, Dante, SoundGrid, EtherSound. Особый интерес эти новые форматы представляют для индустрии теле и радиовещания, где часто приходится иметь дело с огромным количеством сигналов, которые нужно распределить между большим количеством потребителей. Чтобы понять о чем я говорю, представьте себе, к примеру, открытие олимпиады, Евровидение или финал Лиги чемпионов. Но это отдельная тема и в этот раз речь идет о микшерах, а не о сетевом аудио, поэтому к ним и вернемся.

К недостаткам цифровых микшерных пультов можно отнести необходимость преобразования сигнала из аналоговой формы в цифровую, его обработка и преобразование обратно в аналоговую форму, а также вызванные этим , что все реже становится проблемой в современных цифровых пультах. Кроме того, если аналоговые микшерные пульты практически не требуют детального изучения и все функции, для человека знакомого с аудио техникой, интуитивно понятны и рычаги управления ими расположены непосредственно на поверхности пульта, то цифровые, как правило, требуют более детального изучения, прежде чем речь может идти о профессиональной работе, так как расположение рычагов управления, их функциональные особенности и эргономика в целом могут сильно вариировать от производителя к производителю.

На данный момент решение какой модели отдать предпочтение чаще всего зависит от личных предпочтений потенциального покупателя - аналоговый или цифровой звук? “Теплый” или “Холодный”? Ну это все субъективно, поэтому остается делом вкуса, а с ним, как известно, не спорят…


Еще одном немаловажным критерием остается бюджет. За аналоговые модели, во всяком случае профессионального уровня с широким набором функциональных возможностей, таких как большое количество каналов, модули дополнительной частотной и динамической обработки на каждом канале, автоматизация, а также расширенные возможности маршрутизации сигнала, обычно придется выложить на порядок больше, чем за цифровой пульт со схожими характеристиками. В первую очередь это обуславливается необходимостью встраивать физические компоненты в каждый из каналов микшера. Если каждый канал имеет праметрический эквалайзер, то этот модуль должен быть физически реализован на каждом из каналов. Совсем другое дело в цифровых пультах, где обработка и маршрутизация сигнала производятся програмно и не требуют многочисленного дублирования физического оборудования. Это, разумеется, позволяет урезать расходы и тем самым предложить потенциальным клиентам более выгодную цену.

По предназначению

В зависимости от предназначения, микшерные пульты могут иметь конструктивные особенности, обусловленные логикой и рациональнотью работы в данной области. Так, например, студийные микшеры, как правило, имеют так называемую конструкцию InLine. Это подразумевает разделение на каналы входа, предназначенные для ввода сигналов от источника звука и последующего их посыла на многоканальную записывающую систему и каналы мониторинга – для возврата сигнала после записи для последующей обработки и сведения. В конструкции InLine они выполнены в один ряд. Каналы ввода имеют, как правило, ограниченные возможности обработки сигнала, тогда как каналы мониторинга, на которые подается сигнал с многоканальной записывающей системы, более расширеные.


Это имеет некоторые преимущества по сравнению с конструкцией Split, о которой речь пойдет ниже. Кроме значительной экономии пространства, что делает работу более удобной, а габариты пульта более компактными, самое главное это позволяет существенно сократить стоимость микшера, так как каналы входа и мониторинга почти всегда расположены друг над другом и делят между собой дополнительные элементы управления и обработки сигнала, такие как эквалайзер, динамическая обработка, посылы и другие, которые разумеется можно переключать и тем самым определять к какому каналу та или иная функция должна относиться – каналу ввода или каналу мониторинга.

Концертные микшерные пульты как правило выполнены по концепции Split, когда каждый физический слот микшера представляет собой отдельный канал. В первую очередь это обусловлено иным рациональным подходом, стоящим за работой на живых площадках, где сигналы не посылаются на запись, а системой мониторинга для звукоинженера является собственно концертные акустические системы и поэтому необходимость в каналах мониторинга отпадает.


