В традиционном понимании микшер являет собой единый хаб, к которому подключено все студийное оборудование, именно поэтому микшерная консоль по праву считается сердцем студии. Не смотря на то, что многие музыканты отдают предпочтение работе с компьютером, преимущества микшерного пульта неоспоримы. Конечно, работа с ПО несколько бюджетнее и иногда удобнее, но все же недостаток тактильных ощущений работы с настоящим устройством заметно сказывается на мотивации саунд-продюсера или звукорежиссера.
Введение
Для создания полноценного сетапа микшер станет ключевым звеном, именно его рекомендуется приобретать в первую очередь, если у вас большое количество инструментов. На сегодняшний день рынок предлагает большой выбор микшерных пультов, различных между собой по функционалу и форм-фактору.
Изначально микшерная консоль разрабатывалась для использования в студийных условиях или во время живых выступлений. Однако с течением времени появились «универсальные» микшеры, которые можно использовать в самых разных ситуациях. И все же, для чего бы вы не подбирали микшер, важно постараться предусмотреть возможную дальнейшую эксплуатацию. Количество входов и выходов – одна из ключевых характеристик, на которые стоит обратить внимание. Маленькая подсказка – пусть лучше будет пара лишних, чем их нехватка.
Секция входов микшера обычно представлена микрофонными или линейными балансными XLR разъемами, небалансными линейными входами на джеках, или их кобминированными вариациями. На каждом входном канале имеют место следующие элементы: предусиление (гейн), эквализация и посылы на дополнительные шины (aux). В секции выходов формируется вся информация с каналов микшера, которую можно отправлять на главный стерео выход (Main Out). Существуют также «группы» или общие шины (buses), где можно объединить несколько каналов для создания sub -mix . Все каналы в группе будут управляться одним фейдером.
Виды микшеров
Аналоговые микшерные пульты
Многие саунд-продюсеры отдают предпочтение серьезным аналоговым микшерам, чему есть 2 объяснения: теплое звучание и простой, понятный интерфейс. Схожесть интерфейсов позволяет пользователю быстро разобраться с управлением новой модели микшера. Звучание аналогового эквалайзера сложно не оценить, именно поэтому инженеры проводят долгие часы в попытках сымитировать аналогичное звучание на цифровых системах.
Цифровые микшерные пульты
Цифровые микшеры предлагают схожие с аналоговым микшером функции, ключевая разница заключается в процессе работы. Работа с цифровым микшером может стать настоящим испытанием: функции, которые у аналогового микшера находятся буквально под рукой, у цифрового могут быть спрятаны далеко в меню управления. Но после этого станет видна вся мощь цифрового микшерного пульта: сигнальный процессинг на борту, хранение целых миксов и параметрическая автоматизация. Производительность цифровых микшеров позволяет им одновременно запускать эффекты и сигнальный процессинг, зачастую при этом предоставляя компрессоры, ревербераторы и другие эффекты на каждый канал, не требуя дополнительного внешнего оборудования. При этом настройки всех каналов для различных миксов могут храниться в памяти пульта и могут быть вызваны за секунду, не требуя постоянных манипуляций с регуляторами. По этим причинам цифровые консоли пользуются большой популярностью на концертных площадках.
USB/FireWire
Микшеры со встроенным интерфейсом могут работать как обычные аналоговые (и реже даже как цифровые) консоли. Если вам необходим аналоговый микшер для работы в связке с компьютерным софтом, тогда микшер с USB или FireWire интерфейсом станет отличным решением. Некоторые из них содержат в себе простой 2х канальный стерео аудиоинтерфейс, который подает в DAW только звук с Main Out. Более совершенные модели могут предлагать многодорожечную запись и микширование. Часто они поставляются с каким-либо софтом в комплекте.
