Работа с файлами запись в файл. Ввод данных из файла и вывод в файл. Чтение из текстового файла и запись в него

В этой статье мы узнаем, как считывать данные из файлов и записывать информацию в файлы в программах си. Файлы в си используются для того, чтобы сохранять результат работы программы си и использовать его при новом запуске программы. Например можно сохранять результаты вычислений, статистику игр.
Чтобы работать с файлами в си необходимо подключить библиотеку stdio.h
#include
Чтобы работать с файлом в си необходимо задать указатель на файл по образцу
FILE *имя указателя на файл;
Например
FILE *fin;
Задает указатель fin на файл
Дальше необходимо открыть файл и привязать его к файловому указателю. Для открытия файла в си на чтение используется команда
Имя указателя на файл= fopen("путь к файлу", "r");
Например следующая команда
fin = fopen("C:\\Users\\user\\Desktop\\data.txt", "r");
откроет файл data.txt, находящийся на рабочем столе по пути C:\\Users\\user\\Desktop Чтобы узнать путь к файлу можно выбрать файл мышью нажать на правую кнопку мыши и выбрать свойства файла. В разделе Расположение будет указан путь к файлу. Обратите внимание, что в си путь указывается с помощью двух слешей.
После работы с файлом в си, необходимо его закрыть с помощью команды
fclose(имя указателя на файл)

Считывание информации из текстового файла в Си

Чтобы можно было считывать русские символы из файла, необходимо настроить работу с Кириллицей с помощью команды
setlocale(LC_ALL, "Russian");

При этом необходимо в начале программы подключить #include

Оператор fscanf()

Для считывания слова из файла в си используется команда fscanf(). Эта команда аналогична команде ввода информации с клавиватуры только первый параметр это указатель на файл
fscanf(указатель на файл,"%формат ввода данных1% форматввода данных2…",&перменная1,&переменная2…);
Например команда
fscanf(fin,"%d%d%d",&a,&b,&c);
считает из файла, который привязан к указателю на файл fin строку из трех целочисленных переменных
Разберем пример программы, которая считывает из текстового файла data.txt в которые записаны три столбца цифр информацию и записывает ее в массивы. Для каждого столбца информации свой массив. Подробно о .
#include
#include
main()
{ int a;
int b;
int c;
int i;
// определяем указатель на файл
FILE *fin;
// открываем файл на чтение
fin = fopen("C:\\Users\\user\\Desktop\\data.txt", "r");
// построчное считывание из файла
for (i=0;i<3;i++)
{
// считывание строки из трех значений файла и запись в массивы
fscanf(fin,"%d%d%d",&a[i],&b[i],&c[i]);
}
// вывод массивов на экран
for (i=0;i<3;i++)
{
printf("%d %d %d ",a[i],b[i],c[i]);
}
getch();
// закрытие файла
fclose(fin);
}

Построковое считывание информации из файла в СИ.Функция fgets ()

Оператор fscanf() считывает из файла слово, т.е. до первого встречного пробела.
Чтобы считать из файла всю строку из файла в Си используется конструкция
if (NULL != fgets (строковая переменная, длина строки, указатель на файл))
{
действия при считывании строки
}

Например программа на Си которая считывает две строки из файла и выводит их на экран
#include
#include
#include
main()
{
// задаем строковые перменные
char st1;
char st2;
//определяем указатель на файл
FILE *fin;
// настриваем работу с Кириллицей
setlocale(LC_ALL, "Russian");
// открываем файл на чтение
fin = fopen("C:\\data.txt", "r");
// считываем первую строку из файла
if (NULL != fgets (st1, 100, fin))
{
// выводим строку на экран
printf("%s ",st1);}
// считываем вторую строку из файла
if (NULL != fgets (st2, 100, fin))
{
// выводим строку на экран
printf("%s ",st2);}
// закрываем файл на чтение
fclose(fin);
}

Запись информации в текстовый файл в Си

Для записи данных в файл в Си , необходимо открыть файл в режиме записи
Имя указателя на файл= fopen("путь к файлу", "w");
Для записи в строку текстового файла используется команда fprnitf(), которая аналогична команде в си только первый параметр это указатель на файл
fprintf (имя указателя на файл,”%формат ввода”, переменные);
Например запись в файл out.txt значение переменной а
a=10;
fout = fopen("C:\\Users\\user\\Desktop\\out.txt", "w");
fprintf (fout,”%d”, a);

Пример программы на си которая запрашивает два числа и записывает в файл out.txt оба эти числа и их сумму

#include
#include

main()
{ int a;
int b;
int c;
FILE *fout;
fout = fopen("C:\\Users\\user\\Desktop\\out.txt", "w");
printf ("введите первое число ");
scanf("%d", &a);
printf ("введите второе число ");
scanf("%d", &b);
c=a+b;
fprintf(fout,"%d %d %d",a,b,c);
getch();
fclose(fout);
}

Последнее обновление: 31.10.2015

Для работы с каталогами в пространстве имен System.IO предназначены сразу два класса: Directory и DirectoryInfo .