Микшерные пульты для живого звука обычно имеют более гибкие возможности маршрутизации сигналов. Это обусловлено более спонтанной природой концертной деятельности, а также большим, по сравнению со студией, количеством одновременно и в реальном времени обрабатываемых сигналов. От количества играющих на сцене музыкантов и исполнителей зависит также необходимое количество монитор-миксов (чтобы музыканты могли слышать себя и другие важные для их исполнения инструменты), что в свою очередь ограничивается количеством доступных шин посыла на микшере. Часто для этих целей выделяется отдельный микшер, задачей которого является снабжение музыкантов необходимыми сигналами для мониторинга.

К концетным микшерам, как в прочем и ко всему „живому“ оборудованию, предьявляются особо жесткие требования касательно надежности и устойчивости системы. Ведь отмена концерта по вине оборудования это большой провал для технического персонала, призваного обеспечивать полную и безупречную функциональость всей аудио системы. Поэтому некоторые крупные и именитые производители предлагают услуги „скорой помощи“ и в случае необходимости даже замены пульта.

Но не стоит зацикливаться на одной из систем. Как системы Split, так и InLine могут быть усешно использованы как в студии, так и на живой площадке. Разница лишь в рациональном использовании ресурсов.

Само собой разумеется, что микшерные пульты как одной, так и другой конструкции могут быть выполнены как в аналоговой, так и в цифровой версии.

На этом мы сегодня пожалуй остановимся. К сожалению, совсем обойтись без профессиональной лексики у нас сегодня не получилось. Мы затронули такие понятия как шина посылов, монитор-микс, маршрутизация, частотная и динамическая обработка. В следующий раз речь пойдет о принципиальном устройстве простейшего микшера и мы поговорим более подробно о некоторых из этих понятий.

Микшер

Микшерный пульт Yamaha 2403

Микшерный пульт ("микшер", или "микшерная консоль", от англ. "mixing console") - электронное устройство, предназначенное для суммирования звуковых сигналов нескольких источников в один или более выходов. Также при помощи микшерного пульта осуществляется маршрутизация сигналов. Микшерный пульт используют при звукозаписи , сведении и концертном звукоусилении. Существуют аналоговые и цифровые микшерные пульты, и у каждого из этих видов существуют свои стороники и противники, т.к. оба вида имеют свои очевидные преимущества и недостатки. Также микшерные пульты различаются по количеству входов и выходов. Профессиональные концертные и студийные микшерные консоли, как правило, имеют не менее 32 входов, более 6 Aux-шин, мощный эквалайзер на входах, 4 или более подгрупп, а также оснащаются высокоточными и длинноходными фейдерами . В свою очередь компактные и бюджетные микшеры имеют малое количество каналов, более скудные эквалайзеры , и нередко лишены фейдеров (которые заменяются обычными потенциометрами).

Существует отдельный класс микшерных пультов, предназначенных для работы диджея . Основное отличие DJ-пульта состоит в меньшем количестве входных каналов (например, один микрофонный и два стерео канала), наличию кроссфейдера, с помощью которого диджей плавно сводит сигналы входных каналов, а также наличию блока специальных звуковых эффектов.

Структура микшерного пульта

В целом, любой микшерный пульт имеет секцию входов и секцию выходов . Секция входов состоит из определенного количества входных каналов (ячеек) - монофонических и стереофонических. Как правило, количество входных каналов на пультах кратно двум. Вход каждого моно канала обычно оформлен двумя гнездами: для микрофона (тип XLR) или линейного источника сигнала (TRS или RCA).