Микшеры с усилением
Большой популярностью микшеры с усилением пользуются у выступающих вживую музыкантов и небольших площадок (баров, клубов). Это достаточно удобное и бюджетное решение для тех, кому нужна быстрая организация рабочего места – нужно всего лишь подключить микрофоны и инструменты ко входам, а АС – к выходам. Пожалуй, единственный недостаток микшера с усилением заключается в том, что, если в последствие вам понадобится дополнительное усиление, то подключение других АС и усилителей может оказаться в некоторых случаях непростым.
Особенности
Подавляющее количество микшеров обладает схожим функционалом, существенное отличие составляет количество каналов.
Входные каналы
Практически у каждого микшера на лицевой панели находятся канальные дорожки (линии) – они обеспечивают простое и удобное управление каждым каналом. Большинство каналов – моно, они используются для микрофонов и иногда инструментов - гитар, например, через DI-входы. Стерео каналы предназначены для подключения клавишных инструментов, CD/Flash проигрывателей и других устройств. Очень часто стерео каналы обладают меньшим количеством функций, чем моно.
Подгруппы
Подгруппы (Sub, Submix) позволяют группировать отдельные каналы до того, как сигнал с них будет отправлен в мастер секцию. Фейдер (или два) дает возможность пользователю полностью контролировать уровень группы, что актуально для бэк-вокала и ударных. Они могут иметь собственные выходы для многоканальной записи, а также инсерты и\или aux посылы. Микшеры с подгруппами обладают набором кнопок рядом с канальными фейдерами для определения маршрутизации сигнала.
Мастер секция
Именно в мастер секцию приходит сигнал со всех каналов, здесь с ним проводится дальнейшая работа до того, как он будет передан на выходы. Здесь также могут располагаться инсерты для внешней динамической обработки и элементы управления эквалайзером и эффектами.
Канальные дорожки
Предусиление
Управление предусилением (или «гейном») обычно находится над канальными дорожками рядом с входной секцией. Столь тщательная регулировка необходима для того, чтобы избежать перегрузки канала и связанных с перегрузкой проблем. Слабые сигналы в свою очередь требуют усиления, за что также отвечает гейн. Корректная настройка предусиления обычно достигается благодаря наличию визуальных подсказок - LED дисплеев или LED-индикаторов. Они могут быть расположены на каналах и в мастер секции. Индикация на мастер секции есть даже у бюджетных моделей.
EQ (эквализация)
Эквалайзер необходим для обрезки и регулирования специфических частот звука. Существуют различные типы эквалайзеров, но на микшеры чаще всего установлен параметрический эквалайзер, иногда – графический. Параметрический эквалайзер предлагает до 3 кнобов (ручек) на канал – усиление полосы, центральная частота и полоса пропускания. Такие эквалайзеры, которые предлагают все 3 вышеуказанных элемента, называются полностью параметрическими, а те, у которых доступно только управление гейном и частотой – полупараметрическими эквалайзерами. Графический эквалайзер функционирует на фиксированном количестве частот, каждая управляется слайдером.
Фильтр высоких частот
ВЧ фильтр (HPF) обычно расположен чуть ниже регулировки гейна, он обрезает ненужные низкие частоты. Большая часть подобных фильтров имеет фиксированную частоту, около 100Hz , но бывают и исключения.
Фантомное питание
Большинство конденсаторных микрофонов и ди-боксов требует электрического питания для работы. Для таких целей и существует фантомное питание. Обозначается как +48v или же Phantom . В зависимости от микшера, фантомное питание может включаться на каждом канале отдельно или же подаваться на группу каналов. Подается по тому же кабелю, что и аудиосигнал.
Direct outs (Прямые выходы)
Direct outs обычно находятся на каждом канале микшера. Они позволяют выводить сигнал с канала на специальный выход в необработанном виде, без прохождения сигнала через эквалайзер ячейки.
Инсертные входы
Инсерт предоставляет из себя и вход и выход, выполненные на одном TRS джеке. Обычно они размещены рядом с входной секцией и используются для подключения внешней обработки на канале, как правило для подключения компрессора, гейта, де-эссера и т.д.
