Использование социальных сетей в образовательном процессе. Роль социальных сетей в современном образовании

Самсонова Оксана Сергеевна
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия


Аннотация
В статье рассматривается образовательный потенциал популярных российских социальных сетевых сервисов (в частности социальных сетей и сетевых сообществ), анализируется опыт их использования в учебном процессе учебных заведений

SOCIAL NETWORKS AND ONLINE COMMUNITIES AS INDICATORS OF EFFICIENCY IN THE TEACHING OF MODERN COMPUTER SCIENCE SCHOOLS

Samsonova Oksana Sergeevna
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities


Abstract
The article considers educational potential of popular Russian social network services (including social networks and online communities), examines the experience of their use in educational process of educational institutions.

Библиографическая ссылка на статью:
Самсонова О.С. Социальные сети и сетевые сообщества как показатели эффективности в обучении современных школ информатике // Современная педагогика. 2015. № 7 [Электронный ресурс]..02.2019).

На сегодняшний день такие социальные сетевые сервисы, как социальные сети и сетевые сообщества достаточно хорошо освоены в учебной практике образовательных учреждений. Современное педагогическое сообщество активно осваивает технологии социальных сетевых сервисов.

Для начала определимся с понятием «социальный сетевой сервис». Это виртуальная площадка, которая связывает людей в сетевые сообщества с помощью программного обеспечения, компьютеров, объединенных в сеть и сети документов. Сетевые сервисы объединяют такие условия, как: создание собственной странички со своими данными, добавление себя в социальные группы (где учится, работает и т.п.), поиск своих друзей в сетевом сервисе, добавление в друзья, ведение диалогов с помощью сообщений на сервисе, комментирование и оценивание записей людей, зарегистрированных в сервисе, лента событий с информацией о друзьях и их действиях.

Социальный сетевой сервис включает в себя множество компонентов, но мы остановимся только на двух, не менее важных из всех. Первый из них – социальные сети. Социальная сеть – это онлайн-сервис, сайт, позволяющий создавать социальные связи, строить взаимоотношения, распространять информацию и др. Среди характерных черт социальных сетей выделяют обширные возможности - передача информации текстом, медиа, микроблоги и сообщества, указание на карте мест событий, отметка знакомых людей на фотографиях. Владелец странички социальной сети может заполнить всю информацию о себе и знакомым этого человека будет проще найти его. Структура поиска людей состоит в отборе людей по наличию связи (друзья, знакомые, родственники), а только потом – по сходству интересов и сообществам. Записи на стене пользователя располагаются по дате их добавления. Есть возможность закрепления записей.

Социальные сети «Одноклассники» , «В контакте» , «В кругу друзей» , «Мой Мир» с момента появления создавались в качестве развлечений. Но со временем, разрастаясь до огромных масштабов, они приняли на себя важную роль в достижении образовательных целей.

По данным опроса «Сервиса онлайн-опросов «Глас Рунета», в котором приняли участие более 2000 активных пользователей Рунета, в том числе 86% проживающих в России и 14% за рубежом, большинство (66%) опрошенных знают о существовании в Интернете социальных сетей и пользуются их возможностями. Среди тех, кто знает о существовании социальных сетей, лишь 10% не пользуются ими. Особенно активно возможности социальных сетей использует молодежь в возрасте от 16 лет.

По данным холдинга Ромир, самыми известными социальными сетями в России являются «Одноклассники», «В контакте», «Мой мир», причем «В контакте»отличается более молодой аудиторией: доля респондентов от 18 до 24 лет в этой сети составляет 85%. «В контакте» является лидером по активности посещения проекта: 45% зарегистрированных на этом портале пользователей посещают его ежедневно, а 70% – чаще одного раза в день; Каждый третий участник «В контакте» тратит на одно посещение более получаса своего времени. Видя такие результаты, можно сделать вывод, что «В контакте» – самая популярная социальная сеть для молодежи.

В настоящее время общество способствует появлению образовательных и научных социальных сетей. К примеру, « Facebook» признан одним из наиболее эффективных ресурсов для обучения и развития обучающихся. Также данная сеть позволяет педагогам моделировать курсы для школьников, а также оставаться на связи со своими коллегами по работе.

Специалисты по организации конференций компаний Adobe и Cisco нашли инструмент социальных сетей очень удобным для участников конференций. Замечено, что школьникам интересно и удобно изучать предметы, пользуясь различными сервисами Интернет-технологий.