Каждый входной канал состоит из нескольких блоков обработки и маршрутизации сигнала. Основные из них:

  • Предварительный усилитель с регулировкой чувствительности (Gain), позволяющий оптимально задать рабочий уровень входного сигнала.
  • Подавляющее количество микшерных пультов имеют на входе источник "фантомного" питания , которое необходимо при использовании конденсаторных микрофонов или некоторых ди-боксов.
  • Многополосный эквалайзер , позволяющий откорректировать частотную характеристику сигнала. Профессиональные микшерные пульты оснащаются полупараметрической регулировкой полос, количество которых может достигать шести.
  • Блок маршрутизации входного сигнала на дополнительные шины (Aux), которые можно использовать для обработки сигнала внешним (или встроенным) процессором эффектов, либо для отправки его на отдельную мониторную линию. В зависимости от конфигурации микшерной консоли, Aux-шин может быть от двух до двенадцати. Любая Aux-шина может работать в двух режимах: Pre и Post - они определяют зависимость уровня сигнала в шине от положения фейдера громкости. Таким образом, в Aux-шине можно создать индивидуальный микс (баланс) входных источников.
  • Регулятор панорамирования, с помощью которого определяется положение сигнала в звуковой стерео картине.
  • Фейдер громкости входного сигнала, определяющий его уровень в общем балансе всех каналов.

Входы некоторых микшерных пультов оснащаются "точкой разрыва" (Insert), которая находится до предусилителя. Данное гнездо представляет собой одновременно вход и выход данного канала, который можно использовать для индивидуального подключения какого-либо устройства обработки сигнала, например, компрессор .

Секция выходов микшерного пульта представляет собой систему управления и маршрутизации всех присутствуюих на пульте выходов. Данная секция может состоять из:

  • Фейдеров уровня общего (главного) выхода.
  • Ячеек подгрупп, которые представляют собой универсальные шины, позволяющие объединять входные сигналы для определенной цели и управлять такой группой одним фейдером, или даже отправить группу на отдельный выход. Например, можно объединить все сигналы ударной установки в одну подгруппу.
  • Регуляторов уровня выхода Aux-шин. Помимо выходов для Aux-шин, многие микшерные пульты имеют Aux-входы (т.н. "возврат"), которые по сути являются дополнительными входами. Обычно система "посыл-возврат" используется для обработки сигнала Aux-шины внешним процессором эффектов.
  • Дополнительных функций, таких как: общий эквалайзер , сумматор общего стерео-выхода в моно-сигнал, матрица (дополнительный набор универсальных шин), блоки прослушивания отдельных каналов в наушниках без вмешательства в основной баланс и многое другое.

Применение и разнообразие микшерных пультов

На сегодняшний день микшеры применяются во всех сферах звукового усиления - студии звукозаписи, концертное оборудование, трансляционное оборудование, радиостанции и т.д. Существуют микшерные пульты со встроенными усилителями мощности (т.н. "активные микшеры"), которые идеально подходят для компактных и мобильных звуковых комплектов. Некоторые профессиональные студийные и концертные микшерные консоли оснащаются электронной моторикой всех регуляторов, что позволяет управлять ими с компьютера, при этом сама консоль остается аналоговой, однако их применение ограничивается довольно высокой стоимостью.

Отдельного внимания заслуживают цифровые микшерные пульты, основные преимущества которых заключаются в более функциональных блоках обработки и маршрутизации, возможностью сохранения всех настроек в пресеты , а также в гораздо более компактных размерах. Однако оцифровка входных сигналов и обратное преобразование цифрового сигнала в аналоговый привело к появлению большого количества противников этой технологии. Кроме того, в отличие от традиционных микшерных консолей, где все функции и органы управления понятны любому звукорежиссеру, цифровые микшеры требуют определенного времени на их изучение.

Другой класс микшерных пультов составляют консоли для вещательных студий радиостанций. Данные микшеры, как правило, оснащаются высококачественными и сверхнадежными компонентами и фейдерами, а также так называемыми "телефонными гибридами", которые представляют собой ячейку, преобразующую телефонный сигнал в обычный звуковой.

Cсылки

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Микшер" в других словарях:

    - [англ. mixer смеситель] техн. устройство для смешивания (сложения) нескольких сигналов в системах звукового вещания или звукозаписи. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. микшер а, м. (англ. mixer … Словарь иностранных слов русского языка