Aux – входы\выходы
‘Aux ’ как правило используется для подключения внешних процессоров эффектов и посыла сигнала с одного или нескольких каналов на внешние устройства. Уровень сигнала с каждого канала управляется отдельной ручкой. Таким образом можно сделать, что, к примеру, на одном канале к вокалу подмешна сильная реверберация, а на втором канале ее нет совсем, или же она существенно меньше.
Aux посыл также используется для обеспечения разделения миксов, например, когда нужно использовать несколько пар наушников в студии, с разной громкостью инструментов для музыкантов. В этом случае важно использовать прослушивание до фейдера громкости. О том, что это такое, будет рассказано дальше.
Pan
Pan кнобы (сокращенно от «панорама») управляют балансом каждого сигнала канала, который посылается на левый и правый выходы – центральная позиция ручки посылает одинаковое количество на оба. Если кратко, панорамные регуляторы позволяют плавно изменять соотношение уровня сигнала, поступающего на каждый из каналов шины.
PFL /AFL
PFL (прослушивание до фейдера громкости) и AFL (прослушивание после фейдера громкости) обозначают приоритетность маршрутизации сигнала или режима соло на одном или нескольких каналах для различных целей.
PFL посылает сигнал на мониторный выход независимо от позиции канального фейдера и одновременно может заглушать (мьютировать) остальные каналы. Другими словами, PFL позволяет устанавливать режим соло на канал, где бы ни был фейдер. AFL осуществляет аналогичную функцию, но при этом сохраняет эффект канального фейдера.
Важно то, что у большинства консолей эти процессы имеют воздействие только на мониторный выход. Кстати, PFL и AFL (но чаще AFL ) также известны как режим ‘соло’.
Mute
Кнопка «Mute » заглушает выбранный канал(ы) независимо от позиции фейдера. После ее нажатия пользователь может вернуть прежнее состояние канала без переустановки уровня.
Фейдер
Фейдеры расположены в верхней части каждой канальной дорожки, они управляют уровнем сигнала, который посылается на главный выход. Фейдер наглядно отображает выставленный уровень.
Балансный и небалансный
Эти термины необходимы для обозначения перехода сигнала от источника.
Балансное подключение подразумевает, что звуковой сигнал проходит по 2 разным проводникам в дополнение к земле. Эти проводники передают один и тот же сигнал, но на одном проводе этот сигнал инвертирован. Инверсия сигнала влечет за собой исключение шумов и наводок на конце приемного устройства, которые могли возникнуть на кабеле во время прохождения сигнала.
Балансное подключение - это стандарт, который используется при профессиональной записи звука, на концертах и других публичных мероприятиях. Неоспоримое преимущество этого подключения - околонулевые шумы и наводки, чистый сигнал, громкость на 10Дб больше, чем при небалансном подключении.
Для небалансной передачи сигнала нужен только один проводник и одна земля. Как раз потому, что лишь один провод передает сигнал, это подключение называется небалансным. Стоит отметить, что с увеличением длины кабеля уровень шума будет увеличиваться.
В сравнении с небалансным подключением, балансное обладает парой преимуществ:
- Возможна передача аналогового сигнала без серьезных искажений на большие расстояния.
- Лучшая помехоустойчивость.
- Сигнал громче на 10дб
Заключение
Количество микшеров на сегодняшний день очень велико, и все они различаются между собой и качеством, и функционалом.
При выборе все зависит от того, в каких условиях и для насколько масштабных задач будет использоваться микшер.
Для небольших домашних записей в 1-4 канала правильнее будет использовать хороший аудиоинтерфейс с необходимым количеством каналов на вход, а недорогие пульты не использовать вообще.
Для коммутации инструментов в студии аранжировщика, репетиций, небольших выступлений - аналоговые пульты .
Для серьезной концертной деятельности, средних и больших площадок, проката, студий среднего бюджета - цифровые или аналоговые консоли.
Для серьезной студийной работы - аналоговые консоли с характерным звучанием (SSL, Neve, Trident, Avid, Toft Audio, API и подобные).