Класс Directory

Класс Directory предоставляет ряд статических методов для управления каталогами. Некоторые из этих методов:

    CreateDirectory(path) : создает каталог по указанному пути path

    Delete(path) : удаляет каталог по указанному пути path

    Exists(path) : определяет, существует ли каталог по указанному пути path. Если существует, возвращается true , если не существует, то false

    GetDirectories(path) : получает список каталогов в каталоге path

    GetFiles(path) : получает список файлов в каталоге path

    Move(sourceDirName, destDirName) : перемещает каталог

    GetParent(path) : получение родительского каталога

Класс DirectoryInfo

Данный класс предоставляет функциональность для создания, удаления, перемещения и других операций с каталогами. Во многом он похож на Directory. Некоторые из его свойств и методов:

    Create() : создает каталог

    CreateSubdirectory(path) : создает подкаталог по указанному пути path

    Delete() : удаляет каталог

    Свойство Exists : определяет, существует ли каталог

    GetDirectories() : получает список каталогов

    GetFiles() : получает список файлов

    MoveTo(destDirName) : перемещает каталог

    Свойство Parent : получение родительского каталога

    Свойство Root : получение корневого каталога

Посмотрим на примерах применение этих классов

Получение списка файлов и подкаталогов

string dirName = "C:\\"; if (Directory.Exists(dirName)) { Console.WriteLine("Подкаталоги:"); string dirs = Directory.GetDirectories(dirName); foreach (string s in dirs) { Console.WriteLine(s); } Console.WriteLine(); Console.WriteLine("Файлы:"); string files = Directory.GetFiles(dirName); foreach (string s in files) { Console.WriteLine(s); } }

Обратите внимание на использование слешей в именах файлов. Либо мы используем двойной слеш: "C:\\" , либо одинарный, но тогда перед всем путем ставим знак @: @"C:\Program Files"

Создание каталога

string path = @"C:\SomeDir"; string subpath = @"program\avalon"; DirectoryInfo dirInfo = new DirectoryInfo(path); if (!dirInfo.Exists) { dirInfo.Create(); } dirInfo.CreateSubdirectory(subpath);

Вначале проверяем, а нету ли такой директории, так как если она существует, то ее создать будет нельзя, и приложение выбросит ошибку. В итоге у нас получится следующий путь: "C:\SomeDir\program\avalon"

Получение информации о каталоге

string dirName = "C:\\Program Files"; DirectoryInfo dirInfo = new DirectoryInfo(dirName); Console.WriteLine($"Название каталога: {dirInfo.Name}"); Console.WriteLine($"Полное название каталога: {dirInfo.FullName}"); Console.WriteLine($"Время создания каталога: {dirInfo.CreationTime}"); Console.WriteLine($"Корневой каталог: {dirInfo.Root}");

Удаление каталога

Если мы просто применим метод Delete к непустой папке, в которой есть какие-нибудь файлы или подкаталоги, то приложение нам выбросит ошибку. Поэтому нам надо передать в метод Delete дополнительный параметр булевого типа, который укажет, что папку надо удалять со всем содержимым:

String dirName = @"C:\SomeFolder"; try { DirectoryInfo dirInfo = new DirectoryInfo(dirName); dirInfo.Delete(true); Console.WriteLine("Каталог удален"); } catch (Exception ex) { Console.WriteLine(ex.Message); }

String dirName = @"C:\SomeFolder"; Directory.Delete(dirName, true);

Перемещение каталога

string oldPath = @"C:\SomeFolder"; string newPath = @"C:\SomeDir"; DirectoryInfo dirInfo = new DirectoryInfo(oldPath); if (dirInfo.Exists && Directory.Exists(newPath) == false) { dirInfo.MoveTo(newPath); }

При перемещении надо учитывать, что новый каталог, в который мы хотим перемесить все содержимое старого каталога, не должен существовать.

Работа файлового ввода/вывода в C++ почти аналогична работе обычных (но с небольшими нюансами).

Классы файлового ввода/вывода

Есть три основных класса файлового ввода/вывода в C++ :

ofstream (является дочерним классу );

fstream (является дочерним классу iostream).

С помощью этих классов можно выполнять однонаправленный файловый ввод, однонаправленный файловый вывод и двунаправленный файловый ввод/вывод. Для их использования нужно всего лишь подключить fstream.

В отличие от потоков cout, cin, cerr и clog, которые сразу же можно использовать, файловые потоки должны быть явно установлены программистом. То есть, чтобы открыть файл для чтения и/или записи, нужно создать объект соответствующего класса файлового ввода/вывода, указав имя файла в качестве параметра. Затем, с помощью операторов вставки (<<) или извлечения (>>), можно записывать данные в файл или читать содержимое файла. После этого финал — нужно закрыть файл: явно вызвать метод close() или просто позволить файловой переменной ввода/вывода выйти из области видимости ( файлового класса ввода/вывода закроет этот файл автоматически вместо нас).