Возможности социальных сетей еще недостаточно оценены многими методистами в качестве педагогических средств обучения. Скорее социальные сети воспринимаются людьми как среда для развлечений и проведения свободного времени. Но на сегодняшний день существует не мало примеров использования социальных сетей в образовании (решение разнообразных задач, возможность коллективной работы обучающихся, ведение проектной деятельности на протяжении некоторого времени, возможность международного обмена. Социальные сети помогают адаптироваться обучающимся в научно-образовательной стороне, способствуют мобильному непрерывному образованию и самообразованию, представляют возможность ведения сетевой работы школьников, у которых нет возможности находиться рядом (например они находятся в разных городах, странах). Среди преимуществ использования социальной сети в качестве учебной площадки выделены: непрерывность учебного процесса; привычная среда для обучающихся; видимость фамилии и имени обучающихся; возможность создавать сетевой учебный контент с помощью технологии Wiki; мгновенное обсуждение проблемы в группе (на стене, в диалоге); просмотр видео и аудио-материалов вместе с участниками группы; возможность совместной работы школьников над заданием; удобство использования социальных сетей для работы над проектом; представление своей странички в качестве портфолио (как для обучающегося, так и для преподавателя); слежение активности участников через ленту друзей. Социальные сети имеют довольно удобный и понятный интерфейс, которым пользуется большинство учащихся, ведь практически каждый из них зарегистрирован в социальных сетях. Таким образом, им уже не нужно привыкать к данным сервисам и тратить на это время. С помощью мультимедиа в рамках коммуникативного пространства существенно помогает при загрузке и просмотре в учебной группе видео и аудио, а также приложений. Кроме того, социальные сети широко используются в процессе поддержания отношений между участниками конференций, семинаров и олимпиад, летних школ, а это в свою очередь помогает улучшить эмоциональные характеристики группы и качественный обмен своими интересами, идеями и замечаниями.

Сетевое сообщество – это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Сетевые сообщества строятся на основе чатов, конференций, блогов, форумов. Именно использование этих сервисов и объединяет их с социальными сетями. Основной целью сообщества в образовании является подготовка учителей для профессиональной деятельности в сети Интернет. В сети преподаватели находят множество рекомендаций, учебных планов, методических разработок по проведению занятий и кружков – олимпиад, проектов, конференций на просторах интернета. Сетевые сообщества содержат отдельные тексты, фотографии, видеофрагменты и базы данных, которые создаются членами сообществ. В сетевом сообществе возможны такие действия, как создание материалов и размещение их в сети, оценивание, проведение семинаров, олимпиад и конкурсов в сообществах, общение между участниками сообществ, коллективное взаимодействие.

Рассмотрим такое сетевое сообщество, как проект “Открытый класс” , который ориентирован на обучение и воспитание обучающихся на старшей ступени общего образования, заключенного по итогам конкурса между Федеральным агентством по образованию и Национальным фондом подготовки кадров (г. Москва). Направленность проекта – обеспечение качественного образования в России за счет создания социально-педагогических сообществ, которые занимаются распространением электронных образовательных ресурсов и введением методик их использования. Проект помогает добиться удобства для жизни и работы учителей, их учеников и родителей; обсуждать, создавать, просматривать, оценивать различные ресурсы Интернета в сообществах; организовать проектную деятельность для обучающихся; делиться своими идеями и помогать другим в этом.

Рассмотрим недостатки сетевых сообществ на примере проекта «Открытый класс»: при размещении записей отсутствует экспертное оценивание; структурирование материалов идет в хронологическом порядке, а было бы удобнее в тематическом; «копилка» неактуальных файлов, которые можно было бы удалить, из-за чего возникает неудобство перемещения по сообществу и низок просмотр других файлов.

Социальные сети и сетевые сообщества объединяет то, что они созданы для диалога и взаимодействия участников по интересам и предпочтениям с помощью интернета. Также в данных сервисах схожа внутренняя организация сетей; при помощи обоих сервисов, участники из разных уголков стран могут общаться и решать образовательные вопросы между собой. Но все же, социальные сети более расположены к общению и обмену ссылками, а сетевые сообщества способствуют обмену опытом, обучения и повышения квалификации преподавателей.

Таким образом, перспективы развития социальных сетей и сетевых сообществ очевидны и ведут к повышению доступности качественного образования для всех участников образовательного процесса. Подтверждена эффективность их использования в учебных заведениях. Обучающиеся нового поколения желают не только получать новые знания, но и создавать и развивать их самостоятельно – записывать музыку, организовывать анимационное видео, выкладывать видеоклипы в YouTube, фотографировать (сервис Flickr) и создавать свои страницы в Facebook, играть в видео-игры в сообществах, читать и оставлять комментарии в социальных сетях.


