Где лучше всего делать блок схему. Блок-схемы алгоритмов. гост. примеры

Работая в документе Ворд с текстом, Вам могут попадаться картинки, диаграммы, рисунки. Вставляя различные объекты в текст, он становится более наглядным, и тот, кто его читает, лучше воспринимает информацию.

В данной статье мы рассмотрим два способа, с помощью которых можно создать схему в текстовом редакторе MS Word – это рисунок SmartArt и вставка обычных Фигур. Показывать я буду в Ворде 2010, но данные скриншоты так же подойдут, если у Вас установлен Ворд 2007, 2013 или 2016.

На сайте уже есть статьи: как добавить рисунок в Ворд , и как сделать график в Ворде . Перейдя по ссылкам, Вы сможете их прочесть и сделать свой документ интересным и более информативным.

Как рисовать схемы с помощью SmartArt

Схема в текстовый редактор добавляется вставкой в документ рисунока SmartArt. Для этого перейдите на вкладку и в группе «Иллюстрации» нажмите на кнопку «SmartArt» .

Появится вот такое окно. В нем нужно выбрать подходящий рисунок. Слева кликните по разделу, в примере «Иерархия» , и выберите один из предложенных рисунков. Справа область предпросмотра, посмотрите, как она выглядит, и для чего больше подойдет.

Теперь приступим к размещению блоков. Удалить ненужные можно, выделив его мышкой и нажав кнопку «Delete» . Уберите, таким образом, все лишние прямоугольники.

Дальше необходимо добавить блоки. Выделите тот, под которым нужно вставить дополнительные, и на вкладке «Добавить фигуру» , в списке кликните по пункту «Добавить фигуру ниже» .

После этого снова выделите верхний прямоугольник и добавьте еще один ниже. Здесь же Вы можете выбрать добавление нужного объекта выше выбранного блока, перед ним, или за ним.

После того, как Вы сделаете предыдущий пункт, нужно напечатать текст. Выделите область схемы и на вкладке «Работа с рисунками SmartArt» – «Конструктор» нажмите на кнопку «Область текста» . Или же на левой границе нажмите на кнопку с двумя маленькими стрелочками.

Откроется сбоку небольшое окошко. В нем нужно ввести текст для каждого из блоков. Здесь маркерами обозначены уровни, а кликнув напротив маркера можно посмотреть, куда будет вписан текст.

Напишите напротив каждого маркера, какой текст должен быть в каком объекте.

Когда все заполните окно для добавления текста можно закрыть, нажав в нем на крестик.

Теперь можно поработать над внешним видом самой схемы. Для этого выделите ее и перейдите на вкладку «Работа с рисунками SmartArt» – «Конструктор» . В группе «Стили SmartArt» можете выбрать любой другой стиль.

Также можно «Изменить цвета» схемы, кликнув по соответствующей кнопке.

Если Вам не сильно подошел выбранный вид, можете изменить его в соответствующей группе. Наведите курсор на любой из предложенных макетов, чтобы посмотреть, как будет выглядеть Ваша схема. Если этот макет подойдет больше, кликните по нему, чтобы выбрать.

Перейдя на вкладку «Работа с рисунками SmartArt» – «Формат» можно изменить любую фигуру или текст. Например, выделим фигуру, нажмем «Изменить фигуру» и кликнем по любой другой из предложенного списка. Для каждой можно изменить заливку, контур или добавить эффект.

Точно так же и для текста, выделите его и можно применить один из готовых стилей, изменить заливку, контур или добавить эффект.

В итоге, у меня получилась вот такая схема.

Как нарисовать схему со стрелками, используя Фигуры

Делать схемы в Ворде можно и другим способом, не используя готовых шаблонов, а создать ее с помощью вставки в документ подходящих фигур.

Для этого откройте вкладку нажмите на кнопку «Фигуры» и кликните по нужной из списка, это может быть овал, прямоугольник, ромб и другое.

После этого курсор поменяет вид с палочки на плюсик. Нарисуйте с его помощью фигуру в нужном месте документа. Затем у Вас появится вкладка «Средства рисования» – «Формат» . На ней снова кликните по кнопочке «Фигуры» и нажмите по нужной в списке. Добавьте их все таким образом.

Если Вы нарисовали объект на листе и его нужно немного переместить, то сделать это можно мышкой, захватив за его границу. Или же выделите его, зажмите клавишу «Ctrl» и перемещайте с помощью стрелок на клавиатуре.