Файловый вывод

Для записи в файл используется класс ofstream . Например:

#include #include #include // для использования exit() int main() { using namespace std; // ofstream используется для записи данных в файл // Создаём файл SomeText.txt ofstream outf("SomeText.txt"); // Если мы не можем открыть этот файл для записи данных в него if (!outf) { // То выводим сообщение об ошибке и выполняем exit() cerr << "Uh oh, SomeText.txt could not be opened for writing!" << endl; exit(1); } // Записываем в файл следующие две строчки outf << "See line #1!" << endl; outf << "See line #2!" << endl; return 0; // Когда outf выйдет из области видимости, то деструктор класса ofstream автоматически закроет наш файл }

#include

#include

#include // для использования exit()

int main ()

using namespace std ;

// ofstream используется для записи данных в файл

// Создаём файл SomeText.txt

ofstream outf ("SomeText.txt" ) ;

// Если мы не можем открыть этот файл для записи данных в него

if (! outf )

// То выводим сообщение об ошибке и выполняем exit()

cerr << << endl ;

exit (1 ) ;

// Записываем в файл следующие две строчки

outf << "See line #1!" << endl ;

outf << "See line #2!" << endl ;

return 0 ;

// Когда outf выйдет из области видимости, то деструктор класса ofstream автоматически закроет наш файл

Если вы загляните в каталог вашего проекта (ПКМ по вкладке с названием вашего.cpp файла в Visual Studio > «Открыть содержащую папку» ), то увидите файл с именем SomeText.txt, в котором находятся следующие строчки:

See line #1!
See line #2!

Обратите внимание, мы также можем использовать метод put() для записи одного символа в файл.

Файловый ввод

#include #include #include #include // для использования exit() int main() { using namespace std; // ifstream используется для чтения содержимого файла // Попытаемся прочитать содержимое файла SomeText.txt ifstream inf("SomeText.txt"); // Если мы не можем открыть этот файл для чтения его содержимого if (!inf) { cerr << "Uh oh, SomeText.txt could not be opened for reading!" << endl; exit(1); } // Пока есть данные, которые мы можем прочитать while (inf) { // То перемещаем эти данные в строку, которую затем выводим на экран string strInput; inf >> strInput; cout << strInput << endl; } return 0; }

#include

#include

#include

#include // для использования exit()

int main ()

using namespace std ;

// ifstream используется для чтения содержимого файла

// Если мы не можем открыть этот файл для чтения его содержимого

if (! inf )

// То выводим следующее сообщение об ошибке и выполняем exit()

cerr << << endl ;

exit (1 ) ;

// Пока есть данные, которые мы можем прочитать

while (inf )

// То перемещаем эти данные в строку, которую затем выводим на экран

string strInput ;

inf >> strInput ;

cout << strInput << endl ;

return 0 ;

// Когда inf выйдет из области видимости, то деструктор класса ifstream автоматически закроет наш файл

See
line
#1!
See
line
#2!

Хм, это не совсем то, что мы хотели. Как мы уже знаем из предыдущих уроков, оператор извлечения работает с «отформатированными данными», т.е. он игнорирует все пробелы, символы табуляции и символ новой строки. Чтобы прочитать всё содержимое как есть, без его разбивки на части (как в примере выше), нам нужно использовать метод getline() :

#include #include #include #include // для использования exit() int main() { using namespace std; // ifstream используется для чтения содержимого файлов // Мы попытаемся прочитать содержимое файла SomeText.txt ifstream inf("SomeText.txt"); // Если мы не можем открыть файл для чтения его содержимого if (!inf) { // То выводим следующее сообщение об ошибке и выполняем exit() cerr << "Uh oh, SomeText.txt could not be opened for reading!" << endl; exit(1); } // Пока есть, что читать while (inf) { // То перемещаем то, что можем прочитать, в строку, а затем выводим эту строку на экран string strInput; getline(inf, strInput); cout << strInput << endl; } return 0; // Когда inf выйдет из области видимости, то деструктор класса ifstream автоматически закроет наш файл }

#include

#include

#include

#include // для использования exit()

int main ()

using namespace std ;

// ifstream используется для чтения содержимого файлов

ifstream inf ("SomeText.txt" ) ;

// Если мы не можем открыть файл для чтения его содержимого

if (! inf )

// То выводим следующее сообщение об ошибке и выполняем exit()

cerr << "Uh oh, SomeText.txt could not be opened for reading!" << endl ;

exit (1 ) ;

while (inf )

string strInput ;

getline (inf , strInput ) ;

cout << strInput << endl ;

return 0 ;

// Когда inf выйдет из области видимости, то деструктор класса ifstream автоматически закроет наш файл

Результат выполнения программы выше:

Буферизованный вывод

Вывод в C++ может быть буферизован. Это означает, что всё, что выводится в файловый поток, не может сразу же быть записанным на диск (в конкретный файл). Это сделано, в первую очередь, по соображениям производительности. Когда данные буфера записываются на диск, то это называется очисткой буфера . Одним из способов очистки буфера является закрытие файла. В таком случае всё содержимое буфера будет перемещено на диск, а затем файл будет закрыт.