Библиографический список
  1. «Академик», портал словарей [Электронный ресурс] – сайт. – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1334827 (дата обращения 17.06.2015)
  2. Сервис “CY-PR.com” , портал определений [Электронный ресурс] -сайт. – URL: http://www.cypr.com/wiki/ (дата обращения 17.06.2015)
  3. Социальная сеть “Одноклассники” [Электронный ресурс] – сайт. – URL: http://www. ok.ru/ (дата обращения 18.06.2015)
  4. Социальная сеть “В контакте” [Электронный ресурс] – сайт. – URL:

Массовый прогон Вашего сайта или интернет магазина по базам форумов и блогов .
База обнавляется каждых 10 дней
Прогон осуществляется 6 раз в месяц
В коментарии к заказу укажите по каким форумам и блогам нужен погон по ru или com
А также ключивые фразы для линков

1 — Тариф «НЧ» стоимость 1400р. (Более 3-х сайтов стоимость 1200 р, более 10 стоимость 1000 р.)

Описание: Очень эффективный прогон. Я парсю со статистики все ключевые слова, по которым к Вам на сайт заходили посетители. Потом по этим ключам провожу сбор релевантных страниц Вашего сайта. Далее веду прогон.

От Вас Нужно:

2) Пароль от статистики статистики liveinternet, Mail.ru, Yandex.Metrika, google analytics (надо для парсинга запросов для прогона)

2 — Тариф «Стандарт» стоимость 900р. Более 3х сайтов по 750р. Более 10 (700р)

Описание: Хороший прогон для повышения позиций ВЧ, СЧ и НЧ ключевых слов. Влияет на повышения траста и показателя Тиц, PR. Увеличение посетителей.

От Вас Нужно:
1)Урл сайта
2)Ключевые слова, по которым Вы бы хотели видеть Ваш сайт в топ 10.

3 — Тариф «Два в одном» (НЧ+Стандарт). стоимость 1820р

4 — Тариф «Статья» стоимость: 600-700 доноров 3500р. 1100-1200 доноров 5600 р.

Описание: Супер эффективный прогон. Что получаем после? Тематическая статья до 2 000 символов, хорошо размножена, анкор в середине статьи. На каждом доноре получаем уникальную статью. После прогона я пингую доноров (так они быстро попадают в индекс поисковиков). По желанию можно загнать в индекс все сразу или с разбивкой на 9 дней. За примерами пишите.

От Вас Нужно:
1) Адрес Сайта (с www или без www)
2) Ключевые слова

5 — Тариф «Старт». Для молодых сайтов от 3- х месяцев. cтоимость 420р

Описание: Анкорный и безанкорный прогон молодых сайтов по профилям. тИЦ доноров от 10. Все открыты для индексации.
К-во профилей: 180+
От Вас Нужно: Адрес Сайта (с www или без www), ключевые слова.

6 — Тариф «Пачка». Стоимость прогона одного домена 350р. Заказ от 10 сайтов. (Более 20 сайтов стоимость 280р, более 50 стоимость 210р.)

Описание: Безанкорный прогон сетки сайтов по профилям, тИЦ которых от 10. Для повышения траста.
К-во: 600+
От Вас Нужно: Адрес Сайта (с www или без www)

7 — Тариф «Статья ПРО» стоимость: 100 статей + 1000 беков 2450р . 300 статей + 2000 беков 3150. (Если надо больше статей и беков, пишите обсудим)

Описание: Супер эффективный и безопасный прогон. Что получаем после? Тематическая статья до 2 500 символов, хорошо размножена, анкор в середине статьи. На каждом доноре получаем уникальную статью.

После прогона я собираю урл статей и на них делаю безанкорный прогон по профилям и комментариям. Так мы получаем на свой сайт небольшое количество беков с тематических статей, что в свою очередь не вызывает подозрения у ПС. И прогоном прокачиваем ссылочный вес статьи. В итоге прокачанная статья передает намного больше веса нашему сайту.

По желанию:

— Статьи пингую в гугле и яндексе. (так они быстро попадают в индекс поисковиков).
— Пинг на 9 дней

От Вас Нужно:
1) Адрес Сайта (с www или без www)
2) Ключевые слова

8 — Тариф «Вопрос-ответ» стоимость: стоимость 3000р
Регистрируются несколько аков, один задает вопрос где можно купить то-то и то-то
Второй отвечает я покупал то-то на этом сайт
третий подтверждат качество
Все ответы и вопросы заменяются на синонимы таким образом вопросы и ответы будут разными на разных форумах, только ссылка будет вести на Ваш сайт

9 — Тариф «Анти-СПАМ» стоимость: 5000р
Регистрируется ак, на 60 000 форумах, собирает тематичемкую ин-цию и отвечает по теме 7-10 дней, набирает посты, заем вставляем список ключевых слов и подставляем ссылку, так же в подписи появляется на всех сайтах ссылка.
Наибольшый эффект для продвижения сайта

10 — Тариф «МП» стоимость: 3500р
Собирается тематическая база под проект. И рассылаются личные сообщения всем пользователям форумов. Самый эффективный для продаж, но эфект разовый.