Дальше давайте соединим блоки прямыми линиями или стрелками. Выделите один из них, чтобы открылась вкладка «Средства рисования» – «Формат» . Затем нажмите «Фигуры» и из выпадающего списка кликните, например, по стрелке. Нарисуйте стрелку, чтобы она указывала непосредственно на сам блок. Соединить несколько стрелок можно с помощью прямой линии.

Подробнее прочесть, как сделать стрелки в Ворде , можно в статье, перейдя по ссылке.

Чтобы нарисовать ровную горизонтальную или вертикальную линию, рисуя стрелку, нажмите и удерживайте клавишу «Shift» .

Используя прямую и стрелку, у меня получилось нарисовать вот такую схему.

Теперь давайте изменим внешний вид стрелок. Выделяйте их по очереди, и для каждой можно выбрать один из готовых стилей, или нажмите «Контур фигуры» и сами выберите цвет, толщину стрелки и прочее.

Нажав «Эффекты фигур» можно добавить один из предложенных эффектов. Я выбрала тень.

Прорисовав и изменив вид всех стрелок, переходим к тексту. Выделяем один прямоугольник и на вкладке «Средства рисования» – «Формат» нажимаем на кнопку «Нарисовать надпись» . Появится плюсик вместо курсора. Нарисуйте им прямоугольник для надписи в нужном блоке.

Как видите, прямоугольник для надписи залит белым и у него есть контур. Давайте это уберем. Кликайте по нему и на вкладке «Средства рисования» – «Формат» выбирайте «Заливка фигуры» – «Нет заливки» .

То же самое повторяем и для контура: «Контур фигуры» – «Нет контура» . Сделайте так для всех блоков с текстом.

Следующий шаг – это форматирование написанного текста. Выделите текст и на вкладке «Главная» выберите шрифт, размер, цвет и поставьте его по центру.

Итак, мы изменили вид стрелок и текст в схеме, осталось поработать с блоками. Выделите любой из них мышкой, кликнув по нему – откроется вкладка «Средства рисования» – «Формат» . В группе «Стили фигур» нажмите на тот, который Вам понравится. Или используя кнопки «Заливка» , «Контур» и «Эффекты» сделайте любой вид, который подходит больше.

Если нарисовав схему, Вы заметили, что нужно поменять один из блоков, например, прямоугольник на ромб, тогда не нужно его удалять и рисовать ромб, можно просто заменить. Выделите прямоугольник, для примера, перейдите на вкладку «Средства рисования» – «Формат» и нажмите по кнопке, на которой изображена линия с маркерами. Выберите в открывшемся списке «Изменить фигуру» и укажите, какую вставить.

ПОСТРОЕНИЕ БЛОК-СХЕМЫ В ТЕКСТОВОМ ПРОЦЕССОРЕ WORD

Создание блок-схемы в текстовом процессоре Microsoft Word выполняется с помощью панели инструментов Рисование (рисунок 1). Если панель не включена, то выберите команду Вид Панели инструментов и поставьте флажок «Рисование » или щелкните на пиктограмме (Рисование) на панели инструментовСтандартная . Текстовый редактор Word позволяет создавать только векторные объекты (линии, прямые и кривые, геометрические фигуры, стандартные и нестандартные), растровые объекты вставляются как внешние объекты из файла, подготовленного другими средствами (с помощью графического редактора, сканера, цифровой камеры, графического планшета и др.).

Рисунок 1 – Панель инструментов Рисование

Основным средством панели Рисование , предназначенным для создания простейших объектов, является раскрывающийся список Автофигуры . В его категориях представлены заготовки для создания линий, прямых и кривых, простейших геометрических фигур, фигурных стрелок и выносных линий, чертежных элементов для блок-схем, функциональных схем и др.

При создании и редактировании графических объектов используют следующие приемы и средства.

Пиктограмма (Добавить объект WordArt ) позволяет создавать объекты WordArt.

Более сложные рисунки (композиции) создаются путем комбинирования простейших рисунков. При создании сложного рисунка следует учитывать не только взаимодействие объектов с текстом, но и их взаимодействие между собой.