Буферизация вывода обычно не является проблемой, но, при определённых обстоятельствах, она может вызвать проблемы у неосторожных новичков. Например, когда в буфере хранятся данные и программа преждевременно завершает своё выполнение (либо в результате сбоя, либо путём вызова ). В таких случаях деструкторы классов файлового ввода/вывода не выполняются, файлы никогда не закрываются, буферы не очищаются и наши данные теряются навсегда. Вот почему хорошей идеей является явное закрытие всех открытых файлов перед вызовом exit().

Также буфер можно очистить вручную, используя метод ostream::flush() или отправив std::flush в выходной поток. Любой из этих способов может быть полезен для обеспечения немедленной записи содержимого буфера на диск в случае сбоя программы.

Интересный нюанс : Поскольку std::endl; также очищает выходной поток, то его чрезмерное использование (приводящее к ненужным очисткам буфера) может повлиять на производительность программы (так как очистка буфера в некоторых случаях может быть затратной операцией). По этой причине программисты, которые заботятся о производительности своего кода, часто используют \n вместо std::endl для вставки символа новой строки в выходной поток, дабы избежать ненужной очистки буфера.

Режимы открытия файлов

Что произойдёт, если мы попытаемся записать данные в уже существующий файл? Повторный запуск программы выше (самая первая) показывает, что исходный файл полностью перезаписывается при повторном запуске программы. А что, если нам нужно добавить данные в конец файла? Оказывается, файлового потока принимают необязательный второй параметр, который позволяет указать программисту способ открытия файла. В качестве этого параметра можно передавать следующие флаги (которые находятся в классе ios):

app - открывает файл в режиме добавления;

ate - переходит в конец файла перед чтением/записью;

binary - открывает файл в бинарном режиме (вместо текстового режима);

in - открывает файл в режиме чтения (по умолчанию для ifstream);

out - открывает файл в режиме записи (по умолчанию для ofstream);

trunc - удаляет файл, если он уже существует.

Можно указать сразу несколько флагов путём использования .

ifstream по умолчанию работает в режиме ios::in;

ofstream по умолчанию работает в режиме ios::out;

fstream по умолчанию работает в режиме ios::in ИЛИ ios::out, что означает, что вы можете выполнять как чтение содержимого файла, так и запись данных в файл.

Теперь давайте напишем программу, которая добавит две строки в ранее созданный файл SomeText.txt:

#include #include // для использования exit() #include int main() { using namespace std; // Передаём флаг ios:app, чтобы сообщить fstream, что мы собираемся добавить свои данные к уже существующим данным файла, // мы не собираемся перезаписывать файл. Нам не нужно передавать флаг ios::out, // поскольку ofstream по умолчанию работает в режиме ios::out ofstream outf("SomeText.txt", ios::app); // Если мы не можем открыть файл для записи данных if (!outf) { // То выводим следующее сообщение об ошибке и выполняем exit() cerr << "Uh oh, SomeText.txt could not be opened for writing!" << endl; exit(1); } outf << "See line #3!" << endl; outf << "See line #4!" << endl; return 0; // Когда outf выйдет из области видимости, то деструктор класса ofstream автоматически закроет наш файл }

#include

#include // для использования exit()

#include

int main ()

using namespace std ;

// Передаём флаг ios:app, чтобы сообщить fstream, что мы собираемся добавить свои данные к уже существующим данным файла,

// мы не собираемся перезаписывать файл. Нам не нужно передавать флаг ios::out,

// поскольку ofstream по умолчанию работает в режиме ios::out

ofstream outf ("SomeText.txt" , ios :: app ) ;

// Если мы не можем открыть файл для записи данных

if (! outf )

// То выводим следующее сообщение об ошибке и выполняем exit()

cerr << "Uh oh, SomeText.txt could not be opened for writing!" << endl ;

exit (1 ) ;

Большинство компьютерных программ работают с файлами, и поэтому возникает необходимость создавать, удалять, записывать читать, открывать файлы. Что же такое файл? Файл – именованный набор байтов, который может быть сохранен на некотором накопителе. Ну, теперь ясно, что под файлом понимается некоторая последовательность байтов, которая имеет своё, уникальное имя, например файл.txt . В одной директории не могут находиться файлы с одинаковыми именами. Под именем файла понимается не только его название, но и расширение, например: file.txt и file.dat разные файлы, хоть и имеют одинаковые названия. Существует такое понятие, как полное имя файлов – это полный адрес к директории файла с указанием имени файла, например: D:\docs\file.txt . Важно понимать эти базовые понятия, иначе сложно будет работать с файлами.

