Какая рабочая температура тормозных дисков. Почему перегреваются тормозные диски. Общие требования по обеспечению сохранности вагонов

Нагрев – это нормальное явление. Увеличение температуры происходит из-за трения между тормозным диском и колодками. Средняя рабочая температура тормозного диска современного автомобиля составляет 200 – 300 градусов , однако при агрессивном вождении с частыми торможениями температура может доходить и до 500 – 700 градусов . Перегрев тормозных дисков может быть опасен, потому что колодки не входят в контакт с диском, а буквально "скользят" по нему, снижая эффективность торможения.

Причины перегрева тормозных дисков

Наиболее распространенная причина перегрева тормозных дисков – это стиль вождения . Чем агрессивнее вы водите и чем чаще вам приходится резко тормозить, тем выше вероятность того, что тормозные диски перегреются.


Кроме того, тормозные диски могут перегреваться из-за неисправностей или особенностей тормозной системы автомобиля:

  • тормозной диск или колодки износились выше допустимой нормы ,
  • тормозной диск покороблен (требуется замена ),
  • некачественные тормозные колодки ,
  • барабанные задние тормоза (так как тормоза такого типа менее эффективны, основная нагрузка при торможении приходится на передние тормоза).

Как не допустить перегрева тормозных дисков

Зная причины, по которым перегревается тормозной диск, легко вывести правила, которые позволят не допустить этого.

  • Во-первых, это умеренный стиль езды без резких торможений.
  • Во-вторых, это своевременное обслуживание элементов тормозной системы , регулярная замена колодок и дисков.
  • В-третьих, использование качественных комплектующих .

Кроме того, не стоит мыть автомобиль сразу после остановки (особенно летом). Тормозным дискам нужно время, чтобы остыть, поэтому резкий перепад температур может привести к деформации тормозного диска.

Как определить перегрев тормозных дисков

Полноценную диагностику тормозной системы (в том числе, и тормозных дисков) может только специалист, однако визуальный осмотр вы можете провести самостоятельно. Определить состояние тормозных дисков и температуру, до которой они нагреваются, можно по цвету стали, из которой изготовлен диск:

  • желтый – температура 150-280 градусов,
  • синий – температура 300-450 градусов,
  • черный – температура 450-500 градусов.

Нормально работающие, исправные тормоза – они как огнетушитель. Мы их не замечаем, и не помним о них. Потом, вдруг, не дай Бог, происходит аварийная ситуация или необходимо экстренное торможение, и мы с удивлением, преходящим в панику, понимаем, что в автомобиле неисправные тормоза.

Высокая температура – норма работы тормозного диска

Поэтому, чтобы не предстать перед фактом ДТП во всей его красе, необходимо систематически самостоятельно производить диагностику тормозной системы: , соответствие тормозных колодок требованиям производителя и толщине тормозных дисков.

Факторов, приводящих к неисправности тормозной системы, вернее отдельных ее элементов, много. Давайте обратим внимание на перегрев тормозных дисков.

Чтобы вы понимали, о чем идет речь. К материалу тормозного диска предъявляются высокие требования, и в первую очередь – это прочность, высокий коэффициент трения и стабильные характеристики при нагреве, высокая теплопроводность, стойкость к резкому тепловому удару, низкая способность к адгезии.

Да, это все о нем – о тормозном диске серийного автомобиля. Ведь его рабочая температура доходит до 200-300 градусов С. Поэтому основным материалом для тормозных дисков серийного автомобиля являются: сталь или чугун. Есть керамические тормозные диски со способностью нагрева почти до 1000 градусов, не склонные к деформации, карбоновые тормозные диски. Но, к серийному производству они пока неприменимы из-за высокой стоимости.

Важно! Перегрев тормозных дисков сводит к нулю эффективность тормозов, так как в этом случае идут по тормозному диску «как по маслу».

Почему происходит перегрев тормозных дисков

Естественно-эксплуатационная причина. Трение – это основный принцип работы тормозной системы автомобиля, который в ближайшем будущем вряд ли измениться. В работе тормозной системы участвуют: тормозные диски и тормозные колодки. Процесс нагрева тормозного диска происходит в доли секунды во время торможения, а вот остывание затягивается.

С учетом того, что 80% времени мы движемся в городском цикле, то греются тормозные диски постоянно. А если ваш стиль движения является излишне агрессивным: разгон-торможение, то перегрев тормозных дисков вам стабильно обеспечен.

Неисправность тормозного механизма. Это менее распространенная причина, которая обеспечивает перегрев тормозных дисков. Ведь, если вы заинтересованы в своем безопасном движении, самостоятельная диагностика тормозной системы: проверка уровня тормозной жидкости, проверка исправности и и – вами осуществляется систематически.