Несколько простых объектов необходимо группировать в один объект командой Группировка Группировать контекстного меню или командой Группировать из раскрывающегося списка Действия . После группировки объекты уже нельзя сдвинуть друг относительно друга, и положением всей группы на странице можно управлять как единым объектом. Для группировки все объекты должны быть предварительно выделены щелчками левой кнопки мыши при нажатой клавише Shift или перемещением мыши с нажатой левой кнопкой, при выбранном инструменте (Выбор объектов ). Обратная операция Разгруппировать позволяет «разобрать» сложный объект на составляющие его простые объекты, которые при необходимости можно отредактировать, а затем заново сгруппировать.

Управление взаимным расположением по оси Z (по нормали к плоскости рисунка) объектов, перекрывающих друг друга, осуществляется с помощью пункта Порядок контекстного меню объекта или раскрывающегося списка Действия . В рисунке каждый объект имеет собственный «слой». Объекты, созданные раньше, лежат ниже, а объекты, созданные позже, располагаются на более высоких слоях. Соответственно, при наложении более поздние объекты перекрывают более ранние. Этот порядок можно изменить, изменяя положение выделенного объекта относительно других объектов и основного текста.

Если объекты не перекрывают друг друга, при необходимости их выравнивают между собой. Операция выравнивания выполняется до группировки. В этом случае операция группировки выполняется как закрепляющая операция. Для выравнивания нескольких объектов между собой их следует выделить и в раскрывающемся списке Действия из категории Выровнять/распределить выбрать один из пунктов. Операции выравнивания и распределения выполняются, только если группа состоит более чем из двух объектов. При распределении между объектами автоматически устанавливаются равные интервалы.

Пиктограммы Тень и Объем позволяют придать автофигуре различные формы тени и объема путем выбора необходимого типа оформления из раскрывающегося списка.

Основные этапы построения блок-схемы:

    включить панель инструментов Рисование ;

    отобразить координатную сетку;

    используя автофигуры и другие элементы, изобразить блок-схему;

    отменить отображение координатной сетки;

    сгруппировать все отдельные фигуры в единый объект.

Рисунок 2 – Пример графической схемы алгоритма

разветвляющегося вычислительного процесса

Приложения, предназначенные для создания wireframe (или структурная схема страниц) и набросков (эскизов), являются практически самыми востребованными инструментами каждого веб-дизайнера и разработчика. Хотя некоторые веб-дизайнеры и разработчики не используют подобные инструменты, другие же всецело полагаются на их функционал. Следовательно, необходимость и важность подобных инструментов отличается в зависимости от конкретных дизайнеров или разработчиков. С другой стороны, можно абсолютно уверенно заявлять о том, что приложения для создания набросков и структурных схем страниц экономят много времени, и поэтому не будет лишним держать в собственном наборе инструментов хорошую подборку таких приложений – придет время, и они окажутся вам полезными.

Обычно подобные приложения стоят довольно дорого, и редко можно найти бесплатную программу хорошего качества. В сегодняшней подборке мы собрали для вас бесплатные приложения для создания структурных схем страниц и набросков.

Уникальная миссия Pencil Project заключается в том, чтобы дать людям возможность бесплатно использовать инструмент с открытым исходным кодом, предназначенный для создания диаграмм и разработки прототипов графических пользовательских интерфейсов, которыми смогут воспользоваться все.


Лучшая платформа для создания веб- и мобильных приложений с полноценными интерактивными структурными схемами страниц.


Lumzy представляет собой инструмент для создания набросков и прототипов для веб-сайтов и приложений. Под набросками мы имеем в виду создание быстрых эскизов, которые будут демонстрировать идею того, как должны будут выглядеть веб-сайт или приложение, над разработкой которого вы работаете. С помощью Lumzy вы можете создавать прототипы того, как сайты или приложения будут функционировать, добавляя контроллеры инструмента Lumzy. Например, что происходит, когда пользователь кликает по кнопке? Вы можете создавать текстовые предупреждения, навигацию по страницам или ссылки на внешний контент, чтобы ваш клиент мог полностью взаимодействовать с наброском его будущего веб-сайта.


Mockup – это удобное ПО, которое позволяет вам создавать прототипы сайта или нового дизайна для софта. Инструмент предлагает вам опробовать его возможности, и создать веб-прототип. Mockup оборудован всеми необходимыми инструментами, которые позволяют вам придать наброску практически завершенный вид. Это приложение отлично подходит для использования набросков для веб-дизайна.