Для работы с файлами необходимо подключить заголовочный файл . В определены несколько классов и подключены заголовочные файлы файловый ввод и файловый вывод.

Файловый ввод/вывод аналогичен стандартному вводу/выводу, единственное отличие – это то, что ввод/вывод выполнятся не на экран, а в файл. Если ввод/вывод на стандартные устройства выполняется с помощью объектов cin и cout , то для организации файлового ввода/вывода достаточно создать собственные объекты, которые можно использовать аналогично операторам cin и cout .

Например, необходимо создать текстовый файл и записать в него строку Работа с файлами в С++ . Для этого необходимо проделать следующие шаги:

  1. создать объект класса ofstream ;
  2. связать объект класса с файлом, в который будет производиться запись;
  3. записать строку в файл;
  4. закрыть файл.

Почему необходимо создавать объект класса ofstream , а не класса ifstream ? Потому, что нужно сделать запись в файл, а если бы нужно было считать данные из файла, то создавался бы объект класса ifstream .

// создаём объект для записи в файл ofstream /*имя объекта*/; // объект класса ofstream

Назовём объект – fout , Вот что получится:

Ofstream fout;

Для чего нам объект? Объект необходим, чтобы можно было выполнять запись в файл. Уже объект создан, но не связан с файлом, в который нужно записать строку.

Fout.open("cppstudio.txt"); // связываем объект с файлом

Через операцию точка получаем доступ к методу класса open(), в круглых скобочках которого указываем имя файла. Указанный файл будет создан в текущей директории с программой. Если файл с таким именем существует, то существующий файл будет заменен новым. Итак, файл открыт, осталось записать в него нужную строку. Делается это так:

Fout << "Работа с файлами в С++"; // запись строки в файл

Используя операцию передачи в поток совместно с объектом fout строка Работа с файлами в С++ записывается в файл. Так как больше нет необходимости изменять содержимое файла, его нужно закрыть, то есть отделить объект от файла.

Fout.close(); // закрываем файл

Итог – создан файл со строкой Работа с файлами в С++ .

Шаги 1 и 2 можно объединить, то есть в одной строке создать объект и связать его с файлом. Делается это так:

Ofstream fout("cppstudio.txt"); // создаём объект класса ofstream и связываем его с файлом cppstudio.txt

Объединим весь код и получим следующую программу.

// file.cpp: определяет точку входа для консольного приложения. #include "stdafx.h" #include using namespace std; int main(int argc, char* argv) { ofstream fout("cppstudio.txt"); // создаём объект класса ofstream для записи и связываем его с файлом cppstudio.txt fout << "Работа с файлами в С++"; // запись строки в файл fout.close(); // закрываем файл system("pause"); return 0; }

Осталось проверить правильность работы программы, а для этого открываем файл cppstudio.txt и смотрим его содержимое, должно быть — Работа с файлами в С++ .

  1. создать объект класса ifstream и связать его с файлом, из которого будет производиться считывание;
  2. прочитать файл;
  3. закрыть файл.
// file_read.cpp: определяет точку входа для консольного приложения. #include "stdafx.h" #include #include using namespace std; int main(int argc, char* argv) { setlocale(LC_ALL, "rus"); // корректное отображение Кириллицы char buff; // буфер промежуточного хранения считываемого из файла текста ifstream fin("cppstudio.txt"); // открыли файл для чтения fin >> << buff << endl; // напечатали это слово fin.getline(buff, 50); // считали строку из файла fin.close(); // закрываем файл cout << buff << endl; // напечатали эту строку system("pause"); return 0; }

В программе показаны два способа чтения из файла, первый – используя операцию передачи в поток, второй – используя функцию getline() . В первом случае считывается только первое слово, а во втором случае считывается строка, длинной 50 символов. Но так как в файле осталось меньше 50 символов, то считываются символы включительно до последнего. Обратите внимание на то, что считывание во второй раз (строка 17 ) продолжилось, после первого слова, а не с начала, так как первое слово было прочитано в строке 14 . Результат работы программы показан на рисунке 1.

Работа с файлами в С++ Для продолжения нажмите любую клавишу. . .

Рисунок 1 — Работа с файлами в С++

Программа сработала правильно, но не всегда так бывает, даже в том случае, если с кодом всё впорядке. Например, в программу передано имя несуществующего файла или в имени допущена ошибка. Что тогда? В этом случае ничего не произойдёт вообще. Файл не будет найден, а значит и прочитать его не возможно. Поэтому компилятор проигнорирует строки, где выполняется работа с файлом. В результате корректно завершится работа программы, но ничего, на экране показано не будет. Казалось бы это вполне нормальная реакции на такую ситуацию. Но простому пользователю не будет понятно, в чём дело и почему на экране не появилась строка из файла. Так вот, чтобы всё было предельно понятно в С++ предусмотрена такая функция — is_open() , которая возвращает целые значения: 1 — если файл был успешно открыт, 0 — если файл открыт не был. Доработаем программу с открытием файла, таким образом, что если файл не открыт выводилось соответствующее сообщение.

