Правительство рф обязало организаторов распространения информации год хранить данные для фсб. Организатор распространения информации в сети интернет Зачем это придумали? Такое только в России

​​​​​​​Постановлением Правительства РФ зарегистрированные в Роскомнадзоре организаторы распространения информации (ОРИ) теперь обязаны хранить информацию о сообщениях пользователей и о них самих в течение года, предоставляя её спецслужбам.

Правительство изменило правила хранения организаторами распространения информации (интернет-ресурсы и сервисы, внесённые в специальный реестр Роскомнадзора по указанию ФСБ) сведений о фактах приёма, передачи, доставки и обработки электронных сообщений пользователей и данных о них, тем самым регламентируя некоторые касающиеся ОРИ пункты федерального закона №374-ФЗ («пакет Яровой»). Согласно опубликованному на «Официальном интернет-портале правовой информации» документу, в вышеуказанные правила вносятся следующие изменения:

ОРИ будут обязаны хранить информацию о фактах передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» в течение года;

Предоставлять указанную выше информацию подразделению органа федеральной службы безопасности, уполномоченному на взаимодействие с организатором распространения информации в сети «Интернет» с использованием технических средств и программного обеспечения, необходимых для выполнения возложенных на него задач, в том числе в интересах других уполномоченных органов, путем организации круглосуточного удаленного доступа к информационной системе, эксплуатируемой организатором распространения информации в сети «Интернет».

Вступило в силу данное Постановление Правительства РФ 26.12.2017 года.

Федеральный закон №374-ФЗ, именуемый ещё «пакетом Яровой», постепенно становится кладезем больших и малых правовых курьёзов, что немудрено, поскольку некоторые понятия в законе описаны невнятно, плюс к этому в нём приведено множество отсылок к большому количеству уже существующих федеральных законов и другим правовым нормативным актам, отчего неизбежно могут возникнуть и уже возникают путаницы в праворименении и трактовании некоторых его положений.

В случае с появившимся вчера постановлением Правительства РФ от 16.12.2017 № 1576 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 г. № 759» выясняется ряд интересных обстоятельств.

Согласно одному из требований «пакета Яровой», организаторы распространения информации (мессенджеры, интернет-форумы, мобильные приложения и др.) обязаны с момента вступления его в силу, т.е. уже с 20 июля 2016 года, сохранять вышеуказанную информацию о действиях и взаимодействиях, а также другую информацию о своих пользователях в течение года и передавать её ФСБ - этого требуют привнесённые вышеупомянутым федеральным законом 374-ФЗ поправки в статью 10.1 (пункт 3.1) федерального закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Но, по словам главного аналитика Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карена Казаряна, никто данного требования не исполнял - ни, собственно, сами организаторы распространения информации, ни силовики. Правовая коллизия здесь состоит в том, что до вчерашнего дня все ждали от Правительства подзаконных актов, поскольку именно оно обязано определить порядок исполнения «пакета Яровой», и сделано это должно было быть в кратчайшие после вступления в силу 374-ФЗ время. Однако, как видим, соответствующее Постановление появилось только 16 декабря текущего года и только вступило в силу. Фактически все подпадающие под действие «пакета Яровой» субъекты до вчерашнего дня исполняли Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 г. N 759, который в данный момент противоречит требованиям «пакета Яровой», а значит и ФСБ, и ОРИ вот уже полтора года находятся на положении «нарушителей».

Сохранять же непосредственно сами сообщения пользователей в течение полугода внесённым в соответствующий реестр организаторам распространения информации и операторам связи необходимо будет с 1 июля 2018 года - это факт общеизвестный, но необходимо уточнить, что операторов вышеупомянутое Постановление от 16 декабря не касается, поскольку регулирование их деятельности согласно требованиям «пакета Яровой», - это отдельная песня. Фактически на данный момент регламентирована только работа ОРИ, касающаяся хранения метаданных пользователей. Как вы помните, чётких инструкций относительно хранения всего трафика ни для операторов, ни для ОРИ Правительством пока не разработано, и одним из последних предложений Минкомсвязи является постепенное введение в действие требований 374-ФЗ: сначала операторам и ОРИ предложат хранить «информационный мусор» своих пользователей в течение месяца, затем этот срок будет постепенно увеличиваться.