Cacoo – это удобный в использовании инструмент для рисования, который позволит вам создавать различные диаграммы вроде карты сайта, структурных схем страниц, UML и сетевых чартов. Cacoo можно использовать абсолютно бесплатно.


Создавайте наброски для iPhone, применяя собственные стили, и радуйте свою аудиторию.


Веб-инструмент для создания структурных схем страниц. Wireframe или структурная схема страниц – это визуальная расстановка контента на сайте, которая позволяет разработчику и клиенту спланировать шаблон расположения контента и элементов в довольно сжатые сроки. Именно этот инструмент позволяет разрабатывать wireframe буквально в течение нескольких минут и, при желании, предоставляет возможность отправить подготовленный проект посредством электронной почты, мессенджера или даже мобильного телефона. Так как обе стороны могут без проблем видеть подготовленный проект, изменения можно вносить в считанные минуты, учитывая все пожелания или советы заказчика.

Схема это абстракция какого-либо процесса или системы, наглядно отображающая наиболее значимые части . Схемы широко применяются с древних времен до настоящего времени — чертежи древних пирамид, карты земель, принципиальные электрические схемы. Очевидно, древние мореплаватели хотели обмениваться картами и поэтому выработали единую систему обозначений и правил их выполнения. Аналогичные соглашения выработаны для изображения схем-алгоритмов и закреплены ГОСТ и международными стандартами.

На территории Российской Федерации действует единая система программной документации (ЕСПД) , частью которой является Государственный стандарт — ГОСТ 19.701-90 «Схемы алгоритмов программ, данных и систем» . Не смотря на то, что описанные в стандарте обозначения могут использоваться для изображения схем ресурсов системы, схем взаимодействия программ и т.п., в настоящей статье описана лишь разработка схем алгоритмов программ.

Рассматриваемый ГОСТ практически полностью соответствует международному стандарту ISO 5807:1985 .

Элементы блок-схем алгоритмов

Блок-схема представляет собой совокупность символов, соответствующих этапам работы алгоритма и соединяющих их линий. Пунктирная линия используется для соединения символа с комментарием. Сплошная линия отражает зависимости по управлению между символами и может снабжаться стрелкой. Стрелку можно не указывать при направлении дуги слева направо и сверху вниз. Согласно п. 4.2.4, линии должны подходить к символу слева, либо сверху, а исходить снизу, либо справа.

Есть и другие типы линий, используемые, например, для изображения блок-схем параллельных алгоритмов, но в текущей статье они, как и ряд специфических символов, не рассматриваются. Рассмотрены лишь основные символы, которых всегда достаточно студентам.

Терминатор начала и конца работы функции

Терминатором начинается и заканчивается любая функция. Тип возвращаемого значения и аргументов функции обычно указывается в комментариях к блоку терминатора.

Операции ввода и вывода данных

В ГОСТ определено множество символов ввода/вывода, например вывод на магнитные ленты, дисплеи и т.п. Если источник данных не принципиален, обычно используется символ параллелограмма. Подробности ввода/вывода могут быть указаны в комментариях.

Выполнение операций над данными

В блоке операций обычно размещают одно или несколько (ГОСТ не запрещает) операций присваивания, не требующих вызова внешних функций.

Блок, иллюстрирующий ветвление алгоритма

Блок в виде ромба имеет один вход и несколько подписанных выходов. В случае, если блок имеет 2 выхода (соответствует оператору ветвления), на них подписывается результат сравнения — «да/нет». Если из блока выходит большее число линий (оператор выбора), внутри него записывается имя переменной, а на выходящих дугах — значения этой переменной.

Вызов внешней процедуры

Вызов внешних процедур и функций помещается в прямоугольник с дополнительными вертикальными линиями.

Начало и конец цикла

Символы начала и конца цикла содержат имя и условие. Условие может отсутствовать в одном из символов пары. Расположение условия, определяет тип оператора, соответствующего символам на языке высокого уровня — оператор с предусловием (while) или постусловием (do … while).

Подготовка данных

Символ «подготовка данных» в произвольной форме (в ГОСТ нет ни пояснений, ни примеров), задает входные значения. Используется обычно для задания циклов со счетчиком.

Соединитель

В случае, если блок-схема не умещается на лист, используется символ соединителя, отражающий переход потока управления между листами. Символ может использоваться и на одном листе, если по каким-либо причинам тянуть линию не удобно.