О базах: Все базы собираю сам. Обновляю один раз в неделю. В зависимости от заспамленности. Следующим шагом я убираю те урлы сайтов, которые пишут абузы. Так получается наиболее подходящая база для обратных ссылок, которая не потянет за собой абуз и беков с заспамленных сайтов.

Выполнения заказа от 2 до 6 дней.

Пишите, пожалуйста на почту [email protected] на форуме бываю редко, много заказов

Wiki , персональные блоги, OneNote или любая другая платформа, рассчитанная на сохранение информации и обмен знаниями. Стоит также упомянуть про целое отдельное направление специальных инструментов, рассчитанных только на внутригрупповое общение. Одним из первопроходцев в этом направлении стали Google и Windows Live . Их главное его отличие - это направленность на групповую среду создания документов.

Однако система защищена от чужих. Выражается это в том, что зарегистрироваться в вашей учебной группе могут только те, у кого имеется Ваше разрешение. Так, например, посмотреть, о чем общаются студенты группы, у Вас получится только в том случае, если вы являетесь участником группы и допущены ими для обсужений.. Дополнительным отличием сервиса является возможность прикрепить к своему сообщению файлы любого формата, включая документы и таблицы.

Образовательный рынок для Майкрософт является одним из основных источников дохода, поэтому он не мог остаться в стороне от популярного тренда Social Learning . Исконно корпоративный продукт Microsoft SharePoint оброс всевозможными социальными кнопками, "лайками" и возможностью проставлять для себя метки (теги) по каждой отдельно найденной странице внутри образовательного SharePoint-nopTana. Появилась в нём возможность и вести персональные блоги, подписываться на блоги других и отслеживать любые изменения. Но основой для наших практических работ будет Windows Live , который имеет гораздо более высокий юзабилити , сочетает в себе опыт образовательного SharePoint-портала и новых идей социальных взаимодействий в сети.

Правила действия в социальной сети

  • Обсуждение . Прежде чем начать работу с социальной сетью, убедитесь, что обсудили каждый шаг и инструмент, как минимум дважды. Убедитесь, что как минимум один раз вы взглянули на вопрос с точки зрения предполагаемых пользователей.
  • Подготовка . Разберитесь с вашими проблемами прежде, чем приступите к общению.
  • План . Важно иметь стратегию, на которой вы сможете основывать вашу деятельность - нужны предопределенные заранее сценарии, которые помогут вам в каждый момент времени решить что делать (или не делать) для наиболее эффективного выхода из возникшей ситуации.
  • Мониторинг . Тот факт, что вы решили вести блог не означает, что вам не нужно проводить мониторинг социальных сетей.
  • Частичка себя . Участие в социальной сети требует, чтобы вы по максимуму проявили свои навыки общения, приправьте свою работу толикой своей подлинной индивидуальности.
  • Не замыкайтесь на себе . Если у вас нет времени, чтобы читать что пишут другие, отвечать, реагировать, давать им ссылки на подходящие материалы - значит, вы не участвуете в социальном взаимодействии, значит, вы просто тратите время.
  • Реагировать/Не реагировать . Быть частью вовсе не означает, что вы должны реагировать на каждую мелочь.
  • Расскажи о своих связях . Ссылки и рекомендации являются валютой в социальных сетях. Но будьте разумным советчиком: если вы даете слишком много ссылок, ваши читатели перестанут их читать: посчитают их бессмысленными.
  • Согласуйте ваши действия . Задачи вашей стратегии в социальной сети должны соответствовать задачам, которые ставит общая стратегия обучения.
  • Оценивайте и, наконец, оценивайте : что и как у вас получается.

Многие учебные заведения поняли большую важность участия в социальных сетях, и теперь должны выработать правильный подход, прежде чем начать общение со своими клиентами.

Возможности использования социальных сетей

Рассмотрим основные подходы к использованию социальных сетей при обучении. Дистанционное обучение сегодня приобретает особую актуальность, поскольку с развитием Интернета и обеспеченностью студентов персональными компьютерами улучшается обмен информацией как между преподавателем и студентами, так и студентов между собой. Все это способствует активизации и модернизации процесса обучения. Наиболее перспективной является социальное обучение - Интернет -технологии и социальные сети, поскольку позволяет значительно варьировать элементы обучения. Разработка и сопровождение личных учебных ресурсов преподавателей или вузовских порталов зависит от принятой учебным заведением формы развития дистанционного обучения, которая может быть децентрализованной, централизованной или смешанной.