Микшерный пульт - это многофункциональный прибор, который который по праву считается сердцем концертного комплекса. Микшерные пульты предназначены для сбора большого количества электрических сигналов музыкальной техники (микрофонов, устройств звуковых эффектов и обработки звука), для смешивания их в общий выходной сигнал. У всех вышеописанных устройств разный уровень выходного сигнала. Так вот как раз задача микшерного пульта осуществить сведение их уровней и отрегулировать уровень выходного сигнала.
Основным параметром, на базе которого строится качественное звучание - это грамотный подбор коэффициентов усиления все входных блоков микшерного пульта. Говоря техническим языком, эта характеристика называется уровнем входного сигнала или чувствительностью. И чем больше Вы будете обращать внимание подбору данной характеристики каждого канала, тем лучше будет звучать Ваша система в целом.
Давайте рассмотрим каждую из характеристик микшерных пультов в отдельности:
Чувствительность
Термин под названием чувствительность мы уже начали обсуждать в предыдущем абзаце. Чтобы было более понятно, можно представить как регулировку количества сигнала, которое подается на пульт. К примеру, если уровень выходного сигнала с микрофона высокий, а линейный сигнал с музыкальных инструментов недостаточен, то регулятором входной чувствительности сигнал с микрофона можно немного подавить, а с музыкальных инструментов добавить. Или другая типовая ситуация, когда бас барабанной установки заглушает все звуки. В этом случае таким же регулятором входного сигнала можно привести его к среднему уровню. Нужно помнить, что все вышеописанные операции обязательно должны производиться при номинальном положении основных регуляторов http://art-complex.ru/catalog/mikshernye-pulty/ , ведь некачественная настройка чувствительности приведет к неточной настройке все комплекса оборудования.
Канальный эквалайзер
Канальные эквалайзеры предназначаются для регулировки и настройки АЧХ каждого канала в отдельности, тем самым изменяя окраску звучания источников звука, подключенных к данному каналу. К его помощи стоит прибегать в следующих случаях – когда необходимо удалить помехи различных инструментов или изменить звук инструмента или вокального исполнителя.
Самый простой эквалайзер это регулятор тембра ВЧ и СЧ. Они очень широко применяются во многом активном звуковом оборудовании. Более сложные эквалайзеры четырехполосные с переменным значением частот. Такие эквалайзеры называются параметрическими.
Следующим типом эквалайзеров являются многополосные регуляторы тембра. От параметрических они отличаются тем, что они могут только ослабить или поднять компоненты спектра сигнала, но не позволяют изменить значение частоты.
Квазипараметрический эквалайзер является упрощенным типом параметрического. Их основным отличием является отсутствие у первого регулятора ширины полосы пропускания. Они часто входят в состав многополосных регуляторов тембра. Основным их преимуществом является то, что они позволяют выделить недостающие гармоники в вокале, которые обычно находятся в диапазоне 3 500Гц, при этом, не увеличивая его среднюю громкость. Помимо этого он позволяет активно бороться с самовозбуждением сценических мониторов.
Фантомное питание
Многие микрофоны требуют дополнительный внешний источник питания постоянного напряжения +48В. Так вот это питание можно подавать на микрофон по тому же кабелю, которым он подключен к микшерному пульту. Именно это питание и называют фантомным. Оно требует аккуратного обращения, ведь если подать фантомное питание на микрофон, который его не требует, то существует возможность его выхода из строя.
Входной делитель
Входной делитель микшерного пульта позволяет понизить чувствительность микрофонного входа на 20-30 дБ. Это необходимо в тех случаях, когда выходной сигнал микрофона подключенного к микшеру имеет недостаточный сигнал для линейного входа, и в это же время очень мощный для подключения к микрофонному, и вызывает его перегрузку. Как раз в таком случае вводится во входную цепь делителя, который устраняет перегрузку. Однако Вам стоит следить за использованием входных делителей. Нет, они не нарушают работу канала, однако требуют увеличения чувствительности входных блоков данного канала. И как Вы наверное догадались, излишняя чувствительность приводит к повышению уровня помех, шумов и искажений выходного сигнала.