Комментарий

Комментарий может быть соединен как с одним блоком, так и группой. Группа блоков выделяется на схеме пунктирной линией.

Примеры блок-схем

В качестве примеров, построены блок-схемы очень простых алгоритмов сортировки, при этом акцент сделан на различные реализации циклов, т.к. у студенты делают наибольшее число ошибок именно в этой части.

Сортировка вставками

Массив в алгоритме сортировки вставками разделяется на отсортированную и еще не обработанную части. Изначально отсортированная часть состоит из одного элемента, и постепенно увеличивается.

На каждом шаге алгоритма выбирается первый элемент необработанной части массива и вставляется в отсортированную так, чтобы в ней сохранялся требуемый порядок следования элементов. Вставка может выполняться как в конец массива, так и в середину. При вставке в середину необходимо сдвинуть все элементы, расположенные «правее» позиции вставки на один элемент вправо. В алгоритме используется два цикла — в первом выбираются элементы необработанной части, а во втором осуществляется вставка.


Блок-схема алгоритма сортировки вставками

В приведенной блок-схеме для организации цикла используется символ ветвления. В главном цикле (i < n) перебираются элементы необработанной части массива. Если все элементы обработаны — алгоритм завершает работу, в противном случае выполняется поиск позиции для вставки i-того элемента. Искомая позиция будет сохранена в переменной j в результате выполнения внутреннего цикла, осуществляющем сдвиг элементов до тех пор, пока не будет найден элемент, значение которого меньше i-того .

На блок-схеме показано каким образом может использоваться символ перехода — его можно использовать не только для соединения частей схем, размещенных на разных листах, но и для сокращения количества линий. В ряде случаев это позволяет избежать пересечения линий и упрощает восприятие алгоритма.

Сортировка пузырьком

Сортировка пузырьком , как и сортировка вставками , использует два цикла. Во вложенном цикле выполняется попарное сравнение элементов и, в случае нарушения порядка их следования, перестановка. В результате выполнения одной итерации внутреннего цикла, максимальный элемент гарантированно будет смещен в конец массива. Внешний цикл выполняется до тех пор, пока весь массив не будет отсортирован.


Блок-схема алгоритма сортировки пузырьком

На блок-схеме показано использование символов начала и конца цикла. Условие внешнего цикла (А) проверяется в конце (с постусловием ), он работает до тех пор, пока переменная hasSwapped имеет значение true. Внутренний цикл использует предусловие для перебора пар сравниваемых элементов. В случае, если элементы расположены в неправильном порядке, выполняется их перестановка посредством вызова внешней процедуры (swap ). Для того, чтобы было понятно назначение внешней процедуры и порядок следования ее аргументов, необходимо писать комментарии. В случае, если функция возвращает значение, комментарий может быть написан к символу терминатору конца.

Сортировка выбором

В сортировке выбором массив разделяется на отсортированную и необработанную части. Изначально отсортированная часть пустая, но постепенно она увеличивается. Алгоритм производит поиск минимального элемента необработанной части и меняет его местами с первым элементом той же части, после чего считается, что первый элемент обработан (отсортированная часть увеличивается).


Блок-схема сортировки выбором

На блок-схеме приведен пример использования блока «подготовка», а также показано, что в ряде случаев можно описывать алгоритм более «укрупнённо» (не вдаваясь в детали). К сортировке выбором не имеют отношения детали реализации поиска индекса минимального элемента массива , поэтому они могут быть описаны символом вызова внешней процедуры. Если блок-схема алгоритма внешней процедуры отсутствует, не помешает написать к символу вызова комментарий, исключением могут быть функции с говорящими названиями типа swap, sort , … .

В этой статье будут рассмотрены примеры блок-схем, которые могут встретиться вам в учебниках по информатике и другой литературе. Блок-схема представляет собой алгоритм, по которому решается какая-либо задача, поставленная перед разработчиком. Сначала нужно ответить на вопрос, что такое алгоритм, как он представляется графически, а самое главное - как его решить, зная определенные параметры. Нужно сразу отметить, что алгоритмы бывают нескольких видов.

Что такое алгоритм?

Это слово ввел в обиход математик Мухаммед аль-Хорезми, который жил в период 763-850 года. Именно он является человеком, который создал правила выполнения арифметических действий (а их всего четыре). А вот ГОСТ от 1974 года, который гласит, что:

Алгоритм - это точное предписание, которое определяет вычислительный процесс. Причем имеется несколько переменных с заданными значениями, которые приводят расчеты к искомому результату.