В то же время при использовании социальных сетей отдельными преподавателями практически не возникает трудностей, а даже наоборот работать в сети интуитивно понятнее, чем в корпоративной системе. Преподаватель, являясь специалистом в своей области знаний, может испытывать затруднения при создании или использовании специализированного сайта. Вторая трудность - не всегда сайт для обучения является интересным и посещаемым студентами. Практика показывает, что студентов очень трудно приучить к использованию учебного сайта. Поэтому я предлагаю использовать в качестве инструмента дистанционных технологий уже созданные и работающие социальные сети. Какие же преимущества дает студентам и преподавателям использование социальных сетей с учебной целью:

  1. Сегодня молодые люди значительное время проводят в социальных сетях, то и общение в них (а также и получение знаний) для них становится не нудным изучением предмета, а привычным и приятным занятием, что приводит к более эффективному освоению материала.
  2. Студент, общаясь в социальной сети с преподавателем, ведет себя менее скованно, что позволяет ему задавать вопросы по предмету, не боясь для окружающих выглядеть не знающим или смешным.
  3. Студенты имеют возможность общаться в реальном времени не только с преподавателем, но и между собой. Могут организовывать подобие конференций, особенно перед сдачей зачета или экзамена.
  4. Преподаватель для студента психологически становится не только преподавателем, но и просто участником социальной сети - взаимодействие на вертикальном уровне сменяется на взаимодействие на горизонтальном уровне. Это вызывает большее доверие со стороны студента и улучшает процесс усвоения информации.
  5. У преподавателя значительно расширяется время общения с аудиторией, так как можно быстро оповещать обучаемых о событиях в учебном процессе. При этом появляется возможность проведения воспитательной работы с прогульщиками и отстающими.

Как эффективнее всего организовать использование социальных сетей для дистанционных консультаций студентов? Предлагаю два варианта взаимодействия преподавателя со студентами очного и заочного обучения. Первый вариант - использование социальной сети для дистанционных консультаций и второй вариант - использование социальной сети совместно с учебным сайтом дистанционного обучения.

При первом варианте преподаватель создает группу по дисциплине и на очных занятиях объявляет студентам, что является участником социальной сети, приглашает студентов стать участниками этой группы, а также сообщает примерное время, когда он находится в сети. Далее студентам предлагается во время выполнения самостоятельной работы при возникновении проблем задать преподавателю вопросы через социальную сеть . Здесь существует три способа общения:

  1. Общение через высказывания . Этот позволяет привлечь к обсуждению проблемы нескольких участников.
  2. Общение через сообщения . Может происходить в том случае, если у преподавателя нет времени для общения в реальном времени.
  3. Общение в реальном времени через короткие сообщения с теми участниками, которые в данный момент находятся в сети.

Использование социальной сети совместно с сайтом дистанционного обучения. Привлечение студентов и общение с ними происходит так же, как и в первом варианте, но в качестве ресурса привлекается сайт дистанционного обучения, ссылка на учебные материалы в котором размещается на странице преподавателя.

Студентам предлагается предварительно пройти на сайте тест перед сдачей экзамена по предмету, который также будет проходить в виде теста. Преподаватель только участвует в дальнейшей организации консультаций, не давая конкретных ответов на вопросы теста. В первые два дня подготовки к экзаменам студенты стремятся ответить на вопросы теста индивидуально, затем они начинают сравнивать оценки сдачи теста между собой и на третий день это выливается в глобальную конференцию между студентами (при направляющей роли преподавателя) по обсуждению различных вариантов ответов. Подобный метод консультаций дает следующее:

  1. У студентов растет мотивация к изучению материала предмета, в том числе и за счет сравнения собственных оценок с другими студентами.
  2. Изучение материала предмета коллективными методами (мозговой штурм), позволяет повысить качество знаний даже у слабых студентов.
  3. Освоение учебной дисциплины происходит в виде игры с конкурентной борьбой в реальном времени, что вызывает интерес у студентов к процессу обучения.

В социальных сетях, используемых преподавателем, размещены ссылки на учебный сайт . В начальный период преподавания дисциплины происходит взаимное добавление студентов и преподавателя "в друзья". Преподаватель в обязательном порядке налаживает постоянный контакт со старостами групп.