Инверсия
Инверсия необходима для смены фаз источника входного сигнала при симметричном подключении. Эта функция очень полезна для фазировки микрофонов. При нажатии такого включателя происходит инверсия положительного и отрицательного вывода микрофона. К примеру, во время концерта, при сближении 2-х микрофонов, подключенных к разным входам одного микшера, появляются провалы частот. В этом случае существует 2 выхода. Первый- это перепаять фазы одного из микрофонов, а второй- просто нажать кнопочку инверсии. Последний выглядит намного предпочтительнее.
Переключатель чувствительности
Данный переключатель предназначается для установки уровня сигнала этого канала с полном соответствии с уровнем выходного сигнала источника, который к нему подключен. Большинство современных пультов имеют раздельные линейные входы и микрофонные. Наличие 2-х отдельных входов на одном канале микшера дает возможность подключения к нему одновременно двух источников, что позволяет сократить количество используемых каналов.
Фильтр среза низких частот
Этот фильтр необходим для ослабления низких частот, в диапазоне ниже 80Гц, но только в том случае, когда спектр сигнала не несет в данном диапазоне никакой полезной информации или содержит помехи. Источниками такого сигнала не может являться ударная установка или бас-гитара. К ним скорей всего можно отнести все высокочастотные источники звука.
Обход эквалайзера
Данная функция предназначается для отключения эквалайзера из входной цепи. Обход эквалайзера необходим при его настройке. Очень удобная функция, потому что, выключая и затем, включая обход эквалайзера можно сравнить исходное и скорректированное звучание.
Дополнительные выходы
Как Вы поняли из названия, система дополнительных выходов позволяет вывести из пульта сигнал, минуя общий выход микшера. Они позволяют получить на выходе скорректированный сигнал любого из входных сигналов. Эта функция незаменима, в случае если сигнал после обработки на микшерном пульте необходимо снова подать на вход микшера, через дополнительный вход реверберации или подать сигнал на сценический монитор.
Микшерный пульт
Микшерный пульт Yamaha 2403
Микшерный пульт («микшер», или «микшерная консоль», от англ. «mixing console» ) - электронное устройство, предназначенное для сведения звуковых сигналов: суммирования нескольких источников в один или более выходов. Также при помощи микшерного пульта осуществляется маршрутизация сигналов. Микшерный пульт используют при звукозаписи , сведении и концертном звукоусилении. Существуют аналоговые и цифровые микшерные пульты, и у каждого из этих видов существуют свои сторонники и противники, так как оба вида имеют свои очевидные преимущества и недостатки. Также микшерные пульты различаются по количеству входов и выходов. Профессиональные концертные и студийные микшерные консоли, как правило, имеют не менее 32 входов, более 6 Aux-шин, мощный эквалайзер на входах, 4 или более подгрупп, а также оснащаются высокоточными и длинноходными фейдерами . В свою очередь компактные и бюджетные микшеры имеют малое количество каналов, более скудные эквалайзеры , и нередко лишены фейдеров (которые заменяются обычными потенциометрами).
Существует отдельный класс микшерных пультов, предназначенных для работы (англ.) русск. диджея . Основное отличие DJ-пульта состоит в меньшем количестве входных каналов (например, один микрофонный и два стерео канала), наличию кроссфейдера, с помощью которого диджей плавно сводит сигналы входных каналов, а также наличию блока специальных звуковых эффектов.
Структура микшерного пульта
Каждый входной канал состоит из нескольких блоков обработки и маршрутизации сигнала. Основные из них:
- Предварительный усилитель с регулировкой чувствительности (Gain или Trim), позволяющий оптимально задать рабочий уровень входного сигнала.
- Подавляющее большинство микшерных пультов имеют на входе источник «фантомного» питания , которое необходимо при использовании конденсаторных микрофонов или некоторых ди-боксов.