Тем не менее, нужно знать, что причинами перегрева тормозных дисков может послужить следующее:

  • толщина тормозных колодок ниже минимально допустимой, как правило, перегрев тормозных дисков происходит при злоупотреблении владельца количеством ;
  • тормозной диск покороблен;
  • качество тормозных колодок оставляет желать лучшего;
  • задние тормоза барабанного типа. Здесь всё просто. Более низкая эффективность барабанных тормозов приводит к тому, что основная нагрузка при торможении ложится на передние дисковые тормоза, поэтому и происходит перегрев тормозных дисков установленных на передней оси.

Как не допустить и исправить перегрев тормозных дисков

Исходя из перечисленных причин того, почему традиционно греются тормозные диски, соответственно применяем и способы устранения перегрева. Своевременная и тормозных колодок, установка качественных тормозных колодок и тормозных дисков, желательно применение на обеих осях дисковых тормозов, контролировать соответствие толщины тормозного диска установленным параметрам.

Информация к размышлению для автовладельцев

Постарайтесь, особенно в летнее время, избегать мойки автомобиля сразу же после движения. Греются тормозные диски мгновенно, а вот остывают чуть дольше, поэтому подъехав на мойку, дайте дискам время, чтобы остыть. Таким образом, вы сохраните тормозной диск от деформации. Ведь все помним школьный курс физики: резкий температурный удар нагрев-охлаждение приводит к деформации. Тормозной диск не исключение.

Сталь, как основной материал, из которого изготовлен тормозной диск, желтеет при t – 150-280 градусов С; синеет – при 300 – 450 градусов; чернеет – 450-500 градусов. Поэтому, визуальная диагностика состояния тормозных дисков поможет вам избежать неприятностей во время движения.

Удачи вам во время движения, и не допускайте перегрева тормозных дисков своего авто.

При торможении процесс трения тормозной колодки и колеса происходит в точках их фактического контакта . Суммарная площадь этих контактов незначительна по сравнению с площадью, перекрываемой тормозной колодкой. Так как выделение тепла происходит лишь в точках фактического контакта, то плотности тепловых потоков и температурные вспышки в них могут достигать больших величин, вызывающих свечение поверхности трения и переход металла в этих точках в пластическое состояние. При этом происходит деформация металла либо его быстрый износ, и место температурной вспышки перемещается в соответствии с изменением контактных удельных давлений.

Распространение теплового потока на всю площадь трения происходит вблизи от поверхности контакта, и его плотность резко снижается по сравнению с точками фактического контакта, приобретая значение, соответствующее геометрическим размерам контактирующих тел. Соответственно изменяется и температура в поверхностных слоях.

Следует также иметь в виду, что температура любой точки поверхности катания колеса за каждый его оборот имеет некоторые колебания, являющиеся следствием того, что при выходе рассматриваемой точки из зоны контакта в ней происходит некоторое снижение температуры за счет отвода тепла внутрь колеса и в окружающую среду; при прохождении точки в зоне контакта колеса и тормозной колодки ее температура повышается и превышает расчетное среднее значение. Однако при решении тепловых задач этим явлением можно пренебречь ввиду инерционности процессов и считать подвод тепла по всей поверхности трения колеса непрерывным. Таким образом, для расчета этой температуры Дтп в любой момент времени торможения I можно использовать следующее выражение

Наибольшая температура при остановочном торможении на поверхности колеса достигается в середине этого процесса I = 0,5*в Температура на поверхности колеса в момент остановки поезда

Температура при установившемся торможении (с постоянной скоростью)

где Оф - коэффициент теплоотдачи в окружающую среду, ккал/м2с °С; д-р - плотность теплового потока, ккал/(м2с); X - коэффициент теплопроводности, ккал/(мс °С); у - удельный вес, кгс/м3; с - удельная теплоемкость, ккал/(кг °С); г - время торможения до остановки, с.

Значения X, у, с приведены в табл. 7.1.

Значения температурных коэффициентов Таблица 7.1

Плотность теплового потока в начальный момент торможения определяется по формуле

где аЛ - коэффициент распределения тепловых потоков безразмерный; Ак - ширина поверхности трения колеса, м (принять равной 0,09 м).

Коэффициент распределения тепловых потоков для колеса можно определить по данным, приведенным в табл. 7.1 (для колодок ак=1-аЛ).