Алгоритм позволяет четко указать исполнителю выполнять строгую чтобы решить поставленную задачу и получить результат. Разработка алгоритма - это разбивание одной большой задачи на некую последовательность шагов. Причем разработчик алгоритма обязан знать все особенности и правила его составления.

Особенности алгоритма

Всего можно выделить восемь особенностей алгоритма (независимо от его вида):

  1. Присутствует функция ввода изначальных данных.
  2. Есть вывод некоего результата после завершения алгоритма. Нужно помнить, что алгоритм нужен для того, чтобы достичь определенной цели, а именно - получить результат, который имеет прямое отношение к исходным данным.
  3. У алгоритма должна быть структура дискретного типа. Он должен представляться последовательными шагами. Причем каждый следующий шаг может начаться только после завершения предыдущего.
  4. Алгоритм должен быть однозначным. Каждый шаг четко определяется и не допускает произвольной трактовки.
  5. Алгоритм должен быть конечным - необходимо, чтобы он выполнялся за строго определенное количество шагов.
  6. Алгоритм должен быть корректным - задавать исключительно верное решение поставленной задачи.
  7. Общность (или массовость) - он должен работать с различными исходными данными.
  8. Время, которое дается на решение алгоритма, должно быть минимальным. Это определяет эффективность решения поставленной задачи.

А теперь, зная, какие существуют блок-схемы алгоритмов, можно приступить к рассмотрению способов их записи. А их не очень много.

Словесная запись

Такая форма, как правило, применяется при описании порядка действий для человека: «Пойди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что».

Конечно, это шуточная форма, но суть понятна. В качестве примера можно привести еще, например, привычную запись на стеклах автобусов:«При аварии выдернуть шнур, выдавить стекло».

Здесь четко ставится условие, при котором нужно выполнить два действия в строгой последовательности. Но это самые простые алгоритмы, существуют и более сложные. Иногда используются формулы, спецобозначения, но при обязательном условии - исполнитель должен все понимать.

Допускается изменять порядок действий, если необходимо вернуться, например, к предыдущей операции либо обойти какую-то команду при определенном условии. При этом команды желательно нумеровать и обязательно указывается команда, к которой происходит переход: «Закончив все манипуляции, повторяете пункты с 3 по 5».

Запись в графической форме

В этой записи участвуют элементы блок-схем. Все элементы стандартизированы, у каждой команды имеется определенная графическая запись. А конкретная команда должна записываться внутри каждого из блоков обычным языком или математическими формулами. Все блоки должны соединяться линиями - они показывают, какой именно порядок у выполняемых команд. Собственно, этот тип алгоритма более подходит для использования в программном коде, нежели словесный.

Запись на языках программирования

В том случае, если алгоритм необходим для того, чтобы задачу решала программа, установленная на ПК, то нужно его записывать специальным кодом. Для этого существует множество языков программирования. И алгоритм в этом случае называется программой.

Блок-схемы

Блок-схема - это представление алгоритма в графической форме. Все команды и действия представлены геометрическими фигурами (блоками). Внутри каждой фигуры вписывается вся информация о тех действиях, которые нужно выполнить. Связи изображены в виде обычных линий со стрелками (при необходимости).

Для оформления блок-схем алгоритмов имеется ГОСТ 19.701-90. Он описывает порядок и правила создания их в графической форме, а также основные методы решения. В этой статье приведены основные элементы блок-схем, которые используются при решении задач, например, по информатике. А теперь давайте рассмотрим правила построения.

Основные правила составления блок-схемы

Можно выделить такие особенности, которые должны быть у любой блок-схемы:

  1. Обязательно должно присутствовать два блока - «Начало» и «Конец». Причем в единичном экземпляре.
  2. От начального блока до конечного должны быть проведены линии связи.
  3. Из всех блоков, кроме конечного, должны выходить линии потока.
  4. Обязательно должна присутствовать нумерация всех блоков: сверху вниз, слева направо. Порядковый номер нужно проставлять в левом верхнем углу, делая разрыв начертания.
  5. Все блоки должны быть связаны друг с другом линиями. Именно они должны определять последовательность, с которой выполняются действия. Если поток движется снизу вверх или справа налево (другими словами, в обратном порядке), то обязательно рисуются стрелки.
  6. Линии делятся на выходящие и входящие. При этом нужно отметить, что одна линия является для одного блока выходящей, а для другого входящей.
  7. От начального блока в схеме линия потока только выходит, так как он является самым первым.
  8. А вот у конечного блока имеется только вход. Это наглядно показано на примерах блок-схем, которые имеются в статье.
  9. Чтобы проще было читать блок-схемы, входящие линии изображаются сверху, а исходящие снизу.
  10. Допускается наличие разрывов в линиях потока. Обязательно они помечаются специальными соединителями.
  11. Для облегчения блок-схемы разрешается всю информацию прописывать в комментариях.

Графические элементы блок-схем для решения алгоритмов представлены в таблице:

Линейный тип алгоритмов

Это самый простой вид, который состоит из определенной последовательности действий, они не зависят от того, какие данные вписаны изначально. Есть несколько команд, которые выполняются однократно и только после того, как будет сделана предшествующая. Линейная блок-схема выглядит таким образом:

Причем связи могут идти как сверху вниз, так и слева направо. Используется такая блок-схема для записи алгоритмов вычислений по простым формулам, у которых не имеется ограничений на значения переменных, входящих в формулы для расчета. Линейный алгоритм - это составная часть сложных процессов вычисления.

Разветвляющиеся алгоритмы

Блок-схемы, построенные по таким алгоритмам, являются более сложными, нежели линейные. Но суть не меняется. Разветвляющийся алгоритм - это процесс, в котором дальнейшее действие зависит от того, как выполняется условие и какое получается решение. Каждое направление действия - это ветвь.

На схемах изображаются блоки, которые называются «Решение». У него имеется два выхода, а внутри прописывается логическое условие. Именно от того, как оно будет выполнено, зависит дальнейшее движение по схеме алгоритма. Можно разделить разветвляющиеся алгоритмы на три группы:

  1. «Обход» - при этом одна из веток не имеет операторов. Другими словами, происходит обход нескольких действий другой ветки.
  2. «Разветвление» - каждая ветка имеет определенный набор выполняемых действий.
  3. «Множественный выбор» - это разветвление, в котором есть несколько веток и каждая содержит в себе определенный набор выполняемых действий. Причем есть одна особенность - выбор направления напрямую зависит от того, какие заданы значения выражений, входящих в алгоритм.

Это простые алгоритмы, которые решаются очень просто. Теперь давайте перейдем к более сложным.

Циклический алгоритм

Здесь все предельно понятно - циклическая блок-схема представляет алгоритм, в котором многократно повторяются однотипные вычисления. По определению, цикл - это определенная последовательность каких-либо действий, выполняемая многократно (более, чем один раз). И можно выделить несколько типов циклов:

  1. У которых известно число повторений действий (их еще называют циклами со счетчиком).
  2. У которых число повторений неизвестно - с постусловием и предусловием.

Независимо от того, какой тип цикла используется для решения алгоритма, у него обязательно должна присутствовать переменная, при помощи которой происходит выход. Именно она определяет количество повторений цикла. Рабочая часть (тело) цикла - это определенная последовательность действий, которая выполняется на каждом шаге. А теперь более детально рассмотрим все типы циклов, которые могут встретиться при составлении алгоритмов и решении задач по информатике.

Циклы со счетчиками

На рисунке изображена простая блок-схема, в которой имеется цикл со счетчиком. Такой тип алгоритмов показывает, что заранее известно количество повторений данного цикла. И это число фиксировано. При этом переменная, считающая число шагов (повторений), так и называется - счетчик. Иногда в учебниках можно встретить иные определения - параметр цикла, управляющая переменная.

Блок-схема очень наглядно иллюстрирует, как работает цикл со счетчиком. Прежде чем приступить к выполнению первого шага, нужно присвоить начальное значение счетчику - это может быть любое число, оно зависит от конкретного алгоритма. В том случае, когда конечное значение меньше величины счетчика, начнет выполняться определенная группа команд, которые составляют тело цикла.

После того, как тело будет выполнено, счетчик меняется на величину шага счетчика, обозначенную буквой h. В том случае, если значение, которое получится, будет меньше конечного, цикл будет продолжаться. И закончится он лишь в тогда, когда конечное значение будет меньше, чем счетчик цикла. Только в этом случае произойдет выполнение того действия, которое следует за циклом.