Ещё одной правовой коллизией «пакета Яровой» является отсутствие конкретики в определении ответственного за разработку регламента выполнения требований «пакета Яровой». С одной стороны, ни для кого не секрет, что этим практически всегда занимается Правительство, и в тексте федерального закона 374-ФЗ об этом сказано, однако если внимательно прочитать каждый пункт, то как раз в п. 3.1 статьи 10.1 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не указано, кто разрабатывает и определяет порядок выполнения требований. А в п. 3.2 такое указание есть - ответственным назначено Правительство России. А в п.6 того же закона, где говорится о «составе информации, подлежащей хранению», уточняется, что «место и правила ее хранения, порядок ее предоставления уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, а также порядок осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в сети «Интернет», связанной с хранением такой информации, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление этого контроля, определяются Правительством Российской Федерации». Исходя из этого, не совсем понятно - имеет ли Правительство (и вообще какой-либо другой госорган) полномочия на регламентирование вопросов, связанных с хранением организаторами распространения информации информации о действиях и взаимодействиях своих пользователей (метаданных) и передаче их ФСБ? Но по факту выхода рассматриваемого постановления - получается, что имеет (что не исключает правовую коллизию и возможность для оспаривания подобных документов в судах).

Также следует обратить внимание, что согласно декабрьскому Постановлению кабмина, информацию о своих клиентах ОРИ обязаны будут предоставлять не только ФСБ, но и «другим уполномоченным органам». Каким - пока неясно. Вопросы вызывает также пункт, касающийся «организации круглосуточного удаленного доступа к информационной системе, эксплуатируемой организатором распространения информации в сети «Интернет»» - какого рода это доступ и что за информационная система по имеющейся у нас информации от ОРИ - никто не знает.

Как мы и предполагали, «пакет Яровой» рождает всё больше и больше правового, финансового и технологического хаоса.

Мессенджер Snapchat включен в специальный реестр Роскомнадзора. Это позволит российским правоохранительным органам направлять сервису запросы на предоставление информации о пользователях

Фото: Patrick Seeger / DPA / Global Look Press

Роскомнадзор внес в реестр организаторов распространения информации (ОРИ) компанию Snap Inc. — владельца Snapchat, говорится в сообщении ведомства. Теперь компания обязана предоставлять пользовательскую информацию по запросу госорганов.

Snapchat — приложение, позволяющее обмениваться фотографиями, сообщениями и видео, которые удаляются через короткое время. Был создан в 2011 году студентами Стэнфордского университета Эваном Шпигелем, Фрэнком Брауном и Бобби Мерфи. Количество активных пользователей в день составляет 166 млн человек. Распределение по странам не раскрывается, компания лишь сообщала, что на Северную Америку и Европу приходится 75% ее пользователей.

По данным Mediascope, подготовленным по запросу РБК, количество пользователей из России, которые зашли в приложение Snapchat хотя бы один раз в июне, составило 412,7 тыс. человек.

Snap Inc. была включена в реестр, после того как в ответ на требование Роскомнадзора предоставила необходимые сведения, уточняется в заявлении регулятора.

К ОРИ относятся сервисы электронной почты, мессенджеры, интернет-форумы и другие площадки, позволяющие обмениваться сообщениями в интернете. Согласно закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации», они должны уведомлять Роскомнадзор о начале осуществления деятельности, а также хранить на территории России информацию о фактах приема, передачи и обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео или иных электронных сообщений пользователей в течение шести месяцев с момента окончания осуществления таких действий. Эту информацию они должны предоставлять по запросу уполномоченным органам, например Федеральной службе безопасности.

По «закону Яровой» с 1 июля 2018 года срок хранения фактов коммуникаций для ОРИ увеличится до одного года. Кроме того, эти сервисы должны будут хранить в срок до шести месяцев аудиозаписи звонков, содержание сообщений и другой контент, отправленный пользователями. Если при доставке и обработке электронных сообщений используется дополнительное кодирование, компании должны предоставлять необходимую для декодирования информацию в ФСБ. В случае невыполнения этих требований сервисы могут быть заблокированы на территории России.

В настоящее время в реестре зарегистрированы 89 ОРИ. Среди них — почтовые клиенты Mail.Ru Group и «Яндекса», облачный сервис «Яндекс.Диск», соцсети «Мой мир», «Мой круг», «ВКонтакте», сервисы знакомств Mamba, Badоo, мессенджеры «Агент@Mail.ru» и др.

Из-за нежелания предоставлять данные для включения в реестр в России была заблокирована онлайн-рация Zello, сайт мессенджера BlackBerry и др. Представитель Zello требования ведомства «абсурдными и невыполнимыми».