- Многополосный эквалайзер , позволяющий откорректировать частотную характеристику сигнала. Профессиональные микшерные пульты оснащаются полупараметрической регулировкой полос, количество которых может достигать шести.
- Блок маршрутизации входного сигнала на дополнительные шины (Aux), которые можно использовать для обработки сигнала внешним (или встроенным) процессором эффектов, либо для отправки его на отдельную мониторную линию. В зависимости от конфигурации микшерной консоли, Aux-шин может быть от двух до двенадцати. Любая Aux-шина может работать в двух режимах: Pre и Post - они определяют зависимость уровня сигнала в шине от положения фэйдера громкости. Таким образом, в Aux-шине можно создать индивидуальный микс (баланс) входных источников.
- Регулятор панорамирования, с помощью которого определяется положение сигнала в звуковой стерео картине.
- Фэйдер громкости входного сигнала, определяющий его уровень в общем балансе всех каналов.
Входы некоторых микшерных пультов оснащаются «точкой разрыва» (Insert), которая находится до предусилителя. Данное гнездо представляет собой одновременно вход и выход данного канала, который можно использовать для индивидуального подключения какого-либо устройства обработки сигнала, например, компрессор .
Секция выходов микшерного пульта представляет собой систему управления и маршрутизации всех присутствующих на пульте выходов. Данная секция может состоять из:
- Фэйдеров уровня общего (главного) выхода.
- Ячеек подгрупп, которые представляют собой универсальные шины, позволяющие объединять входные сигналы для определенной цели и управлять такой группой одним фэйдером, или даже отправить группу на отдельный выход. Например, можно объединить все сигналы ударной установки в одну подгруппу.
- Регуляторов уровня выхода Aux-шин. Помимо выходов для Aux-шин, многие микшерные пульты имеют Aux-входы (т. н. «возврат»), которые, по сути, являются дополнительными входами. Обычно система «посыл-возврат» используется для обработки сигнала Aux-шины внешним процессором эффектов.
- Дополнительных функций, таких как: общий эквалайзер , сумматор общего стерео-выхода в моно-сигнал, матрица (дополнительный набор универсальных шин), блоки прослушивания отдельных каналов в наушниках без вмешательства в основной баланс и многое другое.
Применение и разнообразие микшерных пультов
На сегодняшний день микшеры применяются во всех сферах звукового усиления - студии звукозаписи, концертное оборудование, трансляционное оборудование, радиостанции и т. д. Существуют микшерные пульты со встроенными усилителями мощности (т. н. «активные микшеры»), которые идеально подходят для компактных и мобильных звуковых комплектов. Некоторые профессиональные студийные и концертные микшерные консоли оснащаются электронной моторикой всех регуляторов, что позволяет управлять ими с компьютера, при этом сама консоль остается аналоговой, однако их применение ограничивается довольно высокой стоимостью.
Цифровой микшерная консоль Digidesign с монитором и компьютерной клавиатурой.
Отдельного внимания заслуживают цифровые микшерные пульты, основные преимущества которых заключаются в более функциональных блоках обработки и маршрутизации, возможностью сохранения всех настроек в пресеты , а также в гораздо более компактных размерах. Однако оцифровка входных сигналов и обратное преобразование цифрового сигнала в аналоговый привело к появлению большого количества противников этой технологии. Кроме того, в отличие от традиционных микшерных консолей, где все функции и органы управления понятны любому звукорежиссеру, цифровые микшеры требуют определенного времени на их изучение.
Другой класс микшерных пультов составляют консоли для вещательных студий радиостанций. Данные микшеры, как правило, оснащаются высококачественными и сверхнадежными компонентами и фейдерами, а также так называемыми «телефонными гибридами», которые представляют собой ячейку, преобразующую телефонный сигнал в обычный звуковой.