Приведенные выше формулы получены для условий нагревания полуограниченного тела, т.е. когда поток тепла еще не достигает поверхности, ограничивающей нагреваемое тело со стороны, противоположной подводу тепла. Такое допущение приемлемо при нагревании тел, имеющих достаточно большую толщину. В большинстве реальных для эксплуатационных условий режимов торможения, исключая особо длительные, эти формулы могут быть рекомендованы для расчетов. В последнем случае существуют специальные корректировочные коэффициенты, определяемые по графикам .

Предварительная оценка коэффициента теплоотдачи в зависимости от скорости (м/с) может быть выполнена по эмпирической формуле (7.3).

Таблица 7.2

Значения коэффициента распределения тепловых потоков

В связи с тем что тормозная сила изменяется в процессе наполнения тормозных цилиндров и при изменении скорости движения, значение Ат рассчитывается исходя из длины действительного тормозного пути 5Т и времени подготовки тормозов 1п

где (Од - основное удельное сопротивление движению поезда (принять равным 2 Н/кН).

Время I при этом в выражениях для расчета тепловых режимов принимают уменьшенным на время подготовки 1л, если 1 > 1 .

Основываясь на выражениях (7.1), (7.2), получаем формулу для определения диаметра колеса й, обеспечивающего необходимую конвекцию тепла во избежание его перегрева при экстренном торможении

При торможении кинетическая энергия поезда переходит в тепловую, нагревая тормозные колодки (или диски) и колеса. Учитывая то, что с ростом скорости движения, например, в два раза количество этой энергии увеличивается вчетверо, особое значение приобретает тепловая устойчивость пары трения, нарушение которой приводит к утрате фрикционных качеств и возникновению аварийных ситуаций на подвижном составе.

Допустимая величина нажатия А",4 (кН) на чугунную тормозную колодку по тепловому режиму при остановочном торможении может быть найдена из выражений где К0 - начальная скорость торможения, м/с;


^ттах-максимально допустимая температура тормозной колодки при остановочном торможении, °С (для чугунных - 600 °С, для композиционных - 400 °С);

Од - коэффициент теплоотдачи в окружающую среду.

Аналогично максимальное нажатие по температурным режимам для композиционных колодок определяется выражением

Время остановочного торможения I (с) при известной по нормативам длине тормозного пути 5Т (м) на данном уклоне с начальной скорости торможения К0 (м/с) находится в предположении равно-замедленного движения

В процессе торможения происходит существенный нагрев поверхности катания и близлежащих слоев колеса. При этом для колес тягового подвижного состава, бандажи которых напрессовываются в разогретом состоянии, возникает угроза его проворота и сползания. Критерием допустимого ослабления натяга бандажа служит его увеличение в миллиметрах на 1 м диаметра колеса ек, которое не должно превышать 1,2 мм:

для экстренного торможения


для служебного торможения в длительном режиме где 50-тормозной путь соответственно при следовании локомотива с поездом и одиночно, м;


Вц, Н - соответственно толщина и ширина бандажа, м;

\У- работа при торможении за время 1, приходящаяся на одно колесо, Нм;

Рэ - коэффициент, учитывающий долю энергии, воспринимаемой динамическим тормозом.

Были изобретены еще в 20-м веке, однако активно стали использоваться лишь в последние десятилетия. Именно тогда конструкция этих систем была доведена до совершенства. Тормоза - это та вещь, которая должна всегда быть исправной. Однако даже эта система иногда дает сбои. Так, спустя некоторое время водитель начинает замечать, что сильно греются передние тормозные диски. Нормально ли это? Конечно же, нет. И в сегодняшней статье мы рассмотрим, почему греются передние тормозные диски и в чем причина данного явления.

Какова нормальная температура?

В качестве материала для изготовления данных элементов используется либо же сталь. Существуют также диски, однако, ввиду высокой стоимости, они используются лишь на дорогостоящих спорт-карах.

Хотя именно такие элементы меньше всего подвержены перегреву. Керамика не деформируется даже при температуре в тысячу градусов Цельсия. Что касается обычных тормозных дисков, которыми укомплектовываются 90 % автомобилей, их рабочая температура составляет до 300 Все, что выше, влечет за собой деформацию и повышенный износ.

Требования

К тормозным дискам предъявляется несколько требований. Они должны быть прочными, стойкими к тепловым ударам и с высокой теплопроводностью. Также тормозные диски отличаются хорошей адгезией и высоким Только при соответствии всем этим параметрам диски могут устанавливаться на серийный автомобиль. В противном случае безопасность движения будет под большим вопросом. При перегреве колодки будут попросту скользить по рабочей поверхности, не выполняя своих основных функций - трения и сцепления.