Для быстрого обмена сообщениями в сети есть служба мгновенных сообщений, где можно задать вопрос преподавателю и обсудить отдельные задания не только со студентами своей группы, но и со студентами родственных специальностей.

Сейчас в мире бум развития новых медиа, особенно, популяризация сетевых сервисов социальных сетей. В тоже время нарастает волна потребностей в обучении и создании адекватных систем обучения. Как в действительности связаны социальные сети и системы управления знаниями?

Социальные сети и системы управления обучением

Сегодня мы можем говорить, что лучший вид обучения происходит от участия и взаимодействия с другими. Обучения, которое не приходит от необходимости изучения установленного курса, скорее приходит обмен, что вы знаете и что вы можете узнать от других. E-leaming 2.0 должна быть связана со структурированными учебными модулями, которые доставляются через платформы программного обеспечения. Эти программные платформы направлены на структуру обучения и оснащены для измерения.

  1. Внутри организационное обучение - использование социальных сетей в целях информирования работников в курсе событий и оперативного решения стратегических и других внутренних инициатив и мероприятий
  2. Формализация структурированного обучения - возможность педагогам (учителям, тренерам), а также студентам использовать социальные сети в рамках получения образования и профессиональной подготовки
  3. Групповое обучение - возможность использования социальные сетей для работы и учебы вместе как группы людей (группы проектов, учебных групп и т.д.)
  4. Персональное обучение - использование социальных сетей людьми для собственного (самостоятельного) личного или профессионального обучения
  5. Случайное обучение - возможность отдельных лиц с помощью социальных сетей получать что-то новое не подозревая об этом сознательно (так называемое случайное обучение)

На современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Ведущей целью информатизации системы образования является превращение современных информационных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в ресурс образовательного процесса, обеспечивающий формирование качественно новых результатов образования. Появление информационно-коммуникационных технологий не могло не повлиять на изменение стратегии управления образовательным учреждением. Это означает, что необходимы организационные изменения по всем направлениям деятельности образовательного учреждения, обеспечивающие введение современных технологий в систему учебной, воспитательной, методической и управленческой деятельности, формирование информационной образовательной среды учреждения.

Социальные сети в Интернете продолжают находиться на пике популярности. Открываются новые возможности для их использования: они входят во многие сферы бизнеса и становятся его неотъемлемой частью. По данным опроса «Сервиса онлайн-опросов «Глас Рунета», в котором приняли участие более 2000 активных пользователей Рунета, в том числе 86% проживающих в России и 14% за рубежом, большинство (66%) опрошенных знают о существовании в Интернете социальных сетей и пользуются их возможностями. Среди тех, кто знает о существовании социальных сетей, лишь 10% не пользуются ими . Особенно активно возможности социальных сетей использует молодежь в возрасте от 16 лет. По данным холдинга Ромир, самыми известными социальными сетями в России являются "Одноклассники", "В контакте", "Мой мир", причем "В контакте" отличается более молодой аудиторией: доля респондентов от 18 до 24 лет в этой сети составляет 85%. «В контакте" является лидером по активности посещения проекта: 45% зарегистрированных на этом портале пользователей посещают его ежедневно, а 70% - чаще одного раза в день; Каждый третий участник "В контакте" тратит на одно посещение более получаса своего времени . Исходя из представленных данных, логично предположить, что "В контакте" является самым популярным социальным ресурсом для молодой аудитории.

В последнее время исследователи стараются найти новые сферы применения социальных сетей в различных направлениях деятельности человека, максимально используя все возможности данного объекта информационных технологий.

В последнее время стали появляться образовательные и научные социальные сети. Социальная сеть Facebook уже давно признается одним из наиболее популярных инструментов (программного обеспечения) обучения и развития. Американской социальной сетью Facebook пользуются около 800 миллионов людей. Facebook позволяет преподавателям университетов создавать курсы для студентов, организации могут создать закрытую корпоративную сеть сотрудников на платформе Facebook: работники одной компании могут находиться на постоянной связи с коллегами из разных филиалов, публиковать новости своей организации и т. д. Примерно по тому же принципу работает MySpace.

Специалисты по организации конференций компаний Adobe и Cisco нашли инструмент социальных сетей очень удобным для участников конференций.

Также замечено, что людям нравится изучать иностранные языки, используя средства Интернета. На данный момент в Интернете существуют несколько социальный сетей, предназначенных для изучения иностранных языков. Регистрирующийся на этих сайтах пользователь изучает иностранный язык, взаимодействуя с другим пользователем-носителем этого языка, в ответ, обучая его своему родному языку.