// file_read.cpp: определяет точку входа для консольного приложения. #include "stdafx.h" #include #include using namespace std; int main(int argc, char* argv) { setlocale(LC_ALL, "rus"); // корректное отображение Кириллицы char buff; // буфер промежуточного хранения считываемого из файла текста ifstream fin("cppstudio.doc"); // (ВВЕЛИ НЕ КОРРЕКТНОЕ ИМЯ ФАЙЛА) if (!fin.is_open()) // если файл не открыт cout << "Файл не может быть открыт!\n"; // сообщить об этом else { fin >> buff; // считали первое слово из файла cout << buff << endl; // напечатали это слово fin.getline(buff, 50); // считали строку из файла fin.close(); // закрываем файл cout << buff << endl; // напечатали эту строку } system("pause"); return 0; }

Результат работы программы показан на рисунке 2.

Файл не может быть открыт! Для продолжения нажмите любую клавишу. . .

Рисунок 2 — Работа с файлами в С++

Как видно из рисунка 2 программа сообщила о невозможности открыть файл. Поэтому, если программа работает с файлами, рекомендуется использовать эту функцию, is_open() , даже, если уверены, что файл существует.

Режимы открытия файлов

Режимы открытия файлов устанавливают характер использования файлов. Для установки режима в классе ios_base предусмотрены константы, которые определяют режим открытия файлов (см. Таблица 1).

Режимы открытия файлов можно устанавливать непосредственно при создании объекта или при вызове функции open() .

Ofstream fout("cppstudio.txt", ios_base::app); // открываем файл для добавления информации к концу файла fout.open("cppstudio.txt", ios_base::app); // открываем файл для добавления информации к концу файла

Режимы открытия файлов можно комбинировать с помощью поразрядной логической операции или | , например: ios_base::out | ios_base::trunc — открытие файла для записи, предварительно очистив его.

Объекты класса ofstream , при связке с файлами по умолчанию содержат режимы открытия файлов ios_base::out | ios_base::trunc . То есть файл будет создан, если не существует. Если же файл существует, то его содержимое будет удалено, а сам файл будет готов к записи. Объекты класса ifstream связываясь с файлом, имеют по умолчанию режим открытия файла ios_base::in — файл открыт только для чтения. Режим открытия файла ещё называют — флаг, для удобочитаемости в дальнейшем будем использовать именно этот термин. В таблице 1 перечислены далеко не все флаги, но для начала этих должно хватить.

Обратите внимание на то, что флаги ate и app по описанию очень похожи, они оба перемещают указатель в конец файла, но флаг app позволяет производить запись, только в конец файла, а флаг ate просто переставляет флаг в конец файла и не ограничивает места записи.

Разработаем программу, которая, используя операцию sizeof() , будет вычислять характеристики основных типов данных в С++ и записывать их в файл. Характеристики:

  1. число байт, отводимое под тип данных
  2. максимальное значение, которое может хранить определённый тип данных.

Запись в файл должна выполняться в таком формате:

/* data type byte max value bool = 1 255.00 char = 1 255.00 short int = 2 32767.00 unsigned short int = 2 65535.00 int = 4 2147483647.00 unsigned int = 4 4294967295.00 long int = 4 2147483647.00 unsigned long int = 4 4294967295.00 float = 4 2147483647.00 long float = 8 9223372036854775800.00 double = 8 9223372036854775800.00 */

Такая программа уже разрабатывалась ранее в разделе , но там вся информация о типах данных выводилась на стандартное устройство вывода, а нам необходимо программу переделать так, чтобы информация записывалась в файл. Для этого необходимо открыть файл в режиме записи, с предварительным усечением текущей информации файла (строка 14 ). Как только файл создан и успешно открыт (строки 16 — 20), вместо оператора cout , в строке 22 используем объект fout . таким образом, вместо экрана информация о типах данных запишется в файл.