Ссылки
См. также
Музыкальные технологии | |
---|---|
Звукозапись | Многоканальная звукозапись · Бинауральная запись · Микрофон · Музыкальный секвенсор · Микшерный пульт · Отдельные устройства · |
Звуковые носители | Грампластинка · Магнитная лента · Компакт-кассета · · DAT · Hard disk · MiniDisc · MP3 |
Аналоговая звукозапись | Катушечная звукозапись · 8-дорожечный картридж · Усилитель · Аналог vs. Цифра · Кассетный проигрыватель · Экспериментальный музыкальный инструмент · Громкоговоритель · Граммофон · Пианино · Магнитофон |
Цифровой звук | Цифровая звукозапись · Цифровая обработка сигналов |
Живой звук | Системы ТО · Радио · Реверберация · Блок эффектов · Комбик · Гитарные эффекты |
Электронная музыка | MIDI · Синтезатор · Семплер · Музыкальная рабочая станция · Терменвокс · Электронные инструменты · Саунд модуль · Чиптюн · Circuit bending |
ПО | Аудиоредактор · Цифровая звуковая рабочая станция · Программный синтезатор · Программный семплер · Виртуальный гитарный процессор · Нотный редактор |
Люди и организации | Общество Аудио-инженеров · Леджарен Хиллер · Макс Мэтьюс · Роберт Муг · SMPTE · STEIM · IRCAM |
Сопутствующие статьи | Автомобильное аудио · Домашнее аудио · |
Микшерные пульты могут быть довольно комплексными и сложными устройствами, работать с которыми может оказаться довольно не просто, особенно начинающим и людям не обладающим солидной практической или хотя бы теоретической базой. Эта статья начинает серию, в рамках которoй мы детально рассмотрим основопологающие принципы работы и путь следования сигнала в микшерных пультах, ответим на самые главные вопросы и осветим многочисленные аспекты, связанные с различными функциональными процессами в работе этих устройств, тем самым устранив недостаток знаний в этой области.
Микшер
Микшерный пульт Yamaha 2403
Микшерный пульт ("микшер", или "микшерная консоль", от англ. "mixing console") - электронное устройство, предназначенное для суммирования звуковых сигналов нескольких источников в один или более выходов. Также при помощи микшерного пульта осуществляется маршрутизация сигналов. Микшерный пульт используют при звукозаписи , сведении и концертном звукоусилении. Существуют аналоговые и цифровые микшерные пульты, и у каждого из этих видов существуют свои стороники и противники, т.к. оба вида имеют свои очевидные преимущества и недостатки. Также микшерные пульты различаются по количеству входов и выходов. Профессиональные концертные и студийные микшерные консоли, как правило, имеют не менее 32 входов, более 6 Aux-шин, мощный эквалайзер на входах, 4 или более подгрупп, а также оснащаются высокоточными и длинноходными фейдерами . В свою очередь компактные и бюджетные микшеры имеют малое количество каналов, более скудные эквалайзеры , и нередко лишены фейдеров (которые заменяются обычными потенциометрами).
Существует отдельный класс микшерных пультов, предназначенных для работы диджея . Основное отличие DJ-пульта состоит в меньшем количестве входных каналов (например, один микрофонный и два стерео канала), наличию кроссфейдера, с помощью которого диджей плавно сводит сигналы входных каналов, а также наличию блока специальных звуковых эффектов.
Структура микшерного пульта
В целом, любой микшерный пульт имеет секцию входов и секцию выходов . Секция входов состоит из определенного количества входных каналов (ячеек) - монофонических и стереофонических. Как правило, количество входных каналов на пультах кратно двум. Вход каждого моно канала обычно оформлен двумя гнездами: для микрофона (тип XLR) или линейного источника сигнала (TRS или RCA).
Каждый входной канал состоит из нескольких блоков обработки и маршрутизации сигнала. Основные из них:
- Предварительный усилитель с регулировкой чувствительности (Gain), позволяющий оптимально задать рабочий уровень входного сигнала.
- Подавляющее количество микшерных пультов имеют на входе источник "фантомного" питания , которое необходимо при использовании конденсаторных микрофонов или некоторых ди-боксов.