Ценность социальных сетей для обучения и развития еще недостаточно оценена: многие методисты скептически относятся к возможности использования данного объекта информационных технологий как педагогического средства обучения, так как традиционно социальные сети рассматриваются как среда для проведения свободного времени, развлечения. Однако в педагогической деятельности возможности социальных сетей можно использовать для решения самых различных задач: в социальных сетях можно эффективно организовать коллективную работу распределенной учебной группы, долгосрочную проектную деятельность, международные обмены, в том числе научно-образовательные, мобильное непрерывное образование и самообразование, сетевую работу людей, находящихся в разных странах, на разных континентах земли.

Анализируя зарубежный опыт использования социальных сетей в образовании, можно выделить следующие аргументы в пользу их применения:

1. Это модно. Почти каждый студент знаком с «Facebook», и большинство рады, что могут использовать этот сайт для обучения.

2. Это бесплатно. Многие школы и вузы вынуждены покупать специальное программное обеспечение и содержать сервера для хранения цифровых данных и организации коммуникации в сети. Социальные сети все это предоставляют бесплатно.

3. Студенты вовлечены в социальные сети больше, чем в какие-либо другие веб-ресурсы. Многие преподаватели знакомы и используют различные системы управления обучением, но студенты, как правило, появляются в них редко, лишь по необходимости, в то время как в социальных сетях они бывают по несколько раз в день.

7. Совместная работа с интересными веб-ресурсами становиться еще более удобной. Через социальную сеть студенты и преподаватели могут обмениваться и обсуждать интересные находки в сети.

8. Благодаря опыту использования социальной сети для решения образовательных и исследовательских задач, представление студентов об этом инструменте, как исключительно развлекательном и неформальном, расширяется до понимания его мощных возможностей применения в профессиональной деятельности.

10. Возможность постоянного взаимодействия студентов и преподавателей в сети в удобное для них время обеспечивает непрерывность учебного процесса. Если в аудитории мы встречаемся не чаще одного раза в неделю, то в социальной сети это может происходить каждый день. Появляется возможность более детального планирования учебной и исследовательской работы студентов.

13. В образовательный процесс могут быть вовлечены и родители.

15. Экономия бумаги.

16. Некоторые учителя обнаружили, что при использовании социальных сетей в учебном процессе студенты менее склонны использовать их неуместно в учебное время.

17. Застенчивые студенты, обычно не проявляющие себя на аудиторных занятиях, в социальных сетях чувствуют себя более комфортно и становятся более активными участниками учебного процесса.

18. Техническое обеспечение учебных аудиторий не всегда позволяет преподавателю и студентам демонстрировать на занятиях наглядные материалы в цифровом формате.

19. Дискуссии и обсуждения, начавшиеся на очном занятии, могут быть продолжены в социальной сети.

21. Технология Wiki позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент.

Применение в виртуальных учебных группах технологий форумов и вики позволяет всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный контент, что стимулирует самостоятельную познавательную деятельность. Возможность совмещения индивидуальных и групповых форм работы способствует большей степени понимания и усвоения материала, а также выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий. Общее для всех участников учебного процесса коммуникативное пространство дает возможность коллективной оценки процессов и результатов работы, наблюдения за развитием каждого участника и оценки его вклада в коллективное творчество. Высокий уровень взаимодействия обеспечивает непрерывность учебного процесса, выходящего за рамки занятий.

Понятность идеологии и интерфейса социальных сетей большей части Интернет-аудитории позволяет сэкономить время, минуя этап адаптации учащихся к новому коммуникативному пространству. Мультимедийность коммуникативного пространства предельно облегчает загрузку и просмотр в виртуальной учебной группе видео- и аудио-материалов, интерактивных приложений.

Кроме того, социальные сети могут использоваться для поддержания отношений между участниками конференций, семинаров, летних школ, что позволит не только улучшить эмоциональный климат группы, но и повысить качество проводимых мероприятий путем обмена идеями и замечаниями.

Использование социальных сетей в учебно-воспитательном процессе способствует обмену информацией, повышает мотивацию учащихся в учебной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей и познавательный интерес. Все эти факторы положительно влияют на формирование знаний и умений. Не стоит забывать и о таком важном моменте образовательного процесса, как связь учителя и родителей. В условиях современного жизненного ритма родители не всегда имеют возможность быть в курсе всех событий школьной жизни ребенка. Использование сетевого пространства позволит не потерять связь учителя с родителями. Социальные сети дают возможность непосредственного участия в образовательном процессе, в управлении, в оценке качества образования, в обсуждении и создании проектов, концепций, которые определяют стратегию развития образования в стране.