В то же время в реестр ОРИ был включен швейцарский защищенный мессенджер Threema. Однако представитель Threema объяснил изданию TJ, что компания действует согласно законодательству Швейцарии и отказывается собирать данные пользователей или передавать их представителям иностранного государства. По его словам, в реестр мессенджер включили представители Роскомнадзора, которые запросили у швейцарцев имя, физический и веб-адрес разрабатываемого ими сервиса.

В июне из-за отказа ​включения в реестр ОРИ под угрозой блокировки в России оказался Telegram. Как неоднократно заявлял его основатель Павел Дуров, мессенджер не намерен выполнять «антиконституционный и нереализуемый технически «закон Яровой», а также другие законы, которые несовместимы с защитой частной жизни и политикой конфиденциальности мессенджера. Однако после публичной переписки с главой Роскомнадзора Александром Жаровым Дуров на своей странице во «ВКонтакте» необходимые ведомству данные, после чего Роскомнадзор самостоятельно включил приложение в список ОРИ.

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей», который, как я пытался убедить читателей , вовсе не «закон о блогерах». Учитывая огромное количество вопросов и возражений, высказанных на разных зеркалах блога, поясняю ситуацию. Если бы в законе было написано «Блогер – физическое лицо, по своей воле периодически публикующее на специально созданном сайте или странице сайта в сети интернет (блоге) свое личное мнение по каким-либо вопросам и проблемам, предоставившее неограниченный доступ к блогу неопределенному кругу пользователей сети и возможность комментировать публикации», первого поста бы не было. Приблизительно такое представление сложилось в обществе о блогерах в настоящее время. Но в 97-ФЗ блогер обладает двумя родовыми признаками:

· он владелец сайта, т.е. владелец совокупности программ для ЭВМ и иной информации, содержащейся в информационной системе (видимо, созданного блогером контента, но точно закон об этом не говорит), доступ к которой обеспечивается посредством сети интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты;

· на сайт, принадлежащий блогеру, в день заходит более 3000 пользователей сети интернет (опять-таки не ясно, в среднем за неделю, месяц, год или в тот день, когда на сайт, оснащенный рекомендованными счетчиками, зайдет в порядке систематического контроля инспектор Роскомнадзора и увидит хотя бы на одном счетчике число более 3000). Что счетчики показывают совершенно разные результаты, наглядно показал на примере своего сайта Тарас Злонов . Когда я писал этот абзац, показатели счетчиков у него не очень плавно колебались от 2 до 411.

Следующим важнейшим субъектом, чья деятельность регулируется новым законом, является организатор распространения информации . Кто же это? Если закон о блогерах, логично предположить, что это тот, кто предоставляет техническую возможность блогеру делиться своими мыслями – всякие там социальные сети, живые журналы, сайты, печатающие или перепечатывающие посты. Внимательно читаем определение части 1 новой ст.10.1 «трехглавого закона»: «Организатором распространения информации в сети "Интернет" является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет"».

Вы точно внимательно прочитали? И что увидели? Я увидел следующее. Если через сайт можно передать, доставить или обработать любое электронное сообщение, то владелец сайта или оператор информационной системы, эксплуатирующий ее по соглашению с владельцем, являются организаторами распространения информации. А это и сайты по бронированию чего угодно, и все интернет-магазины, и сайты, предоставляющие возможность прокомментировать его контент, и т.п.

А теперь приготовьтесь. Вы устойчиво сидите у своего ноутбука? Планшет опасно упасть не может? Тогда читайте. Под определение организатора распространения информации, данное в законе, подпадает любая организация, имеющая собственный почтовый сервер или внутренний портал с возможностью коммуникации персонала между собой.

Более того, если в соответствии с частью 7 статьи 10.2 владельцы сайтов, которые зарегистрированы в соответствии с законом от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» в качестве сетевых изданий, не являются блогерами, то указания на то, что они не являются организаторами распространения информации, в новой редакции закона нет, а значит, они (СМИ в интернете) должны выполнять все обязанности, предусмотренные частями 2-4 ст.10.1. Т.е. уже сегодня, а не с 1 сентября 2016 года, хранить на территории России персональные данные россиян, уведомить о своей деятельности Роскомнадзор и поставить средства СОРМ. Сегодня, а точнее – с 1 августа 2014 года.

И уже ясно, кто определит требования к устанавливаемому оборудованию. С 12 августа вступает в силу Постановление Правительства РФ от 31.07.2014 № 741 «Об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на установление требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым организатором распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в эксплуатируемых им информационных системах». Естественно, этим органом стало Минкомсвязи, которое уже разместило на едином портале сведения о том, что публичное обсуждение проекта соответствующего приказа начато, правда, текст обсуждаемого документа пока не выложило.