Обычно в обозначениях блок-схем используется блок, который называется «Подготовка». В нем прописывается счетчик, а затем указываются такие данные: начальное и конечное значения, шаг изменения. На блок-схеме это параметры I н, Ik и h, соответственно. В том случае, когда h=1, величину шага не записывают. В остальных случаях делать это обязательно. Необходимо придерживаться простого правила - линия потока должна входить сверху. А линия потока, которая выходит снизу (или справа, в зависимости от конкретного алгоритма), должна показывать переход к последующему оператору.

Теперь вы полностью изучили описание блок-схемы, изображенной на рисунке. Можно перейти к дальнейшему изучению. Когда используется цикл со счетчиком, требуется соблюдать определенные условия:

  1. В теле не разрешается изменять (принудительно) значение счетчика.
  2. Запрещено передавать управление извне оператору тела. Другими словами, войти в цикл можно только из его начала.

Циклы с предусловием

Этот тип циклов применяется в тех случаях, когда количество повторений заранее неизвестно. Цикл с предусловием - это тип алгоритма, в котором непосредственно перед началом выполнения тела осуществляется проверка условия, при котором допускается переход к следующему действию. Обратите внимание на то, как изображаются элементы блок-схемы.

В том случае, когда условие выполняется (утверждение истинно), происходит переход к началу тела цикла. Непосредственно в нем изменяется значение хотя бы одной переменной, влияющей на значение поставленного условия. Если не придерживаться этого правила, получим «зацикливание». В том случае, если после следующей проверки условия выполнения тела цикла оказывается, что оно ложное, то происходит выход.

В блок-схемах алгоритмов допускается осуществлять проверку не истинности, а ложности начального условия. При этом из цикла произойдет выход только в том случае, если значение условия окажется истинным. Оба варианта правильные, их использование зависит от того, какой конкретно удобнее использовать для решения той или иной задачи. Такой тип цикла имеет одну особенность - тело может не выполниться в случае, когда условие ложно или истинно (в зависимости от варианта, который применяется для решения алгоритма).

Ниже приведена блок-схема, которая описывает все эти действия:

Что такое цикл с постусловием?

Если внимательно присмотреться, то этот вид циклов чем-то похож на предыдущий. Самостоятельно построить блок-схему, описывающую этот цикл, мы сейчас и попробуем. Особенность заключается в том, что неизвестно заранее число повторений. А условие задается уже после того, как произошел выход из тела. Отсюда видно, что тело, независимо от решения, будет выполняться как минимум один раз. Для наглядности взгляните на блок-схему, описывающую выполнение условия и операторов:

Ничего сложного в построении алгоритмов с циклами нет, достаточно в них только один раз разобраться. А теперь перейдем к более сложным конструкциям.

Сложные циклы

Сложные - это такие конструкции, внутри которых есть один или больше простых циклов. Иногда их называют вложенными. При этом те конструкции, которые охватывают иные циклы, называют «внешними». А те, которые входят в конструкцию внешних - внутренними. При выполнении каждого шага внешнего цикла происходит полная прокрутка внутреннего, как представлено на рисунке:

Вот и все, вы рассмотрели основные особенности построения блок-схем для решения алгоритмов, знаете принципы и правила. Теперь можно рассмотреть конкретные примеры блок-схем из жизни. Например, в психологии такие конструкции используются для того, чтобы человек решил какой-то вопрос:

Или пример из биологии для решения поставленной задачи:

Решение задач с блок-схемами

А теперь рассмотрим примеры задач с блок-схемами, которые могут попасться в учебниках информатики. Например, задана блок-схема, по которой решается какой-то алгоритм:

При этом пользователь самостоятельно вводит значения переменных. Допустим, х=16, а у=2. Процесс выполнения такой:

  1. Производится ввод значений х и у.
  2. Выполняется операция преобразования: х=√16=4.
  3. Выполняется условие: у=у 2 =4.
  4. Производится вычисление: х=(х+1)=(4+1)=5.
  5. Дальше вычисляется следующая переменная: у=(у+х)=(5+4)=9.
  6. Выводится решение: у=9.

На этом примере блок-схемы по информатике хорошо видно, как происходит решение алгоритма. Нужно обратить внимание на то, что значения х и у задаются на начальном этапе и они могут быть любыми.