Существует ряд проблем, связанных с использованием социальной сети в образовательном процессе. Например, отсутствие сетевого этикета участников, невысокий уровень мотивации и ИКТ-компетенций преподавателя, высокая степень трудозатрат по организации и поддержке учебного процесса для преподавателя, частое отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий. Кроме того, преподаватель должен интуитивно чувствовать обучаемую аудиторию и целесообразно подбирать под нее учебную площадку и инструменты.

Для решения названных проблем нужно создавать условия для повышения ИКТ-квалификации преподавателей, осуществлять материальное и моральное поощрение педагогов, активно использующих новые технологии, разрабатывать эффективные методики применения социальных сетей в образовательном пространстве. Партнерское сотрудничество педагогического сообщества с разработчиками социальных медиа и законодательное регулирование этой сферы может обеспечить условия для принятия конструктивных решений проблемы информационной безопасности виртуальных сетей.

Социальные сети на сегодняшний день являются одним из самых популярных сервисов, удерживающих внимание большей части интернет-аудитории. Вместе с тем «Одноклассники», «В контакте» и подобные им проекты в отечественном образовании воспринимаются как ресурсы, содержащие развлекательную информацию, в контексте которой не целесообразна публикация учебного контента и, тем более, организация учебной деятельности.
https://pandia.ru/text/78/372/images/image001_323.gif" width="30">Исходя из представленных данных, логично предположить, что «В контакте» является самым популярным и интересным социальным ресурсом для школьников и студентов, и именно его можно рассматривать в качестве инструмента для учебной работы с молодой аудиторией. Конечно, виртуальные социальные сети не являются единственным средством сетевого обучения. Педагогическое сообщество должно стремиться к многообразию форм учебной деятельности. Но на сегодняшний день возможности социальных сетей в решении образовательных задач недооценены.
Можно выделить следующие преимущества использования социальных сетей в учебном процессе.
Понятность идеологии и интерфейса социальных сетей большей части интернет-аудитории позволяет значительно сэкономить время, минуя этап адаптации учащихся к новому коммуникативному пространству. А реализация потребностей учащихся к общению и стремлению влиться в коллектив сверстников повышает их мотивацию к обучению.
Коммуникативное пространство социальной сети позволяет выстроить неформальное общение между преподавателем и студентами, что позволяет преподавателю лучше узнать обучающегося: его интересы, мировосприятие, а значит и организовать личностно-ориентированное обучение.
Применение в виртуальных учебных группах технологий форумов и вики позволяет всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный контент: глоссарии, статьи, обсуждения, мультимедийные библиотеки и др. Это стимулирует самостоятельную познавательную деятельность , сокращает производственный цикл получения конкретного интеллектуального или творческого результата, способствует совершенствованию навыков всесторонней оценки и сопоставления получаемой информации.
Высокий уровень взаимодействия преподавателя и студента обеспечивает непрерывность учебного процесса. Обсуждение теоретических вопросов курса и проектных работ учащихся выходит за рамки аудиторных занятий, что повышает эффективность обучения.
Мультимедийность коммуникативного пространства предельно облегчает загрузку и просмотр в виртуальной учебной группе видео - и аудиоматериалов, интерактивных приложений.
Возможность совмещения индивидуальных и групповых форм работы способствует большей степени понимания и усвоения материала, а также выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий. Кроме того, общее для всех участников учебного процесса коммуникативное пространство дает возможность коллективной оценки процессов и результатов работы, наблюдения за развитием каждого участника и оценки его вклада в коллективное творчество.
В качестве проблемных моментов при использовании социальных сетей в образовании следует отметить:
невысокий уровень мотивации и ИКТ-компетенций преподавателей, не позволяющий им активно использовать социальные сети в своей профессиональной деятельности ;
высокая степень трудозатрат по организации и поддержке учебного процесса в условиях непрерывного обучения для преподавателя;
частое отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий школ и вузов;
недопустимое для несовершеннолетних пользователей содержимое, поэтому при работе «В контакте» невозможно обеспечить информационную безопасность школьников и предотвратить их знакомство с контентом для «взрослых».
Решение названных проблем представляется возможным за счет повышения ИКТ-компетенций преподавателей в рамках программ повышения квалификации ; дальнейшего изучения педагогических возможностей социальных сетей; выработки и апробации эффективных методик их применения в образовательном пространстве; материального и морального поощрения педагогов через проведение конкурсов методических разработок и использование социальных ресурсов Интернет в образовании. Партнерское сотрудничество педагогического сообщества с разработчиками социальных медиа и законодательное регулирование этой сферы может обеспечить условия для принятия конструктивных решений проблемы информационной безопасности несовершеннолетних пользователей виртуальных сетей.