// write_file.cpp: определяет точку входа для консольного приложения. #include "stdafx.h" #include #include // работа с файлами #include // манипуляторы ввода/вывода using namespace std; int main(int argc, char* argv) { setlocale(LC_ALL, "rus"); // связываем объект с файлом, при этом файл открываем в режиме записи, предварительно удаляя все данные из него ofstream fout("data_types.txt", ios_base::out | ios_base::trunc); if (!fout.is_open()) // если файл небыл открыт { cout << "Файл не может быть открыт или создан\n"; // напечатать соответствующее сообщение return 1; // выполнить выход из программы } fout << " data type " << "byte" << " " << " max value " << endl // заголовки столбцов << "bool = " << sizeof(bool) << " " << fixed << setprecision(2) /*вычисляем максимальное значение для типа данных bool*/ << (pow(2,sizeof(bool) * 8.0) - 1) << endl << "char = " << sizeof(char) << " " << fixed << setprecision(2) /*вычисляем максимальное значение для типа данных char*/ << (pow(2,sizeof(char) * 8.0) - 1) << endl << "short int = " << sizeof(short int) << " " << fixed << setprecision(2) /*вычисляем максимальное значение для типа данных short int*/ << (pow(2,sizeof(short int) * 8.0 - 1) - 1) << endl << "unsigned short int = " << sizeof(unsigned short int) << " " << fixed << setprecision(2) /*вычисляем максимальное значение для типа данных unsigned short int*/ << (pow(2,sizeof(unsigned short int) * 8.0) - 1) << endl << "int = " << sizeof(int) << " " << fixed << setprecision(2) /*вычисляем максимальное значение для типа данных int*/ << (pow(2,sizeof(int) * 8.0 - 1) - 1) << endl << "unsigned int = " << sizeof(unsigned int) << " " << fixed << setprecision(2) /*вычисляем максимальное значение для типа данных unsigned int*/ << (pow(2,sizeof(unsigned int) * 8.0) - 1) << endl << "long int = " << sizeof(long int) << " " << fixed << setprecision(2) /*вычисляем максимальное значение для типа данных long int*/ << (pow(2,sizeof(long int) * 8.0 - 1) - 1) << endl << "unsigned long int = " << sizeof(unsigned long int) << " " << fixed << setprecision(2) /*вычисляем максимальное значение для типа данных undigned long int*/ << (pow(2,sizeof(unsigned long int) * 8.0) - 1) << endl << "float = " << sizeof(float) << " " << fixed << setprecision(2) /*вычисляем максимальное значение для типа данных float*/ << (pow(2,sizeof(float) * 8.0 - 1) - 1) << endl << "long float = " << sizeof(long float) << " " << fixed << setprecision(2) /*вычисляем максимальное значение для типа данных long float*/ << (pow(2,sizeof(long float) * 8.0 - 1) - 1) << endl << "double = " << sizeof(double) << " " << fixed << setprecision(2) /*вычисляем максимальное значение для типа данных double*/ << (pow(2,sizeof(double) * 8.0 - 1) - 1) << endl; fout.close(); // программа больше не использует файл, поэтому его нужно закрыть cout << "Данные успешно записаны в файл data_types.txt\n"; system("pause"); return 0; }

Нельзя не заметить, что изменения в программе минимальны, а всё благодаря тому, что стандартный ввод/вывод и файловый ввод/вывод используются абсолютно аналогично. В конце программы, в строке 45 мы явно закрыли файл, хотя это и не обязательно, но считается хорошим тоном программирования. Стоит отметить, что все функции и манипуляторы используемые для форматирования стандартного ввода/вывода актуальны и для файлового ввода/вывода. Поэтому не возникло никаких ошибок, когда оператор cout был заменён объектом fout .

Файлы позволяют пользователю считывать большие объемы данных непосредственно с диска, не вводя их с клавиатуры. Существуют два основных типа файлов: текстовые и двоичные .

Текстовыми называются файлы, состоящие из любых символов. Они организуются по строкам, каждая из которых заканчивается символом «конца строки» . Конец самого файла обозначается символом «конца файла» . При записи информации в текстовый файл, просмотреть который можно с помощью любого текстового редактора, все данные преобразуются к символьному типу и хранятся в символьном виде.

В двоичных файлах информация считывается и записывается в виде блоков определенного размера, в которых могут храниться данные любого вида и структуры.

Для работы с файлами используются специальные типы данных, называемые потоками. Поток ifstream служит для работы с файлами в режиме чтения, а ofstream в режиме записи. Для работы с файлами в режиме как записи, так и чтения служит поток fstream .

В программах на C++ при работе с текстовыми файлами необходимо подключать библиотеки iostream и fstream .

Для того чтобы записывать данные в текстовый файл, необходимо:

  1. описать переменную типа ofstream .
  2. open .
  3. вывести информацию в файл.
  4. обязательно закрыть файл.

Для считывания данных из текстового файла, необходимо:

  1. описать переменную типа ifstream .
  2. открыть файл с помощью функции open .
  3. считать информацию из файла, при считывании каждой порции данных необходимо проверять, достигнут ли конец файла.
  4. закрыть файл.

Запись информации в текстовый файл

Как было сказано ранее, для того чтобы начать работать с текстовым файлом, необходимо описать переменную типа ofstream . Например, так:

ofstream F;

Будет создана переменная F для записи информации в файл. На следующим этапе файл необходимо открыть для записи. В общем случае оператор открытия потока будет иметь вид:

F .open («file» , mode );

Здесь F - переменная, описанная как ofstream , file - полное имя файла на диске, mode - режим работы с открываемым файлом. Обратите внимание на то, что при указании полного имени файла нужно ставить двойной слеш. Для обращения, например к файлу accounts.txt, находящемуся в папке sites на диске D , в программе необходимо указать: D:\\sites\\accounts .txt .