- Многополосный эквалайзер , позволяющий откорректировать частотную характеристику сигнала. Профессиональные микшерные пульты оснащаются полупараметрической регулировкой полос, количество которых может достигать шести.
- Блок маршрутизации входного сигнала на дополнительные шины (Aux), которые можно использовать для обработки сигнала внешним (или встроенным) процессором эффектов, либо для отправки его на отдельную мониторную линию. В зависимости от конфигурации микшерной консоли, Aux-шин может быть от двух до двенадцати. Любая Aux-шина может работать в двух режимах: Pre и Post - они определяют зависимость уровня сигнала в шине от положения фейдера громкости. Таким образом, в Aux-шине можно создать индивидуальный микс (баланс) входных источников.
- Регулятор панорамирования, с помощью которого определяется положение сигнала в звуковой стерео картине.
- Фейдер громкости входного сигнала, определяющий его уровень в общем балансе всех каналов.
Входы некоторых микшерных пультов оснащаются "точкой разрыва" (Insert), которая находится до предусилителя. Данное гнездо представляет собой одновременно вход и выход данного канала, который можно использовать для индивидуального подключения какого-либо устройства обработки сигнала, например, компрессор .
Секция выходов микшерного пульта представляет собой систему управления и маршрутизации всех присутствуюих на пульте выходов. Данная секция может состоять из:
- Фейдеров уровня общего (главного) выхода.
- Ячеек подгрупп, которые представляют собой универсальные шины, позволяющие объединять входные сигналы для определенной цели и управлять такой группой одним фейдером, или даже отправить группу на отдельный выход. Например, можно объединить все сигналы ударной установки в одну подгруппу.
- Регуляторов уровня выхода Aux-шин. Помимо выходов для Aux-шин, многие микшерные пульты имеют Aux-входы (т.н. "возврат"), которые по сути являются дополнительными входами. Обычно система "посыл-возврат" используется для обработки сигнала Aux-шины внешним процессором эффектов.
- Дополнительных функций, таких как: общий эквалайзер , сумматор общего стерео-выхода в моно-сигнал, матрица (дополнительный набор универсальных шин), блоки прослушивания отдельных каналов в наушниках без вмешательства в основной баланс и многое другое.
Применение и разнообразие микшерных пультов
На сегодняшний день микшеры применяются во всех сферах звукового усиления - студии звукозаписи, концертное оборудование, трансляционное оборудование, радиостанции и т.д. Существуют микшерные пульты со встроенными усилителями мощности (т.н. "активные микшеры"), которые идеально подходят для компактных и мобильных звуковых комплектов. Некоторые профессиональные студийные и концертные микшерные консоли оснащаются электронной моторикой всех регуляторов, что позволяет управлять ими с компьютера, при этом сама консоль остается аналоговой, однако их применение ограничивается довольно высокой стоимостью.
Отдельного внимания заслуживают цифровые микшерные пульты, основные преимущества которых заключаются в более функциональных блоках обработки и маршрутизации, возможностью сохранения всех настроек в пресеты , а также в гораздо более компактных размерах. Однако оцифровка входных сигналов и обратное преобразование цифрового сигнала в аналоговый привело к появлению большого количества противников этой технологии. Кроме того, в отличие от традиционных микшерных консолей, где все функции и органы управления понятны любому звукорежиссеру, цифровые микшеры требуют определенного времени на их изучение.
Другой класс микшерных пультов составляют консоли для вещательных студий радиостанций. Данные микшеры, как правило, оснащаются высококачественными и сверхнадежными компонентами и фейдерами, а также так называемыми "телефонными гибридами", которые представляют собой ячейку, преобразующую телефонный сигнал в обычный звуковой.
Cсылки
См. также
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Микшер" в других словарях:
- [англ. mixer смеситель] техн. устройство для смешивания (сложения) нескольких сигналов в системах звукового вещания или звукозаписи. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. микшер а, м. (англ. mixer … Словарь иностранных слов русского языка