Почему так происходит? Причины

Автомобилисты задаются вопросом: почему греется передний Причина этого явления связана с его главной функцией - торможением. Так, при нажатии на педаль колодки начинают взаимодействовать с поверхностью диска. В этот момент нагрев элемента находится на пиковом значении. Чем дольше колодка будет в зацеплении с диском, тем выше температура металла.

Нагрев происходит моментально. Однако время остывания в десятки раз дольше. Конечно, многое зависит от стиля вождения. Если управлять автомобилем агрессивно, даже нормальный диск не успеет остыть (разве что он будет из керамики). Как быть в такой ситуации? Если у вас греется передний правый тормозной диск, то нужно пересмотреть свою манеру езды. Посчитайте, сколько раз вы нажимаете на педаль за определенный участок пути. Но бывает, что металл греется и при спокойной манере езды.

Так, следующая причина, которую нужно рассмотреть, - это неисправности самой тормозной системы. Проверьте уровень рабочей жидкости в бачке. Если ее недостаточно, долейте нужный объем. Также помните, что срок службы тормозной жидкости - не более двух лет. Почему именно так? Дело в том, что такая жидкость очень гигроскопичная - она легко впитывает в себя влагу. Во избежание неприятностей и воздушных пробок специалисты рекомендуют периодически ее менять.

Колодки

Теперь перейдем непосредственно к механической части. Первое, на что следует обратить внимание, - это колодки. На их поверхности имеется фрикционный материал. Данная накладка имеет специальные метки износа. Когда слой меньше трех миллиметров, деталь требуется заменить. В противном случае увеличится коэффициент нагрева - металл будет тереться о металл. Должны ли греться передние тормозные диски? Конечно же, нет. Если колодки износились до основания, в один момент они могут попросту заклинить. Автомобиль пойдет юзом. Не стоит тянуть с установкой новых - меняйте колодки по регламенту. Он составляет от 20 до 30 тысяч километров. А поскольку многое зависит от стиля езды, производителем выделены специальные риски посредине накладок.

Когда стерся до этих меток, колодки подлежат замене. После этой операции требуется прокачать систему путем открытия специального вентиля на суппорте.

Диски

Проверьте его толщину. Часто на автомобилях УАЗ «Патриот» греются передние тормозные диски из-за банальной выработки рабочей поверхности. Некоторые используют проточку. Однако делать это можно только один раз. А лучше - сразу менять диск на новый.

Ресурс его на порядок больше, нежели у колодок, - 150-200 тысяч километров. Однако многие про него забывают и ездят со стертыми дисками, не подозревая, что вскоре тормоза будут греться.

Другие факторы

Бывает так, что диск не доживает до своего ресурса. И не всегда это заводской брак. Так, если греется передний тормозной диск, возможно, он покороблен из-за высоких перепадов температур. Как это происходит? После активной манеры езды машина попадает в лужу. В итоге до 300 градусов и резко охлаждается. Естественно, это вызывает деформацию рабочей поверхности.

Определяем состояние диска

Чтобы узнать точную причину, нужно убедиться, действительно ли диск работал в режиме высоких нагрузок. Как это сделать? Определить состояние рабочей поверхности можно визуально, по цвету.

Пирометр вам не пригодится. Так, если поверхность диска синяя, значит металл нагревался до 450 градусов Цельсия. Хуже, если оттенок будет черным. В таком случае есть все основания предполагать, что тормоза нагревались до 500 градусов Цельсия.

Факт о перегреве тормозных элементов - далеко не самая приятная новость для автовладельца.

Ведь для устранения проблемы требуется полная замена или проточка детали (что тоже не является дешевым удовольствием). Как предотвратить это? Сохранить диски можно, для этого нужно следовать нескольким простым правилам:

  • Исключайте любой контакт воды с суппортами. Не используйте агрессивную манеру езды в мокрую и дождливую погоду.
  • Особое внимание следует уделить мойке. Подождите некоторое время, пока ваши диски остынут. Если вода попадет на раскаленный металл, деформации не избежать. В этом случае спасет только полная замена дисков. Причем меняются они парно (так же как и колодки), даже если соседний в нормальном состоянии.
  • Следуйте регламенту замены колодок. Не ждите, пока они износятся до металла. Это спровоцирует деформацию и повышенный нагрев диска.

Заключение

Итак, мы выяснили, по каким причинам греется передний тормозной диск. Следуя вышеперечисленным советам, вы сохраните систему в исправном состоянии. На одном диске вполне реально проехать и 300 тысяч километров. Главное - исключать перегревы и следить за исправностью рабочих поршней суппорта. Кстати, пробои в системе тоже исключены. Если протерся шланг (как это часто бывает в арках у передних колес), не медлите с его заменой. В противном случае внутрь попадет воздух и торможение станет не таким эффективным.