Файл может быть открыт в одном из следующих режимов:

  • ios::in - открыть файл в режиме чтения данных; режим является режимом по умолчанию для потоков ifstream ;
  • ios::out - открыть файл в режиме записи данных (при этом информация о существующем файле уничтожается); режим является режимом по умолчанию для потоков ofstream ;
  • ios::app - открыть файл в режиме записи данных в конец файла;
  • ios::ate - передвинуться в конец уже открытого файла;
  • ios::trunc - очистить файл, это же происходит в режиме ios::out;
  • ios::nocreate - не выполнять операцию открытия файла, если он не существует;
  • ios::noreplace - не открывать существующий файл.

Параметр mode может отсутствовать, в этом случае файл открывается в режиме по умолчанию для данного потока.

После удачного открытия файла (в любом режиме) в переменной F будет храниться true , в противном случае false . Это позволит проверить корректность операции открытия файла.

Открыть файл (в качестве примера возьмем файл D:\\sites\\accounts .txt ) в режиме записи можно одним из следующих способов:

После открытия файла в режиме записи будет создан пустой файл, в который можно будет записывать информацию.

Если вы хотите открыть существующий файл в режиме дозаписи, то в качестве режима следует использовать значение ios::app .

После открытия файла в режиме записи, в него можно писать точно так же, как и на экран, только вместо стандартного устройства вывода cout необходимо указать имя открытого файла.

Например, для записи в поток F переменной a , оператор вывода будет иметь вид:

F<

Для последовательного вывода в поток G переменных b , c , d оператор вывода станет таким:

G<

Закрытие потока осуществляется с помощью оператора:

F.close();

В качестве примера рассмотрим следующую задачу.

Задача 1

Создать текстовый файл D:\\sites \\accounts .txt и записать в него n вещественных чисел.

Решение

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

#include «stdafx.h»
#include
#include
#include
using namespace std;
int main()
{

int i, n;
double a;
//описывает поток для записи данных в файл
ofstream f;
//открываем файл в режиме записи,
//режим ios::out устанавливается по умолчанию
f.open («D:\\ sites\\ accounts.txt» , ios:: out ) ;
//вводим количество вещественных чисел
cout << «n=» ; cin >> n;
//цикл для ввода вещественных чисел
//и записи их в файл
for (i= 0 ; i< n; i++ )
{
cout << «a=» ;
//ввод числа
cin >> a;
f<< a<< «\t « ;
}
//закрытие потока
f.close () ;
system («pause» ) ;
return 0 ;
}

Чтение информации из текстового файла

Для того чтобы прочитать информацию из текстового файла, необходимо описать переменную типа ifstream . После этого нужно открыть файл для чтения с помощью оператора open . Если переменную назвать F , то первые два оператора будут такими:

После открытия файла в режиме чтения из него можно считывать информацию точно так же, как и с клавиатуры, только вместо cin нужно указать имя потока, из которого будет происходить чтение данных.

Например, для чтения данных из потока F в переменную a , оператор ввода будет выглядеть так:

F>>a;

Два числа в текстовом редакторе считаются разделенными, если между ними есть хотя бы один из символов: пробел, табуляция, символ конца строки. Хорошо, когда программисту заранее известно, сколько и какие значения хранятся в текстовом файле. Однако часто известен лишь тип значений, хранящихся в файле, при этом их количество может быть различным. Для решения данной проблемы необходимо считывать значения из файла поочередно, а перед каждым считыванием проверять, достигнут ли конец файла. А поможет сделать это функция F.eof() . Здесь F - имя потока функция возвращает логическое значение: true или false , в зависимости от того достигнут ли конец файла.

Следовательно, цикл для чтения содержимого всего файла можно записать так:

Для лучшего усвоения материала рассмотрим задачу.

Задача 2

В текстовом файле D:\\game\\accounts.txt хранятся вещественные числа, вывести их на экран и вычислить их количество.

Решение

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39

#include «stdafx.h»
#include
#include
#include
#include
using namespace std;
int main()
{
setlocale (LC_ALL, «RUS» ) ;
int n= 0 ;
float a;
fstream F;
//открываем файл в режиме чтения
F.open («D:\\ sites\\ accounts.txt» ) ;
//если открытие файла прошло корректно, то
if (F)
{
//цикл для чтения значений из файла; выполнение цикла прервется,
//когда достигнем конца файла, в этом случае F.eof() вернет истину.
while (! F.eof () )
{
//чтение очередного значения из потока F в переменную a
F>> a;
//вывод значения переменной a на экран
cout << a<< «\t « ;
//увеличение количества считанных чисел
n++ ;
}
//закрытие потока
F.close () ;
//вовод на экран количества считанных чисел
cout << «n=» << n<< endl;
}
//если открытие файла прошло некорректно, то вывод
//сообщения об отсутствии такого файла
else cout << » Файл не существует» << endl;
system («pause» ) ;
return 0 ;
}

На этом относительно объемный урок по текстовым файлам закончен. В следующей статье будут рассмотрены методы манипуляции, при помощи которых в C++ обрабатываются .