Требований к оборудованию СОРМ пока нет. Зато в тот же день, 31 июля, Постановлением Правительства N 759 утверждены «Правила хранения организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информации об этих пользователях, предоставления ее уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации».

И вы знаете, что, помимо прочего, попало в перечень фиксируемой информации? Не поверите. «Фактически фиксируемая коммуникационным сервисом информация об организации приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений, осуществляемых с использованием технологий электронных платежных систем, в том числе информация о произведенных денежных операциях (с указанием информации о корреспонденте-идентификаторе платежной системы, валюты, суммы, оплачиваемой услуги или товаров (при наличии), об иных данных, указанных при проведении денежной операции), осуществленных транзакциях (с указанием идентификатора платежной системы ("электронного кошелька"), суммы прихода либо расхода, иных данных, указанных при осуществлении транзакции)». Банкам, магазинам принимающим платежные карты, владельцам платежных терминалов и прочим организаторам электронных кошельков стоит обратить внимание.

Кстати, про то, за чей счет все это будет фиксироваться, ни в законе, ни в новых постановлениях нет ни слова.

В заключение. Пост – не про здравый смысл. Пост – про буквы, которые написаны в законе.

Добрый день!

Для Вас изменения в закон чреваты не теми последствия, которые касаются блоггеров, т.к. Вы явно блоггером не являетесь (хотя определение блоггера в законе дано достаточно размыто).

Закон вводит новую обязанность - обязанность организатора распространения информации в сети «Интернет». согласно ст 10.1. закона об информации информационных технологиях и о защите информации, которая вводится этим законом,

1. Организатором распространения информации в сети «Интернет» является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет».

Определение предельно широкое, под него, по сути, подпадает любой сайт с форумом.

Согласно указанной выше статье, Организатор распространения информации будет обязан уведомлять Роскомназор о своей деятельности, хранить информацию о пользователях и их сообщениях, предоставлять ее соответствующих органам безопасности, принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения мероприятий таких органов. Но всю конкретику должно установить Правительство, поэтому Вам надо пристально следить за появлением соответствующих нормативных актов. До их появления все указанные обязанности - декларативны.

Обращаю внимание, за невыполнение всех указанных выше обязанностей вводится ощутимая административная ответственность:

Статья 13.31. Неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети «Интернет»
1. Неисполнение организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанности уведомить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет», - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
2. Неисполнение организатором распространения информации в сети «Интернет» установленной федеральным законом обязанности хранить и (или) предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации , информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информацию о таких пользователях - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
3. Неисполнение организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанности обеспечивать реализацию установленных в соответствии с федеральным законом требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах , для проведения уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях осуществления таких видов деятельности, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица." ;

Если организатор не выполняет требования, при этом нарушения установлены постановлением об административной ответственности, то сайт будет заблокирован.

Понятие и кто является

Организатором распространения информации в сети "Интернет" является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет".

ч. 1 ст. 10.1 149-ФЗ "О информации...

Такимобразом, пока в качестве ОРИвСИ регистрируются организации, предоставляющиесервисы электронной почты, социальных сетей, удаленного хранения данных, размещенияблогов и крупных новостных порталов с возможностями ведения дискуссий междупользователями (вне зависимости от наличия или отсутствия регистрации такогопортала в качестве сетевого СМИ). Опасения о том, что в качестве ОРИвСИ вреестр попадут интернет-магазины с формой для обратной связи или официальныевеб-сайты организаций, пока не подтвердились. Также в числе зарегистрированныхлиц пока числятся только российские юридические лица. Известно, что требованияо необходимости подачи уведомлений об осуществлении деятельности ОРИвСИ былинаправлены Роскомнадзором в адрес ряда иностранных интернет-сервисов, таких какFacebook и Twitter, однако по состоянию на 30 января 2015 г. онисоответствующих уведомлений не подали.

А.И. Савельев Коммментарий к 149-ФЗ

Реестр организаторов

Приказ Роскомнадзора от 22 декабря 2014 года № 188 "Об утверждении Порядка ведения реестра организаторов распространения информации в в сети "Интернет"

Не являются организаторами

Обязанности, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на

  • операторов государственных информационных систем,
  • операторов муниципальных информационных систем,
  • операторов связи , оказывающих услуги связи на основании соответствующей лицензии, в части лицензируемой деятельности, а также не распространяются на
  • граждан (физических лиц), осуществляющих указанную в части 1 настоящей статьи деятельность для личных, семейных и домашних нужд. Правительством Российской Федерации в целях применения положений настоящей статьи определяется перечень личных, семейных и домашних нужд при осуществлении деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи.

5-10.1 149-ФЗ

Личные нужды

Постановление Правительства РФ от 31.07.2014 N 747"О перечне личных, семейных и домашних нужд, удовлетворение которых невлечет исполнения обязанностей, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 10.1Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защитеинформации".

Перечень таких личных нужд утвержден Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2014 г. N 747 и включает, в частности: образовательные и научные потребности; потребности, связанные с созданием результатов творческой деятельности, в том числе компьютерных программ; потребности, связанные с приобретением товаров, работ, услуг, поиском работников, размещением информации о вакансиях либо связанные с получением информации о технических характеристиках и потребительских свойствах товаров, качестве услуг, результатах работ. Таким образом, если отдельно взятое физическое лицо создает веб-сайт, на котором осуществляется обсуждение товаров и их потребительских свойств, либо если группой физических лиц реализуется open source проект, то такая деятельность не должна влечь возникновение обязанностей, предусмотренных для ОРИвСИ. Это дает основания для вывода о том, что различного рода нишевые форумы и иные платформы для обсуждения тем, подпадающих под вышеперечисленные потребности, выведены за рамки требований о частичном хранении данных и взаимодействия с компетентными органами. Аналогичным образом, по-видимому, должны оцениваться и веб-сайты, через которые осуществляется продажа товаров гражданами гражданам (C2C).

Необходимо отметить, что формулировки Постановления Правительства РФ N 747 о перечне личных нужд фактически распространяют нормы ст. 10.1 Закона на внутрикорпоративные почтовые коммуникационные сервисы (корпоративную почту, системы обмена мгновенными сообщениями, внутрикорпоративные социальные сети и т.д.). В отсутствие иных четко прописанных исключений можно сделать вывод, что организация, обладающая подобными технологиями, используемыми для внутренних нужд, может рассматриваться в качестве ОРИвСИ со всеми вытекающими последствиями в виде необходимости хранения данных о трафике и пользователях на территории России. В ходе обсуждения проекта вышеуказанного Постановления Правительства N 747 и иных подзаконных актов к ст. 10.1 Закона поправки, которые прямо выводили бы такие внутрикорпоративные отношения за его рамки, были отклонены. Сдержанный оптимизм внушает лишь тот факт, что в ходе совещаний с представителями индустрии сотрудники Роскомнадзора неоднократно заявляли о том, что внутрикорпоративные сервисы не подпадают под действие ст. 10.1 Закона. В качестве основания для такого толкования можно указать на дефиницию "распространения информации", под которой как отмечалось ранее, понимаются "действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц". Поскольку внутрикорпоративные коммуникационные сервисы всегда предполагают ограниченный и заранее определенный круг лиц, которые могут ими воспользоваться (работники организации, определенные лица, взаимодействующие с ней по гражданско-правовому договору и т.п.), то циркулирование информации в рамках таких сервисов нельзя рассматривать в качестве распространения информации, а значит нельзя рассматривать лицо, обеспечивающее их функционирование, в качестве организатора распространения информации в сети Интернет.

Савельев А.И. Комментарий к 149-фз

Обязанности организатора

Порядок выполнения обязанностей

Состав информации, подлежащей хранению в соответствии с частью 3 настоящей статьи, место и правила ее хранения, порядок ее предоставления уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, а также порядок осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в сети "Интернет", связанной с хранением такой информации, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление этого контроля, определяются Правительством Российской Федерации. 6-10.1 149-ФЗ

Ограничение доступа

Организатор обмена мгновенными сообщениями

п. 4.2 ст. 10.1

Проверка

Установлено, что Роскомнадзор не имеет полномочий самостоятельно инициировать проверку. Основаниями для ее проведения являются: - обращения органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ; - истечение срока исполнения организатором распространения информации ранее выданного предписания об устранении нарушения. О проведении выездной проверки организатор распространения информации уведомляется не менее чем за 24 часа до начала ее проведения, кроме случаев, когда в обращении уполномоченного органа указана необходимость ее проведения без предварительного уведомления проверяемого лица. Срок проведения проверки не должен превышать 30 рабочих дней и может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней. Сведения о результатах проверки размещаются в Интернете в течение 5 дней со дня утверждения акта проверки.

Постановление Правительства РФ от 08.04.2015 N 327 "Об утверждении Правил осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информации об этих пользователях. осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информации об этих пользователях.